Главная страница
qrcode

диплом!!!. Российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования


Скачать 81.36 Kb.
НазваниеРоссийской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Дата18.10.2019
Размер81.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладиплом!!!.docx
ТипДокументы
#65891
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С. П. КОРОЛЕВА»
Юридический факультет

Кафедра - государственного и административного права

Специальность – 40.03.01 Юриспруденция

Профиль – государственное право

Квалификация (степень) - бакалавр
Выпускная квалификационная работа
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Выполнил студент

8401-400301D группы

Очной формы обучения
Дрягин Александр Сергеевич

___________[подпись]
Научный руководитель:

к. ю. н.,

доцент кафедры
государственного и административного права

Варфоломеева Наталья Петровна

___________[подпись]


Допускается к защите:
Работа защищена
зав. Кафедрой государственного и
«____»______________2018 г.
административного права
Оценка____________________
_______________В. В. Полянский


«____»______________2018 г.




Самара, 2018

Содержание

Стр.
Введение................................................................................................................4
Глава Ⅰ. История формирования института Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
§1. Зарубежный опыт в сфере защиты прав предпринимателей.....................7
§2. Предпосылки к учреждению института Уполномоченного по правам
предпринимателей в РФ......................................................................................13
Глава Ⅱ. Правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
§1. Статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей как должностного лица...............................................................................................................19
§2. Компетенция Уполномоченного по защите прав предпринимателей…...27
Глава Ⅲ. Деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
§1. Деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2012-
2017 годах...............................................................................................................45
Заключение.............................................................................................................55
Библиографический список..................................................................................
Приложение............................................................................................................
Введение

После многочисленных войн и международных конфликтов, произошедших в ХХ веке, человечество логично подошло к тому, что права и свободы нуждаются в серьезной защите. Произошедшие в последние десятилетия изменения в экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод не только человека в ранг первоочередной задачи государства, но и предпринимателей, в связи с развитием института предпринимательства после перехода на рыночную экономику.

В настоящее время институт омбудсмена существует в более чем 50 странах с различными формами правления: президентских республиках (Финляндия, Франция, США), парламентских республиках (Швейцария, Австрия, ФРГ), конституционных монархиях (Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Великобритания, Канада).

Внедрение института уполномоченного по правам предпринимателей – это важнейший шаг в формировании более качественного механизма реализации права на защиту предпринимателей в РФ, а также улучшение общего состояния малого и среднего бизнеса в нашем государстве. Кроме того, введение этого института, а также создание некоторого пласта нормативно-правового материала, связанного с регулированием деятельности Уполномоченного, является проявлением административной формы вмешательства государства в экономику.

Следовательно, Уполномоченный не только способствует наилучшей реализации права на защиту российских бизнесменов, но и является показателем того, что государство реагирует на экономические изменения, мнение общественности, а также призывы самих предпринимателей.

Безусловно, учреждение данного института носит однозначно положительный характер. Это показывает и опыт зарубежных государств (в различных государствах, наиболее развитых с правовой точки зрения учрежден в той или иной форме институт Уполномоченного по правам предпринимателей: США – бизнес омбудсмен, в Австралии – комиссар по вопросам малого бизнеса, в Пакистане – налоговый омбудсмен, в Канаде особая форма данного института – специальный советник министра по государственным доходам, исполняющий функции налогового омбудсмена. Кроме того, в Канаде также действует омбудсмен по вопросам закупок). Таким образом, Уполномоченный по правам предпринимателей является важным элементом в государственно-правовом механизме не только в нашем государстве, но и также во многих других государствах мира. Причем необходимо заметить, что нет определенной четкой тенденции того, что данный институт учреждается в странах только англо-саксонской правовой системы или только в странах романо-германской правовой системы. Следовательно, учреждение бизнес-омбудсмена не является характерной чертой для какой-либо правовой системы, это нечто всеобщее и должное, в котором возникает необходимость вследствие развития и преобразования экономических и рыночных отношений.

Тема настоящего исследования очень актуальна. Думается, что по данной теме имеется огромный простор для юридической мысли – должность бизнес-омбудсмена была учреждена всего лишь в 2012 году. Ввиду молодости данного института следуют не только некоторые изъяны в правовом регули- ровании, но и недостаток исследовательских работ по данной теме. Это приводит к тому, что актуальность исследования данной темы чрезвычайно высока – существует возможность высказать точку зрения, отличной от ранее высказанных, имеется возможность предложить уникальные изменения в законодательстве, которые помогут усовершенствовать реализацию полномочий бизнес омбудсмена. С нашей точки зрения, современная экономика России – это рыночная экономика, которая динамично развивается. Для дальнейшего экономического роста, для более эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, для развития различных сфер бизнеса и поддержания динамичного развития экономических отношений необходимо учреждение должности Уполномоченного. Поэтому исследование данной темы является актуальной и в связи с остротой проблемы нашего бизнеса в настоящее время.

Интересным представляется рассмотреть практический опыт деятельности нынешнего бизнес-омбудсмена Титова Б. Ю., изучить, насколько успешной является его деятельность и какие качественные изменения произошли в системе предпринимательских отношений.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также в ходе реализации его компетенции, установленной действующим законодательством. Интересным представляется вопрос того, насколько обширной является компетенция бизнес-омбудсмена, стоит ли перед ним проблема недостатка полномочий для рассмотрения обращений и разрешения проблем, стоящих перед ним.

Предметом настоящего исследования являются правовые нормы, которые устанавливают порядок деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей. В частности, в данной работе будет обращено внимание на различные правовые нормы, которые содержатся в следующих нормативных актах: Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ, Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 N 78-ФЗ и иные нормативные акты, в том числе закон Самарской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Самарской области…» от 18 ноября 2013 года N 103-ГД .

Целями настоящего исследования являются:

Во-первых, изучение статуса бизнес-омбудсмена как должностного лица. Во-вторых, изучение компетенции уполномоченного по правам человека, а также ее реализации. В-третьих, это установление эффективности деятельности Уполномоченного в настоящее время – насколько эффективней стала защита прав предпринимателей, является ли востребованным данный институт, насколько эффективно справляется со своими обязанностями нынешний Уполномоченный и так далее.

Чтобы достичь поставленных ранее целей исследования необходимо обозначить задачи, которые следует достичь. Задачами настоящего исследования являются:

Во-первых, изучение существующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Уполномоченного.

Во-вторых, выявить наличие проблемных аспектов в реализации правового статуса уполномоченного по правам предпринимателей и способы преодоления этих проблем.

В-третьих, предложить законодательные изменения, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности уполномоченного и ускорению его реакции на обращения.

Настоящее исследование состоит из трех глав. Первая глава посвящена истокам развития института бизнес-омбудсмена в зарубежных странах, истории развития и формирования настоящего института, его преобразованиям с течением времени. Также данная глава затронет и предпосылки учреждения этой должности в Российской Федерации. Вторая глава посвящена правовому статусу Уполномоченного по правам предпринимателей: в этой главе будут раскрыты вопросы статуса Уполномоченного как должностного лица, а также обозначен круг полномочий и сфера их реализации. И, наконец, в третьей главе, будут раскрыты аспекты деятельности нынешнего бизнес-омбудсмена Титова Б. Ю. с момента учреждения должности в 2012 году по настоящее время. Также будет уделено внимание и тому, какие направления деятельности будут затронуты им в последующие годы.

Глава Ⅰ. История формирования института Уполномоченного по правам предпринимателей в РФ
§1. Зарубежный опыт в сфере защиты прав предпринимателей
Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г1
Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Проводя анализ опыта зарубежных стран касательно использования в своей правовой системе института Уполномоченного по правам предпринимателей, следует заметить, что в большинстве государства, где функционируют омбудсмены, содействие защите прав предпринимателей, нарушаемых органами публичной власти, осуществляет омбудсмен общей компетенции. Например, в Австралии Омбудсмен Содружества рассматривает жалобы на административные действия правительственных департаментов и агентств

Одновременно с этим он выполняет функции омбудсмена по вопросам иммиграции, уполномоченного по вопросам информации, налогового омбудсмена, омбудсмена по вопросам деятельности правоохранительных органов2
Отметить нужно и то, что в ранее названной Австралии омбудсмен в ранее названной Австралии омбудсмен выполняет роль налогового омбудсмена при содействии в разрешении споров между налогоплательщиками и Налоговой службой Австралии.

Данная модель осуществления деятельности Уполномоченного имеет свои положительные и отрицательные черты. К явным плюсам следует отнести то, что взаимодействие органов публичной власти с субъектами предпринимательской деятельности тождественны принципам взаимодействия с иными субъектами. Также к положительному моменту следует отнести и то, что не существует необходимости в дополнительных расходах из бюджета для финансирования деятельности специализированных омбудсменов. Наконец, третьим важным моментом является то, что имеет место возможность оценки ситуации с защитой прав граждан в отношениях с публичной властью в рамках одного института.

Негативными же чертами этой модели являются отсутствие специализации и учета специфики отношений с участием предпринимателей, а также ограниченные возможности, по детальной оценке, уровня защиты прав предпринимателей и состояния бизнес-климата.

Таким образом, анализируя построение правовой защиты предпринимателей в Австралии, отмечаем то, что у них выстроена так называемая «общая» модель. «Общая» модель – это такая модель, согласно которой у бизнес-омбудсмена в руках находится различная компетенция, не ограниченная лишь разрешением споров с участием предпринимателей. Тем не менее, с нашей точки зрения, содействие защите прав предпринимателей может осуществляться и специализированными омбудсменами. Рассматривая мировую тенденцию, можно заметить, что часто различные государства создают должности омбудсменов именно с ограниченной компетенцией. Применительно к функционированию института Уполномоченного по правам предпринимателей можно выделить две схемы их возможного функционирования.

В рамках первой схемы (1+N) специализированные омбудсмены действуют наряду с омбудсменом общей компетенции. Например, в Испании наряду с Защитником народа функционирует Совет по защите прав налогоплательщиков в рамках Министерства экономики и финансов. Вторая схема (0+N) предполагает наличие специализированных омбудсменов, встроенных в систему государственной власти в отсутствии омбудсмена с общей компетенцией. В Канаде на федеральном уровне функционирует омбудсмен по вопросам государственных закупок и налоговый омбудсмен, однако омбудсмена с общей компетенции нет3
Для бизнес-омбудсменов основным критерием специализации выступает наличие у заявителя статуса предпринимателя. Используются дополнительные критерии – круг органов, действия (бездействие) которых обжалует заявитель; характер вопросов, разрешаемых омбудсменом; иные характеристики заявителя – гендерный признак, род деятельности, принадлежность к малому или среднему бизнесу, или их совокупность. Бизнес-омбудсмены получили широкое распространение в США, где в основе экономического курса лежит развитие предпринимательства и принцип «самозанятости» населения4
Кроме того, помимо общегосударственных бизнес-омбудсменов, могут создаваться и омбудсмены в отдельных штатах. Например, в штате Мичиган создан особый бизнес-омбудсмен в сфере чистого воздуха.

Налоговые омбудсмены учреждаются в государствах с диаметрально противоположным политическим устройством, разными правовыми системами и на разных уровнях осуществления публичной власти (на национальном уровне в Пакистане функционирует Налоговый омбудсмен).

Ранее упомянутый налоговый омбудсмен в Пакистане рассматривает случаи ненадлежащего администрирования со стороны подразделений в сфере государственных доходов и налоговых работников. Он не рассматривает споры, подведомственные судам, и вопросы оценки дохода, определения налоговой задолженности, классификации или оценки товаров, толкования законодательства, регламентирующего данные вопросы.

В Канаде существует особая форма налогового омбудсмена в этом государстве «Генерал-губернатор в совете» назначает специального советника министра по государственным доходам. Этот советник по государственным доходам выполняет функции налогового омбудсмена. Деятельность омбудсмена основана на запросах министров. Соответственно, существует порядок отчетности налогового омбудсмена перед министром.

Также в ранее упомянутой Канаде существует еще один вид омбудсменов – омбудсмен по вопросам закупок. Рассматривая опыт других государств, отмечаем, что данный вид омбудсменов широкого распространения не получил.

В Канаде же он появился совсем недавно – в 2008 году. Такие омбудсмены выполняют функцию института альтернативного разрешения споров. Нередко можно заметить, в той же самой Канаде, что омбудсмены по вопросам закупок могут выступать медиаторами при возникновении споров между контрагентами.

Таким образом, мировой опыт применения омбудсменовских и сходных их схем к отношениям, сторонами которых выступают субъекты предпринимательской деятельности и органы публичной власти, небольшой. Указанные схемы применяются в современном мире как к отношениям, имеющим властную природу (лицензирование, налоговые правоотношения и т. д.), так и к отношениям по своей сути частноправовым (например, государственные закупки). Очевидна тенденция дифференциации компетенции омбудсменов применительно к отношениям с участием субъектов предпринимательской деятельности, что способствует более эффективному функционированию данного института в сфере содействия защите прав предпринимателей.

Следовательно, на основании ранее изложенных положений сделаем следующие выводы. Во-первых, зарубежный опыт показывает, что существует два вида омбудсменов: общей компетенции и специальной компетенции. Различие между двумя разновидностями этих омбудсменов заключается в широте круга его полномочий. Однако, представляется, что создание Уполномоченных со специальной компетенции более целесообразно. Создание узкоспециализированных омбудсменов, как правило, продиктовано объективными причинами, связанными с необходимостью дополнительного содействия разрешению споров в определенной проблемной сфере общественных отношений (в частности, лицензирование) или с возникновением необходимости защиты определенной группы предпринимателей, нуждающихся в дополнительной поддержке (субъекты малого и среднего предпринимательства). С нашей точки зрения, в Российской Федерации действует Уполномоченный по правам предпринимателей с узкоспециализированной компетенцией.

Во-вторых, анализируя две ранее рассмотренных схемы (0+N, 1+N), можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации действует схема 1+N. Это выражается в том, что наряду с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации действует бизнес-омбудсмен. Применение данной схемы оправдано. Сфера бизнеса в нашем государстве является одной из самых уязвимых (тем самым «проблемным правоотношением). Следствием этого стало учреждение данного института для разрешения проблем предпринимателей и защите их прав.

§2. Предпосылки к учреждению института Уполномоченного по правам предпринимателей в РФ
Становление института Уполномоченного по правам предпринимателей в Российской Федерации – одно из самых главных достижений демократии в нашем обществе. Институт бизнес-омбудсмена создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Как и любое другое новшество, данный институт был учрежден в связи с определенной общественной потребностью в нем. Учреждение должности Уполномоченного по правам предпринимателей связано с то зачастую субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить спорные ситуации, которые связаны с нарушением их субъективных прав и законных интересов. Наиболее часто субъективные права и законные интересы нарушаются в тех случаях, когда правовые отношения носят административный уклон, то есть это такие отношения, которые возникают между субъектом предпринимательской деятельности и административным органом (представителем власти). Трудности у предпринимателей связаны с тем, что возникают различные административные барьеры, со стороны представителей власти может осуществляться бюрократическое давление. Конечно, нередки и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Начало формирования предпосылок к учреждению Уполномоченного можно отнести к 2002 году, когда была создана организация «ОПОРА РОССИИ». Данная организация в то время способствовала помощи в разрешении проблем малого и среднего бизнеса. В 2003 году данная организация претерпела структурные изменения – было создано бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей и инвесторов. В первую очередь это бюро было создано для оказания юридической помощи предпринимателям, для защиты их интересов при неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления, и их должностных лиц.

Одной из немаловажных предпосылок является также и негативная ситуация, сформировавшаяся вокруг реализации прав и свобод предпринимателей в Российской Федерации. Очень часто предприниматели, несмотря на свой особый статус, а также и то, что формально являются сильной стороной в правоотношениях с потребителями, не способны в полном объеме реализовывать свой правовой статус. Нередко предприниматели сталкиваются с бюрократическими изъянами, административным произволом, а также коррупционной составляющей. Вследствие этого предпринимателям необходим институт, который будет стоять на защите их прав. Безусловно, говоря об этом, отмечаем, что уже существуют определенные институты, куда предприниматель мог бы обратиться: Уполномоченный по правам человека, в судебную систему Российской Федерации (согласно подведомственности дела). Тем не менее, несмотря на существование этих способов защиты нарушенного материального права предпринимателя, их нельзя назвать достаточно эффективными: рассматривая Уполномоченного по правам человека, отмечаем, что данное должностное лицо осуществляет защиту прав человека в общем виде; иными словами, его компетенция — это защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Сфера предпринимательская является особой, специальной сферой, обладающей специфическими чертами, где необходимы специальные познания. Рассматривая судебный способ защиты, отмечаем, что у судей огромное количество дел и получить помощь в восстановлении своего материального права предпринимателю будет затруднительно. Вследствие этого возникает естественная потребность в специальном институте, который будет обеспечивать защиту прав предпринимателей.

В прошлом абзаце нами были рассмотрены административный и судебный способ защиты прав предпринимателей, которые мы признали неэффективными. Также существует способ защиты нарушенного права, именуемый так называемой самозащитой. Под самозащитой в данном случае следует понимать непосредственно обращение предпринимателя к нормам закона и поиск среди них механизмов защиты своего нарушенного права. Самозащита, таким образом – это проявление определенной активности предпринимателя, которая направлена на восстановления своего права (например, проведение переговоров с контрагентом для урегулирования споров).

Немаловажной предпосылкой является послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 года. В данном послании было озвучена мысль о том, что для обеспечения решения социальных задач, необходимо обеспечить рост экономического сектора. При этом, отмечалось, что вследствие экономических кризисов, рост экономики замедлился. Причина замедления была найдена не во внешних, а во внутренних факторах. При этом, как было отмечено главой государства, новые факторы развития экономического сектора нам уже хорошо известны5
Практическая реализация такого уровня задач видится через оперативное решение каждодневных проблем предпринимателей – нарушения их законных прав, бюрократического давления на бизнес, коррупции, административных барьеров. Поэтому в 2012-м году одним из ключевых событий в системе поддержки бизнеса стало появление должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве новой составляющей президентской вертикали6
Эффективность их реализации во многом будет определяться тем, насколько федеральные органы власти проводят в жизнь изменения, заметным образом корректирующие институциональную среду для деятельности малого и среднего предпринимательства и в тех сферах, к которым оно особенно чувствительно. Ведь необходимо не просто направить в бизнес-среду различные ресурсы, а обеспечить создание правовых и экономических условий для выживания, роста и развития сектора малого и среднего предпринимательства в нынешних непростых условиях. Эти факторы предопределяют необходимость реализации специальных мер, направленных не только на поддержку малых и средних компаний, но и на создание условий для сокращения неформальной занятости населения. Практическая реализация такого уровня задач видится через оперативное решение каждодневных проблем предпринимателей – нарушения их законных прав, бюрократического давления на бизнес, коррупции, административных барьеров.

Поэтому в 2012-м году одним из ключевых событий в системе поддержки бизнеса стало появление должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве новой составляющей Президентской вертикали и становление института уполномоченных в Российской Федерации в целом. Мы считаем методологически верным рассматривать появление и формирование этого нового для страны явления в качестве органичного элемента общего механизма инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, адаптирующей и малые компании, работающие в этом секторе, и самозанятых, и лиц, желающих организовать и вести свое дело, к непростым экономическим реалиям. Представляет несомненный интерес методология становления и организации работы института уполномоченных на федеральном и региональном уровнях. В обозначенном выше контексте мы рассматриваем практику их деятельности в тесной взаимосвязи с общегосударственными подходами по совершенствованию предпринимательского климата: в первую очередь, использование уже имеющихся инструментария и возможностей – в частности сформированной инфраструктуры поддержки; а также принципы государственно-частного партнерства в решении стратегических задач социально-экономического развития страны – опору на потенциал, опыт, возможности и практику деятельности общественных организаций бизнес-сообщества.

На сегодняшний день задача по учреждению должности Уполномоченного по правам предпринимателей выполнена. Немаловажную роль в этом сыграли 2 важнейших нормативных акта: указ Президента Российской Федерации от 2 июня 2012 года №879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей»7
Создание института бизнес-омбудсмена – это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующие субъектов страны. Его деятельность очень обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы института уполномоченного по правам человека10

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом