Главная страница
qrcode

словарь Государство. Право. Права человека. Реут В. Г. Обществоведение


НазваниеРеут В. Г. Обществоведение
Анкорсловарь Государство. Право. Права человека.pdf
Дата20.07.2017
Размер0.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаslovar_Gosudarstvo_Pravo_Prava_cheloveka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#27007
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

Реут В.Г. Обществоведение.
Реут В.Г. Обществоведение.
77
ГОСУДАРСТВО. ПРАВО. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Понятие политики.
Политическая система. Государство.
Под названием «Политика» получили известность несколько работ
Аристотеля, сведённые античными редакторами в один философский трактат.
«Политика» была посвящена способам и формам организации власти в полисе, ведению домашнего хозяйства, происхождению семьи и воспитанию молодёжи. Аристотель называл человека существом политическим. Философ считал, что человек становится способным к реализации своих человеческих качеств только в организованном союзе с другими людьми. Государство у него выступает как общение свободных и равных граждан. Таким образом,
Аристотель отождествлял понятия государства и общества. Он считал, что политика представляет собой возможность для всех членов общества пользоваться властью и подчиняться ей во имя достижения общественного блага и счастья.
В современном значении политика обозначает сферу отношений
между большими социальными группами по поводу установления,
организации работы и способов изменения власти в обществе и
государстве.
Политическая культура – это исторически сложившаяся система политических отношений, а также процесс производства и воспроизводства составляющих её элементов в ряде сменяющих друг друга поколений.
Современная политическая типология (Г. Алмонд, С. Верба):
1.
Патриархальная политическая культура – свойственна обществу, в котором не сформировалась политическая система. Существуют жёсткие предписания
2.
Подданническая политическая культура – пассивное отношение к политической системе, когда народ признаёт особый авторитет и роль власти в жизни общества.
3.
Активистская политическая культура – отражает общественную ориентацию индивидов на активную роль в политической системе.
Совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга политических организаций, на основе которых формируется политическая власть, а также политические и правовые нормы, регулирующие отношения между ними, носят название политической системы общества. Политическая система имеет определённую структуру. В политическую систему общества входят:
1)
политические институты – государство, политические партии, общественные организации;
2)
политические действия – выборы, референдумы, митинги, войны, революции;
3)
политическое сознание – представления различных социальных групп об идеале государственного устройства и способах удовлетворения своих интересов.

Реут В.Г. Обществоведение.
Реут В.Г. Обществоведение.
78
Основным элементом политической системы общества является
государство
, которое понимают как политическую организацию,
обладающую верховной властью на определённой территории. Рассмотрим теории происхождения государства, которые получили наибольшее распространение.
Теория
естественного
происхождения
была предложена древнегреческими философами. Согласно Аристотелю, государство возникает в результате взаимодействия природных и социальных факторов. Разрастаясь, семья превращается в селение, несколько селений создают полис.
Политическая власть разделяется естественным способом. Некоторые люди от рождения склонны к тому или иному поведению – к господству или подчинению. Государство представляет собой общение людей ради достижения всеобщего блага, которым является политическая справедливость.
Большинство мыслителей Древней Греции исходили из того, что человеческий разум и жизнь общества в целом подчинёны законам мироздания. По этой причине законы, которые принимаются в государстве, должны находиться в гармонии с Космосом и служить отражением всеобщего порядка вещей. Только в таком государстве граждане станут добродетельны.
Теория общественного договора возникла в Новое время. Она представляет собой учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного договора между людьми. Согласно Т. Гоббсу, до появления государства не существовало общей власти, законов и справедливости. Отношения в обществе были основаны на разуме, нравственности и естественных законах, которые сводились к общему правилу: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».
Естественные законы не обладали принудительной силой и не являлись обязательными. Они были не в состоянии гарантировать человеку личную безопасность и сохранность имущества. Свобода человека не была ничем ограничена и не предполагала установление ответственности за нарушение естественных законов. В своей работе «Левиафан», Т. Гоббс утверждал, что вследствие эгоистической природы человека, постоянным состоянием общества была «война всех против всех». В конечном итоге, люди осознали необходимость учреждения государственной власти и передачи ей части своих прав, для обеспечения общественной безопасности.
По мнению Т. Гоббса, для того чтобы обуздать человеческие пороки и установить общественный порядок, государство должно обладать неограниченной властью и держать всех граждан в страхе и повиновении.
Философ сравнивает государство с библейским чудовищем Левиафаном,
«пожирающим людей целиком». Лучшей формой государства он считал абсолютную монархию. В наше время, многие исследователи видят в Т.
Гоббсе апологета тоталитаризма.
Другой приверженец теории общественного договора Дж. Локк считал, что договорные отношения людей с государством – это процесс, основанный на принципе согласия. Государственная власть должна быть ограничена и иметь свои пределы. Гражданами управляют не органы власти,

Реут В.Г. Обществоведение.
Реут В.Г. Обществоведение.
79 а законы, которым подчиняется и само государство. Народ является единственным источником власти и вправе свергнуть деспотического правителя, который нарушает условия общественного договора. У Дж. Локка государство играет роль «слуги» и «ночного сторожа», охраняющего спокойствие граждан. Впоследствии, идеи философа были положены в основу теории правового государства и гражданского общества.
Теория классового происхождения была выработана К. Марксом.
Согласно его концепции, государство появилось в результате изменения социально-экономических отношений, возникновения классов и обострения борьбы между ними. По мнению К. Маркса, государство выступает в качестве механизма принудительной власти богатых над неимущими.
Государство и право являются закономерным атрибутами общественно- экономических формаций основанных на частной собственности: рабовладельческого общества, феодализма, капитализма. В период родового строя частная собственность ещё не сформировалась, поэтому причины для возникновения государства отсутствовали. В будущем, уничтожение частной собственности как основы социальных классов повлечёт за собой отмирание государства и права, создаст условия для перехода к бесклассовому коммунистическому обществу.
Теория классового происхождения оказывает значительное влияние на современное понимание сущности государственной власти. В исторических дисциплинах до сих пор используется деление на типы государства в соответствии со способом производства: рабовладельческое, феодальное,
капиталистическое, социалистическое. Случается, что в учебных пособиях по обществоведению, причины возникновения государства, названные К.
Марксом, приводятся как общепринятые:
1)
углубление общественного разделения труда;
2)
появление частной собственности;
3)
сосредоточение управленческих функций у определённых лиц.
Тем не менее, существуют и другие теории происхождения государства. Например, необходимость появления государственной власти для осуществления масштабной хозяйственной деятельности, такой как создание системы ирригационного земледелия в Египте, Китае, Междуречье.
Завоевание слабых племен более организованными и формирование из числа победителей правящей элиты: Спарта, Рим, государства ацтеков, инков.
Некоторые исследователи утверждают, что главную роль при возникновении государства и формировании политической системы общества играют природно-климатические условия обитания человека. Так в зонах благоприятных для развития сельского хозяйства складываются предпосылки формирования монархии.
Предполагают, что у земледельческих культур, под влиянием непрестанно повторяющихся аграрных циклов, с большей степенью вероятности возникнет форма правления, основанная на наследственной передаче власти. В регионах, где географические условия способствуют развитию торговли, появляются республики. В переменчивой торговле успех зависит от личных качеств

Реут В.Г. Обществоведение.
Реут В.Г. Обществоведение.
80 человека, его коммуникабельности и ответственности. Базовыми ценностями общества становятся индивидуализм и личная свобода. Вместе с ними приходит осознание важности участия в управлении государством и выборности органов власти.
Таким образом, государство складывается под воздействием целого комплекса факторов, из которых сложно выделить самый главный.
Рассмотрим основные признаки и функции государства.
Основные признаки государства:
1)
Территория – государство представляет собой территориальную политическую организацию, в отличие от рода, власть которого распространялась на всех его членов, вне зависимости от их местонахождения.
2)
Население – институт гражданства характеризует принадлежность людей к определённому государству, в рамках которого устанавливаются основные социальные и политические связи.
3)
Суверенитет – верховенство государственной власти во внутренней и независимость во внешней политике.
4)
Публичная власть – существование системы органов управления государством и профессиональных государственных служащих.
5)
Право
(правотворчество)
– издание законов относится к исключительной компетенции органов государственной власти.
К внутренним функциям государства относятся:
1)
защита существующего социального строя, прав и свобод человека, охрана общественного порядка;
2)
координация экономической деятельности;
3)
организация системы социального обеспечения;
4)
формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения.
К внешним функциям государства относятся:
1)
защита национальных интересов государства в международной политике;
2)
участие в международных организациях, заключение соглашений с другими странами;
3)
обеспечение обороны и территориальной целостности.
Помимо указанных признаков, государство отличается от других политических организаций современного общества монополией на применение легального насилия. Не менее важными характеристиками государства являются тип политического режима, форма правления и форма государственного устройства.
Политический режим – это совокупность характерных для определённого государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, господствующих форм идеологии, состояния политической культуры.
Основными видами существующих политических режимовявляются:
1)
Демократия – политический режим, при котором единственно легитимным источником власти в государстве признается народ
(различают прямую и представительную демократию).

Реут В.Г. Обществоведение.
Реут В.Г. Обществоведение.
81 2)
Теократия – политический режим, при котором важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам, а религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.
3)
Авторитаризм – политический режим, в основе которого лежит личный диктат властителя и силовые методы управления.
4)
Тоталитаризм
– политический режим с полным контролем государственной власти над человеком, огосударствлением всех сторон общественной жизни.
Форма правления – этопорядок образования и способ организации органов государственной власти. По форме правления различают:
1. Монархия – власть принадлежит одному лицу и передаётся, как правило, по наследству: а) абсолютная монархия – глава государства владеет всей полнотой власти
(Бруней, Бутан, Оман, Саудовская Аравия); б) конституционная монархия:
1)
парламентская – монарх обладает представительскими функциями, власть принадлежит выборным органам (Англия, Швеция, Дания,
Испания);
2)
дуалистическая – власть разделена между монархом, обладающим всей полнотой исполнительной власти и ограниченной законодательной властью и представительным органом (Марокко, Иордания).
2. Республика (от лат. res publica – дело народа) – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением на определённый период времени: а) парламентская республика – должность президента отсутствует или президент избирается парламентским голосованием, парламент избирается населением, правительство формируется парламентом из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах (Австрия, Албания,
Венгрия, Германия, Греция, Швейцария); б) президентская республика – президент избирается населением на всеобщих прямых или косвенных выборах, парламент избирается населением, правительство формируется президентом (США, Мексика); в) смешанная республика – президент избирается населением на прямых всеобщих выборах, в формировании правительства участвует президент
(предлагает кандидатуры) и парламент (Болгария, Польша, Франция).
Точное число существующих государств назвать достаточно проблематично, так как некоторые из них не получили признания международного сообщества (Абхазия, Карабах, Приднестровье, Северный
Кипр, Сомалиленд), другие добились официального признания, но не обладают суверенитетом (Палестина, Западная Сахара). Стоит отметить, что правом признавать или не признавать государство обладают только субъекты международного права, то есть другие государства. Признание государства, как правило, происходит в форме установления с ним дипломатических отношений. Поскольку ООН или другие международные организации не являются государствами, они не правомочны признавать государство.

Реут В.Г. Обществоведение.
Реут В.Г. Обществоведение.
82
На сегодняшний день в мире насчитывается более 190 государств, из которых в 30 государствах сохраняется монархия, в остальных установлена республиканская форма правления.
Половина республик является президентскими, четверть – парламентскими и ещё четверть – смешанными республиками. Нужно понимать, что законодательство в некоторых странах настолько динамично изменяется, что не позволяет однозначно отнести их к какому-либо типу республики.
Форма государственного устройстваэтонациональное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти:
1.
унитарное (от лат. unitas – единство)– государство, не имеющее внутри себя обособленных территориальных и национальных государственных образований, административно-территориальные единицы не обладают признаками суверенности, имеют единую конституцию и гражданство
(Франция, Япония, Швеция, Финляндия).
2.
федерация (от лат. foederatio – союз) – юридически единое государство, в котором административно-территориальные единицы обладают признаками частичной суверенности и, как правило, не имеют права выхода из него (Германия, Канада, Китай, Россия, США).
3.
конфедерация (от лат. confoederatio – связывать союзом, соединять) – союз нескольких государств, сохраняющих полную суверенность и имеющих общие органы власти и управления, характеризуется отсутствием единой территории и гражданства, государства сохраняют право свободного выхода из конфедерации (признаки конфедерации существуют у
Европейского союза).
Среди компактных моноэтнических стран преобладают унитарные государства. В мире насчитывается порядка 20 федераций, многие из них являются странами-гигантами. В федерациях в общей сложности проживает около 40% населения земного шара. В настоящее время в официальном названии Швейцарии – Швейцарская конфедерация – сохранилось отображение прежней формы территориального устройства, тем не менее, страна стала федерацией ещё в середине XIX века.
По форме правления Республику Беларусь относят к президентским
республикам с эффективной президентской властью. По форме государственного устройства Республика Беларусь является унитарным государствам, тогда как Союзное государство России и Беларуси строится на основе конфедерации.
Термины:
Плюрализм
(политический)
– право придерживаться различных политических взглядов, свободно высказывать собственную точку зрения.
Политикаучастие в делах государства; совокупность действий представителей класса, партии, государства в интересах субъектов, которые они представляют.

Реут В.Г. Обществоведение.
Реут В.Г. Обществоведение.
83
Политическая социализация – процесс усвоения личностью политических ценностей.
Политология – этонаука, изучающая закономерности и формы развития политических явлений в обществе.
Суверенитет – верховенство государства во внутренних и независимость во внешних делах.
Думаем:
1.
Какие преимущества и недостатки имеет каждая из следующих теорий происхождения государства: естественного происхождения, общественного договора, классового происхождения?
Право.
Право – это исторически сложившаяся система установленных или санкционированных государством, охраняемых мерами государственного принуждения социальных норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом