Главная страница
qrcode

С. В. Галдобина из архива истории (письмо местных коммунистов Л. И. Брежневу)


Скачать 182.1 Kb.
НазваниеС. В. Галдобина из архива истории (письмо местных коммунистов Л. И. Брежневу)
Анкорelibrary 11658145 98648354.pdf
Дата15.02.2018
Размер182.1 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаelibrary_11658145_98648354.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#37470
Каталог

С.В. ГАЛДОБИНА
ИЗ АРХИВА ИСТОРИИ
(письмо местных коммунистов Л.И.Брежневу)
Значение средств массовой информации в воспитании на- селения, формирования у него мировоззренческих установок хорошо известно. При этом, как правило, оно поддается посто- янной критике и часто сравнивается с советским периодом, где все было «гладко». Но так ли это? Предлагаемый читателям журнала документ опровергает эти расхожие мысли.
Перед нами письмо Леониду Ильичу Брежневу, датирован- ное 1970 г. –от рабочих и инженеров г. Пензы, членов КПСС.
Отраженные в нем мысли говорят, что в сознании простого обывателя, считавшего себя патриотом страны, идеологиче- ская работа в Советском Союзе была далеко от идеала в их понимании.
Например, пионерский лагерь для детей отмечен
«…атмосферой уродливого воспитания»:
«В июне месяце мы забрали наших детей из пионерского лагеря. Забрали потому, что они там предоставлены сами себе, находятся в атмосфере уродливого воспитания, – говорится в письме. Идеологических наставников детей (пионервожатых) они называют «пижонами, пристроившимися на дармовом куске хлеба, живущими своей развеселой “компашкой”, распивающие спиртное и тающие перед западным тряпьем». В самом лагере авторы письма не увидели ничего пионерского, «все пионер- ские традиции: линейки, костры, походы, игры – все это забро- шено ради похабных танцулек под грохот американского джаза, рычания английских битлов».
Особый интерес авторы письма проявили к телевидению, где 50% полезного времени, по их мнению, уходило впустую, а дикторы несли мало полезной для общества информации и занимались «саморекламой». Миллионная аудитория – «это не место для проб и упражнений». «Диктор может быть молодым и красивым. Но молодость и красота не предполагают закончен- ность, опыт, ум, высокие достоинства. Пусть каждый занимает- ся своим делом. Редакционный отдел, художественный совет – обсуждают репертуар, программу, готовят содержание передач, а дикторы – говорят, а актеры – играют, а операторы передают.
Но не наоборот, так как это делается в нашем телевидении», – эти слова звучат как идеологический приговор.
Интересен взгляд авторов письма на спортивные зрелища, ажиотаж вокруг которых «…не способствует духовному обога- щению советского народа, даже способствует внедрению бур- жуазной пропаганды». Отсутствие зрителей на трибунах объяс- няется, в том числе, хулиганскими выходками на стадионах со стороны болельщиков, употребления ими спиртных напитков.
Беспокоит авторов письма и влияние американской пропа- ганды. Приводя пример из собственного опыта, они пишут, что ни одному из них как дружиннику никогда не удавалось задер- жать хулигана, орущего песню «Широка страна моя родная» или «Ах ты душечка»:
«Хулиганы воспитаны и захвачены музыкой Би-Би-Си, пес- нями Высоцкого и Померанчика на тему “А на кладбище все спокойненько”…»
Досталось и телевидению и радио:
«Проамериканские ритмы, которые насаждает в молодые души телевидение и радиостанция «Маяк» – это ни что иное, как ловко замаскированная буржуазная идеологическая дивер- сия, и с этим пора кончать…»
Ознакомление с представленным архивным документом помогает ученым-историкам более объективно взглянуть на наше недавнее прошлое, понять происходившие социальные процессы и умонастроения советского народа в период руково- дства страной Л.И.Брежневым.
* * *
«Уважаемый и дорогой Леонид Ильич, здравствуйте!
Многое изменилось с тех пор, как произошли долгожданные перемены в ЦК. С уходом Хрущева положение дел стало очень заметно изменяться к лучшему. В этом письме мы очень корот- ко Вам скажем большое спасибо, скажем также, что для того, чтобы это спасибо было выражено полностью, не хватит не этой, ни другой тетради. Во многих областях нашей жизни про- изошли огромные экономические, социальные, культурные сдвиги, и для того, чтобы воздать им хвалу, нужны целые тома.
В этом же очень коротеньком письме будут затронуты во- просы, мешающие нам жить.
Мы, авторы письма, члены КПСС со стажами более 10 лет.
Самому старшему из нас 38 лет, самому молодому – 32. По специальности мы разные. Инженер – сменный инженер маши- ностроительного завода, шлифовальщик 5-го разряда, слесарь- монтажник. Живем мы в одном доме, дети наши играют в одном дворе.
Письмо пишется это с июня месяца 1969 года. С тех пор мы не решаемся его послать Вам, боимся оторвем Вас от дела по пустякам. Однако время идет, и мы видим, что это не пустяки.
В июне месяце мы забрали наших детей из пионерского ла- геря. Забрали потому, что они там предоставлены сами себе, находятся в атмосфере уродливого воспитания. Идеологиче- ские наставники наших детей – пижоны, пристроившиеся на дармовом куске хлеба, живут своей развеселой «компашкой», распивают спиртное, тают перед западным тряпьем.
В лагере нет ничего пионерского, все пионерские традиции: линейки, костры, походы, игры – все это заброшено ради по- хабных танцулек под грохот американского джаза, рычания английских битлов. В этом единственном «массовом и культур- ном» мероприятии нет ничего советского. Здесь не звучат пио- нерские песни, нет ни занимательных игр, массовок. Здесь все западное, проамериканское.
В парткоме завода возмутились. Но оказалось, что в Пензе нельзя достать пионерских пластинок. Есть все, что угодно: от пресловутой Пьехи до закордонных битлов все мастей, а вот пионерских песен наши заводы грамзаписи не выпускают.
Вот это-то и послужило причиной письма к Вам, нашему
Генеральному Секретарю, в чьих руках все нити идеологиче- ской работы. Мы считаем, что вопросы, поднятые в письме, в основном зависят от Вашей твердости и принципиальности.
1. О идеологической работе.
а) О действенности идеологической работы.
Ее можно измерять качеством, направленностью, боевито- стью. Но превосходнейший пропагандист, работающий с ауди- торией в 200 человек, ничто по сравнению с диктором Цен- трального телевидения, внутренне млеющего перед западным образом жизни.
Таким образом, при современных массовых методах ин- формации действенность идеологической работы во многом зависит от численности аудитории. В этих условиях приобрета- ет особенно важное значение подбор кадров работников радио и телевидения, их подготовленность, идеологическая убежден- ность, преданность социализму и коммунизму, зрелость пар- тийная и человеческая.
Совершенно недопустимо, чтобы в Центральном телевиде- нии набирались опыта, зрелости, дозревали и созревали та- ланты, работники, деятели культуры.
Миллионная аудитория – это не место для проб и упражне- ний. Диктор может быть молодым и красивым. Но молодость и красота не предполагают законченность, опыт, ум, высокие достоинства.
Пусть каждый занимается своим делом. Редакционный от- дел, художественный совет – обсуждают репертуар, программу, готовят содержание передач, а дикторы – говорят, а актеры – играют, а операторы – передают. Но не наоборот, так как это
делается в нашем телевидении.
Мы все считаем телевидение органом ЦК партии. По нему
– Центральному телевидению, сверяется курс и направление идеологической работы, всеми областными и городскими сту- диями телевидения страны.

А знаете Вы кто такая Карпова?
Это редактор программы Время. Это она и еще несколько подобных ей редакторов совместно со Светланой, Кириллом,
Виктором, Серегой и Ноной задают политический курс страны
1
Мы Вас слышим редко, а их каждый день. Мы читаем со- общения о Пленумах ЦК, о идеологической работе, а слышим интерпретацию деятелей телевидения, вариации на ваши вы- ступления.
Вы говорите об обострении идеологической работы, о не- возможности сосуществования в области идеологии, вскрывае- те пути и методы проникновения буржуазной идеологии, гово- рите о проникновении буржуазной идеологии вместе с художе- ственными произведениями Запада, музыкой, литературой, печатными изданиями, говорите об усилении идеологической борьбы, взываете к партийной и гражданской совести армии коммунистов.
А вот как откликается Центральное телевидение на этот призыв. Перед Вами анализ телевизионных программ Цен- трального телевидения с 12.05 по 1.06.1969 года.
Всего 77 часов передач вечернего времени, начиная с 18 часов.
Из них:
1. Спортивные зрелища (хоккей, футбол) – 24 ч. 25 м (31%).
2. Развлекательные передачи (эстрадные халтурщики всех стран и континентов) – 11 ч. 35 мин. (14%).
3. Военно-патриотическая тематика – 5 ч. (6,7%).
4. Перерывы и объявления – 2 ч. 20 мин. (3%).
Из 100% полезного времени около 50% уходит впустую
(31+14+3=48%), исключая неудачный подбор фильмов, кон- цертных программ.
Вот таковы факты. Из 100% времени всего только 6,7% от- водится на военно-патриотическую тематику.

Позволительно спросить: какую армию хочет призвать те- левидение для защиты рубежей?
Может быть, американскую, как это хотят работники Чехо- словацкого телевидения. Они своего добились…
А мы не хотим, чтобы наше телевидение сыграло такую же пресловутую роль в растлении нашей молодежи.
Нужно сказать, что эти 6,7% проводятся весьма некачест- венно. Этой важной теме отводится 30 минут в неделю и те используются не полностью, прерываются в угоду какого- нибудь ансамбля «Реро», «Тон-тон» и другой пошлости
2
Что мы ждем от передач на эту тему? Показ в рамках бла- горазумия боевых будней армии, пропаганду боевой мощи, поднятия авторитета кадровых командиров-офицеров. Нашей молодежи придется служить под командой советских, а не анг- лийских офицеров, и, тем более, не эсесовцев, форма которых стала настолько популярна среди молодежи, что появились молодежные группы «красных фашистов».
Поэтому необходима популяризация этих опохабленных, замордованных людей. Как правило, это честные, преданные, беззаветные люди, и нет оснований старательно замалчивать их нелегкий и опасный труд.
Объективности ради прикладываем вырезку из газеты
«Красная Звезда», которая подтверждает изложенное выше.
52% передач телевидения приходится на демонстрации фильмов, концертов, спектаклей, телевизионных новостей, журналов. По идее, – это должны быть полновесные в идеоло- гическом смысле передачи. Но это только по идее.
Если в кинематографе часто ссылаются на экономическую сторону вопросов, связанных с репертуаром и выбрасывают на экраны фильмы, пропагандирующие убийства, убийц, преступ- ников, о чем речь пойдет ниже, то в телевидение такой надоб- ности нет.
Совершенно уместно спросить идеологов нашего Цен- трального телевидения, почему, по каким мотивам экран теле- видения представляется фильмам «Сова идет по следу»,
«Ждите моего звонка» и множество других.
Спектакль «Ждите моего звонка» повторен дважды. Во вступлении к спектаклю говорится, что это – фильм о советских чекистах, о работниках милиции в годы становления советской власти. На самом деле – на первом плане подлинные герои фильма: банда «Серого» и сам «Серый». Крупным планом – воровская малина, смазливые, совсем не грязные, доступные девушки, воры в сюртуках и лакированных туфлях, с ужимками и манерами, блатные песни взахлеб с закатыванием глаз.
Убийства, убийства и убийства. Со смаком, с душераздираю- щими подробностями, с надрывом… и где-то на заднем плане – милиционеры – серенькие «менты» – ничтожные, бедные и жалкие при сравнении с блестящим обществом «малины»
3
Вот так на экране дважды в течение шестнадцати часов демонстрировался вредный кинобоевик.
Эта же тема могла бить в набат, если бы подлинными ге- роями фильма стал не «Серый», и «Пашка-Америка», а чеки- сты – с их неустройством, трудностями и опасностями, ответст- венностью огромных задач.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Этот лозунг Ленина известен каждому. В.И.Ленин возлагал огромные надежды на эту синтетическую, жизненно-реальную силу изо- бразительности кинематографа.
Эту силу хорошо видят буржуазные идеологи Запада. Ви- дят ее и наши идеологи:
« … на экранах кинотеатров США – засилие кинобоевиков с убийствами и убийцами в заглавных ролях, раздувается ажио- таж вокруг спортивных зрелищ. Пошлость, секс, халтура навод- няют искусство … воспевается американский образ жизни…»
Ниже будет показано, что тоже самое (с небольшим) без изменений можно отнести в адрес нашего кинематографа и телевидения. Всё – без исключения и даже последнее … «вос- певается американский образ жизни».
Спортивные зрелища отнимают 31% всего объема пере- дач. Нет, это не спорт массовости и здоровья, не физкультура бодрости, не пропаганда спорта – это спортивные зрелища.
Комментатор Сенявский, выступая по телевидению, выра- зился буквально так: «… вся страна замирает в часы футболь- ных и хоккейных баталий».
А мастер спорта Старостин в журнале «Наука и жизнь»
№10 1969 года пишет прямо противоположное:
«…Его величество футбол теряет популярность … полу- пустые трибуны стадионов сигнализируют о неблагополучии в этом виде спорта»
4
Мы слышим… как при трансляции футбола, хоккея, каких- либо гимнастических соревнований, соседи выключают телеви- зоры.

Почему?
Старостин объясняет это «ничейной немощью, потерей рыцарского духа». Мы объясняем это тем примитивом средств, которые составляют внутреннее содержание спортивных зре- лищ.
Сильная нога, высокая стойка, прыжок в три оборота, сило- вой прием и т.д. и т.п.; речевые обороты, зрительные образы, свойственные спортивному зрелищу.
Разве это не удручающе пустынно в век высоко развитого интеллекта, теории относительности и вычислительной техни- ки, разве это не позор для человека космической эры, наслед- ника Толстого, Бетховена, Чайковского, Репина и Ромен Ролла- на?
Почему понимая, что «…ажиотаж вокруг спортивных зре- лищ» не способствует духовному обогащению советского наро- да, даже способствует внедрению буржуазной пропаганды, ЦК

КПСС и Вы лично не предпринимаете действенных мер к при- ведению в порядок некоторых зарвавшихся работников телеви- дения?
Есть одна не менее важная причина непосещения стадио- нов – хулиганство. Стадионы стали местом пьяных оргий, с
драками, оскорблениями и другими проявлениями хулиганства.
Каждый матч при минимуме посетителей со стадиона приво- дится от десяти, пятнадцати хулиганов. Кому интересно быть оскорбленному, обруганному и оплеванному.
По мнению идеологического отдела ЦК и по нашему убеж- дению «…буржуазные идеологи стремятся выявить слабые и сильные стороны, показать практикам, на каких человеческих эмоциях выгодно играть», «…джаз, абстрактная живопись – все используется для экспроприации в социалистические страны буржуазной идеологии», «…специалисты телекомпаний рассы- лают за рубежи США до 500 телефильмов в год», «…текстовые передачи переплетаются с программами «музыка США»…
Вот что пишется в официальных брошюрах, издаваемых идеологическим отделом ЦК. Правильно пишется!
Вот, что пишут за рубежом: «один радиопередатчик сейчас ценнее, чем атомные подводные лодки», и т.д.
Словом, идет «психологическая война», на которую США расходуют огромные средства, в которой занят огромный штат сотрудников, которая ведется по каналам радио, телевидения, заброской печати антисоветского. Это американцы.

А как мы противодействуем?
Символы бывают разные.
Знамя – красный лоскут материи – символ Родины. Этот символ пронесен советским человеком через пот, бои, кровь и миллионы смертей.
Герб СССР – рисунок, олицетворяющий наше государст- венное устройство, наш образ мышления и жизни.
«Интернационал» – партийный гимн коммунистов. С этой песней люди шли на бой, на смерть.
Песня «Широка страна моя родная» – символ Родины –
России – Страны Советов.
«Военный марш» – символ военной поступи бойцов и офи- церов нашей армии.
«Песня о встречном» Шостаковича – символ комсомоль- ских строек.
«Нам песня строить и жить помогает…» – символ трудовых будней.
«Ах ты душечка, красна девица…» – образ, символ русской красоты, особой прелести русской девицы.
«Нежность» Пахмутовой – символ любви.
Но не звучат эти символы по телевидению.
Даже труд рабочих, сталеваров, подвиг колхозников сопро- вождаются в программе «Время» джазовыми танцевальными ритмами проамериканского толка.

Почему?
Разве мы не строим, не создаем, не учим, не изобретаем, не варим сталь? Разве мы все время танцуем? Почему пресло- вутые джазовые ритмы пристегиваются к усталому лицу рабо- чего? Что это за символ? Куда он зовет?
Песня несет большую идеологическую нагрузку, о чем го- ворилось не однажды, и о чем кратко упоминалось выше.
Кажется, Светлов сказал: «Песня на устах молодого чело- века определяет его внутреннее содержание».
Одному из нас как дружиннику никогда не удавалось за- держать хулигана, орущего песню «Широка страна моя родная» или «Ах ты душечка». Хулиганы воспитаны и захвачены музы- кой Би-Би-Си, песнями Высоцкого и Померанчика на тему «А на кладбище все спокойненько»
5
Проамериканские ритмы, которые насаждает в молодые души телевидение и радиостанция «Маяк» – это ни что иное как ловко замаскированная буржуазная идеологическая дивер- сия, и с этим пора кончать.
Танцевальная музыка – на танцплощадки, музыка маршей, песен труда – на стройки, в души пионеров, подростков, комсо- мольцев. Пусть звучат песни Дунаевского, Блантера, Шостако- вича, Хачатуряна и других о любви, о дружбе, о твердости духа, о труде, о героях армии и труда, о городе, поселке, селе. Пусть воспитывают гражданственность, патриотизм, волю к победе, высокие чувства.
Мы просим убрать из программ телевидения символы рес- торанных угаров, жульнических махинаций, преступлений, ко- торые олицетворяет проамериканский джаз. В основе джаза примитивные ритмы, там нет ничего, что связывало бы его с советской многонациональной культурой.
Мы интернационалисты, но когда поставщиком «междуна- родной музыки» (так иногда наша молодежь называет музы- кальные ритмы Запада) является Вашингтон, нетрудно разгля- деть за этим ловко замаскированную идеологическую дивер- сию. Музыка – это не искусство развлечения, – это мощный носитель идеологии.
В этой связи хочется бросить упрек в адрес радиостанции
«Маяк», которая сюсюкает от восторга, смакуя пресловутые джазовые ритмы.
Вот таковы аспекты и результаты идеологического «контр- наступления» нашего телевидения.
Нет, не борется наше телевидение, а способствует проник- новению буржуазной идеологии.
б) Пути повышения действенности идеологической ра-
боты аппарата Центрального телевидения.
На наш взгляд, необходимо провести целый ряд очень нужных мероприятий:
- произвести чистку в аппарате Центрального телевидения с точки зрения определения ценности в проведении идеологи- ческой работы;
- совершенно необходимо снять с должности редакторов отделов людей, не имеющих достаточного опыта в работе;
- совершенно необходимо запретить участие дикторов и других малоквалифицированных работников в художественных и редакционных советах с правом обмена мнениями и решаю- щего голоса, точно также как в ученых советах не могут прини- мать участие с таким правом люди без ученых степеней и зва- ний;
- на наш взгляд, необходимо учредить в аппарате ЦК КПСС должности «главный редактор центрального телевидения»,
«главный редактор центрального радио», также как и в обкомах
КПСС «главный редактор областного телевидения», главный редактор областного радио»;
- необходимо запретить демонстрацию телепередач, не просмотренных художественным советом и идеологическим жюри, которое должно быть образовано из наиболее опытных и идеологически зрелых работников;
- поднять уровень профессионализма работников Цен- трального телевидения путем введения конкурсного приема на замещение вакантных должностей;
- повысить должностные оклады редакторам отделов и членам идеологического отдела.
О Радио
Это, пожалуй, единственное светлое пятно на идеологиче- ском фоне. Видимо, большой опыт, высокий профессионализм, глубокая идейная убежденность этих товарищей заставляет их идти твердо, не сгибаясь и не вихляя из стороны в сторону.
Большое спасибо и низкий поклон работникам радиостан- ции «Коминтерн».
1
По тексту данного письма сложно судить, каких именно сотрудни- ков Центрального телевидения СССР имели в виду авторы. На момент описываемых событий 1969-1970 гг. в дикторском отделе работали следующие сотрудники, чьи имена подходят к упомянутым в тексте людям:
Нонна Викторовна Бодрова (род. 1928) – диктор Центрального те- левидения СССР.
Светлана Михайловна Моргунова (род. 1940) — диктор Централь- ного телевидения СССР, заслуженная артистка РФ.
Светлана Алексеевна Жильцова. Диктор телевидения. Народная артистка России; родилась 30 ноября 1936 г. в г. Москве; окончила педагогический факультет Института иностранных языков: после окон- чания института стала работать на телевидении: вела практически все детские передачи, молодежные викторины, затем программу «КВН»:
несколько лет была ведущей программы «Песни года», вела концерты, принимала участие в учебных программах по английскому языку.
Виктор Иванович Балашов – народный артист России, заслужен- ный диктор Центрального телевидения Советского Союза, участник
Великой Отечественной войны. Награжден двумя орденами Красной
Звезды, орденами «Знак Почета», Отечественной войны.
Виктор Ткаченко – диктор ЦТ, уволен в начале 1970-х гг. за голосо- вую пародию на Л.И. Брежнева.
В тексте письма упомянуты дикторы по имени Сергей и Кирилл. В указанный период людей с такими именами в списке дикторов ТВ не значится. Вероятно, речь идет об Игоре Кириллове.
Игорь Леонидович Кириллов. Родился 14 сентября 1932 г. в г. Мо- скве в семье военнослужащего, окончил Щукинское театральное учи- лище. С 1957 г. – на телевидении. Работал как ассистент режиссера, помощник режиссера, режиссер-постановщик, диктор, литературовед, киновед и т.д. Через 2.5 месяца после прихода на телевидение вышел в эфир, победив на конкурсе дикторов. Являлся диктором программы
«Время» более 30 лет. Возглавлял дикторский отдел на Первом кана- ле.
Главный редактор литературного драматического вещания ЦТ
СССР – Н.П. Карпов, 1968 г.
2
Не ясно, какой именно грузинский творческий коллектив – «Рэро» под руководством Константина Певзнера или «Ореро» под руково- дством Вахтанга Кикабидзе имели в виду авторы письма. Оба коллек- тива были широко известны в это время.
Вокально-инструментальный ансамбль «Тон-тон» основан в 1966 г. при Пермском госуниверситете. Стал известен в
1968 г., заняв первое место на универсиаде в Горьковском государственном университете.
Первоначально исполнялась инструментальная музыка без вокала.
Неоднократно коллектив становился лауреатом музыкальных конкурсов различного уровня. С 1970 г. – на базе ДК машиностроителей Курган- ского машиностроительного завода. В 1974 г. переименован в ВИА
«Кристалл», в 1976 г. распался.
3
«Сова идет по следу» – польский многосерийный детектив, пра- вильное название «Капитан Сова идет по следу», Варшава, 1965 г.
Демонстрировался по ЦТ СССР в конце 1960-х гг.
Многосерийный телеспектакль «Ждите моего звонка» по пьесе Н.
Леонова снят и вышел на экраны ЦТ СССР в 1969 г.
4
Имеется в виду статья Николая Петровича Старостина «Ничей- ная немощь», опубликованная в журнале «Наука и жизнь» № 10 за 1969 одг.
5
Песня «А на кладбище все спокойненько…» написана и исполня- лась Михаилом Ножкиным (до сих пор многие считают автором этой песни Владимира Высоцкого). Упоминаемый в тексте Померанчик – скорее всего, один из исполнителей этой песни из числа советских эмигрантов на Западе.


перейти в каталог файлов


связь с админом