Главная страница
qrcode

Сердечно-легочная реанимация


НазваниеСердечно-легочная реанимация
АнкорСердечно-легочная реанимация.doc
Дата25.09.2017
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСердечно-легочная реанимация.doc
ТипМетодическое пособие
#7177
страница1 из 2
Каталог
  1   2



Управление здравоохранения правительства

Еврейской автономной области

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Биробиджанский медицинский колледж»

Тема: «Сердечно-легочная реанимация».


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов по профессиональному модулю

«Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

(решение проблем пациента путем сестринского ухода)

Специальность:

060101.52 Лечебное дело ПМ 07

060501.51 Сестринское дело ПМ 04

Составитель: Журенкова А.С.



Биробиджан – 2013

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. СЕРДЕЧНО-ЛЁГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ

УДАЛЕНИЕ ИНОРОДНОГО ТЕЛА ИЗ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

1.1. Первая помощь при дыхательных расстройствах пострадавшему вне лечебного

учреждения
2. ПОМОЩЪ ПРИ ОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ И ОБСТРУКЦИИДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

2.1. Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) взрослому пострадавшему

2.2. Особые состояния при ИВЛ

2.3. Обструкция дыхательных путей

2.4. Частичная обструкция дыхательных путей

2.5. Первая помощь при удушье

2.6. Первая помощь при полной обструкции дыхательных путей пострадавшему, находящемуся в сознании

2.7. Самопомощь при удушье

2.8. Помощь пострадавшему, который потерял сознание в вашем при­сутствии

2.9. Абдоминальные толчки пострадавшему в бессознательном состоянии

2.10. Помощь при обструкции дыхательных путей пострадавшим с избыточной массой тела и беременным

2.11. Первая помощь пострадавшему с полной обструкцией дыхательных путей, находящемуся без сознания

2.12. Помощь младенцу до 1 года при полной обструкции дыхательных путей

2.13. Помощь ребёнку в возрасте 1-8 лет при полной обструкции дыха­тельных путей
3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА

3.1. Признаки остановки сердца

3.2. Помощь при остановке сердца

3.3. Осмотр пострадавшего при остановке сердца

3.4. СЛР взрослого пострадавшего

3.5. Непрямой массаж сердца

3.6. Техника компрессий

3.7. СЛР младенца и ребёнка

3.8. Последовательность действий при СЛР взрослого

3.9. СЛР ребёнка в возрасте от 1 года до 8 лет

3.10. СЛР ребёнка в возрасте до 1 года



Введение

Медицинский работник в своей практической деятельности нередко сталкивается с неотложными состояниями. В следствии этого существует необходимость знать, что такое неотложные состояния как себя вести в данных ситуациях как правильно оказать помощь пациенту находящемуся в таком положении и не причинить вреда. Поэтому, вы, как будущие медицинские работники, должны сформировать знания и навыки по предложенной теме. После успешного изучения данного материала вы станете грамотными специалистами в этих вопросах.
1. СЕРДЕЧНО-ЛЁГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ.

УДАЛЕНИЕ ИНОРОДНОГО ТЕЛА ИЗ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Понятия и термины:

  • аспирация — вдыхание вдыхательные пути инородного тела,

  • искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) — дыхание воздуха в дыхательные пути искусственным путём;

  • обструкция — закупоривание;

  • сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) — сочетание непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ);

  • Хеймлиха приём — абдоминальный толчок, используемый для оказания помощи при полной закупорке дыхательных путей


1.1. Первая помощь при дыхательных расстройствах пострадавшему вне лечебного

учреждения

Признаки дыхательных расстройств — поверхностное, частое ды­хание.

Несмотря на попытку дышать, пострадавший не может вдох­нуть достаточно воздуха или начинает задыхаться, появляются при­знаки удушья, сопровождаемые чувством страха и растерянности. У пострадавшего может быть головокружение, иногда он хватается рукой за шею.

В любом случае, оказывая помощь, нужно быть уверенным в собс­твенной

безопасности, так как пострадавший может выдыхать ток­сичные вещества.

Если пострадавший дышит, хотя и с трудом, значит, сердце бьётся.

Нужно помочь ему удобно сесть, открыть окно, расстегнуть ворот рубашки,

ослабить галстук и ремень. Попросить кого-нибудь вызвать «скорую помощь» (если не можете сделать сами).

Если есть свидетели происшествия, нужно опросить их о случившемся. Пострадавший может подтвердить их рассказ кивком головы или сказать «да»,

«нет». Нужно попытаться уменьшить тревогу пострадавшего, которая тоже затрудняет дыхание, узнать, какие лекарственные средства помогают ему в этом состоянии (бронхолитические средства и др.).

Когда пострадавший перестанет дышать, ему требуется искусственная вентиляция легких (ИВЛ) «рот в рот», или «рот в нос».

Искусственная вентиляция лёгких

Внимание! Без дыхания (т.е. без поступления кислорода) мозг может жить 4-6 мин. При проведении искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ) в выдыхаемом воздухе содержится 16% кислорода, которого достаточно для поддержания жизни мозга.

О минут Дыхание остановилось Вскоре остановится сердце

4-6 минут Возможно повреждение мозга
6-10 минут Вероятно повреждение мозга
Более 10 минут Необратимое повреждение мозга


Время — решающий момент для начала реанимации

Если пострадавший не дышит, но пульс на сонной артерии у него есть, следует начать ИВЛ: делать выдохи, держать дыхательные пути открытыми при запрокинутой голове и поднятом подбородке.

Запрокинутая голова и приподнятый подбородок не только от­крывают

дыхательные пути, исключая западение языка, но сдвигают надгортанник, открывая вход в трахею. Нужно бережно сжать ноз­дри пострадавшего большим и указательным пальцами, надавливая ладонью на его лоб. Затем, охватить своим ртом рот пострадавшего и медленно выдыхать в него, пока не будет видно, что его грудная клет­ка поднимается. Каждое дыхание должно длиться около 1,5 с с паузами между вашими вдохами. Нужно наблюдать за груд­ной клеткой при каждом дыхании, чтобы быть уверенным, что ИВЛ действительно проводится. Если подъёма грудной клетки не видно, возможно, недостаточно запрокинута назад голова пострадавшего нужно запрокинуть голову и попробовать вдохнуть еще раз. Если грудная клетка не поднимается, значит дыхательные пути перекрыты инородным телом, которое необходимо удалить.

Нужно проверить пульс после первых двух дыханий: при нали­чии пульса можно

продолжать ИВЛ с частотой 1 дыхание каждые 5 с при счёте «раз и», «два и», «три и», «четыре и», «пять и» пройдёт 5 с



Запрокидывание головы Дыхание «рот в рот»

и поднятие подбородка



После этого спасатель должен вдохнуть сам и затем выдохнуть в пострадавшего. Далее продолжать дыхание с частотой 1 дыхание каждые 5 с. Каждое дыхание длится 1,5 с. После одной минуты ИВЛ (около 12 дыханий) нужно проверить пульс и убедиться, что сердце бьётся.

Если дыхание не появилось — продолжать ИВЛ. Проверять пульс каждую минуту.

Внимание! Прекратите ИВЛ, если:

  • пострадавший начал дышать самостоятельно;

  • у пострадавшего исчез пульс (нужно начинать сердечно-легочную реанимацию);

  • другие спасатели пришли вам на помощь;

  • приехала «скорая помощь» и продолжает ИВЛ;

  • вы исчерпали свои силы.



2. ПОМОЩЪ ПРИ ОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ И ОБСТРУКЦИИДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
2.1. Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) взрослому пострадавшему

  • попросить кого-нибудь вызвать «скорую помощь»;

  • повернуть человека на спину (если это возможно);

  • поворачивать его медленно спиной на себя;

  • открыть его дыхательные пути, используя прием «запрокиды­вание головы — подъём подбородка»;

  • определить наличие дыхания: посмотреть, послушать, почувс­твовать щекой дыхание около 5 с.

Если дыхание определяется:

  • поддерживать дыхательные пути открытыми;

  • наблюдать за дыханием;

  • проверить, нет ли кровотечения;

  • ждать приезда «скорой помощи».

Если воздух не проходит:









ИВЛ взрослому пострадавшему (а-к)


  • сделать два медленных дыхания;

  • держать его голову запрокинутой;

  • сжать крылья носа;

  • охватить плотно своими губами рот пострадавшего (через салфетку или носовой платок);

  • сделать два медленных дыхания, каждый продолжительностью около 1,5 с;

  • наблюдать за грудной клеткой пострадавшего во время выдохов;

  • определить наличие пульса;

  • найти щитовидный хрящ («адамово яблоко»);

  • положить II и III пальцы сбоку от этого хряща на шею (с вашей стороны);

  • пальпировать пульс 5-10 с.

Если пульс есть:

Если у человека нет пульса:

  • проверить, нет ли признаков кровотечения;

  • начать сердечно-лёгочную реанимацию (СЛР).

Начать ИВЛ:

  • обязательно открыть дыхательные пути приёмом «запрокидывание головы — подъём подбородка»;

  • сжать крылья носа пострадавшего;

  • делать каждые 5 с одно медленное дыхание;

  • наблюдать за грудной клеткой во время ИВЛ;

  • продолжать ИВЛ в течение 1 мин — около 12 дыханий. Проверяйте пульс каждую минуту: пальпировать пульс в течение 5-10 с. Если у человека есть пульс и дыхание восстановилось: держать дыхательные пути открытыми; наблюдать за дыханием; ожидать приезда «скорой помощи».

Если у человека есть пульс, но дыхание всё ещё не восстановилось: продолжать ИВЛ до приезда «скорой помощи». Если у человека нет ни пульса, ни дыхания: начать сердечно-лёгочную реанимацию (СЛР).

2.2. Особые состояния при ИВЛ

Воздух в желудке. Обычно при проведении ИВЛ воздух попадает в лёгкие. Иногда он попадает в желудок.

Это происходит вследствие того, что:

• причиной этому может быть дыхание, которое длится дольше, чем 1,5 с. Если при ИВЛ поднимается область эпигастрия, нужно прекратить ИВЛ,

  • голова пострадавшего недостаточно запрокинута назад и дыха­тельные пути открыты неполностью, грудная клетка поднима­ется незначительно;

  • дыхание делают очень быстро (форсированно), трудно преодо­леть сопротивление воздуха вдыхательных путях, и он попадает в желудок;

  • воздух в желудке может привести к его растяжению, что станет причиной рвоты;

  • рвота у пострадавшего, находящегося в бессознательном состо­янии, — причина аспирации инородного тела, закупорки (обструкции) дыхательных путей и смерти.

Внимание! Для предупреждения попадания воздуха в желу­док правильно запрокиньте голову пострадавшего назад и приподнимите подбородок.

  • Медленный выдох в пострадавшего обеспечит подъём грудной клетки.

  • Дыхание не должно быть быстрым.

  • Каждое дыхание длится 1,5 секунд.

  • Паузы между дыханиями достаточно длинные, чтобы лёгкие пострадавшего опустели (воздух выходит через его рот).

Рвота. Если во время проведения ИВЛ у пострадавшего началась рвота вследствие растяжения желудка или других причин, нужно по­вернуть его голову или все тело набок. Это поможет пре­дупредить аспирацию рвотных масс. Затем необходимо быстро очис­тить и вытереть рот, перевернуть его вновь на спину и продолжать ИВЛ.

Положение пострадавшего при рвоте

ИВЛ методом «рот в нос».

В этом случае:

  • переместить пострадавшего на спину, одной рукой запрокинуть его голову, а другой приподнять подбородок. Этой же рукой закрыть рот пострадавшего, нажимая на его подбородок;

  • широко открыть свой рот, глубоко вдохнуть, плотно охватить им нос (через салфетку) пострадавшего и выдохнуть в него. Открывать рот пострадавшего (если это возможно) между дыханиями, чтобы воздух мог выйти из лёгких.

Метод ИВЛ: «рот-стома». При некоторых заболеваниях, нару­шающих проходимость верхних дыхательных путей, на передней по­верхности шеи делают специальное отверстие — трахеостому, через которую человек может дышать. Иногда стому сразу за­метить трудно, но при запрокидывании головы и проверке дыхания она видна.

В этом случае ИВЛ проводят через стому, а не через рот или нос. Последовательность действий такая же, как при методе «рот в рот»:






в Дыхание «рот в нос» Трахеостома
• смотреть, слушать и чувствовать дыхание, расположив свое ухо над стомой;

• делать вдыхания в стому в том же темпе, как при ИВЛ методом «рот в рот».




ИВЛ через стому
Пострадавший с зубными протезами. Если известно или заметно, что пострадавший носит зубные протезы, не нужно пытаться автома­тически их извлечь. Протезы помогут проведению ИВЛ, поддерживая рот пострадавшего и обеспечивая возможность ИВЛ методом «рот в рот». Если протезы выпали, то запрокидывание головы и поднятие подбородка помогут поставить их на место. Убирать протезы нужно только в том случае, если они выпали и их не удается поставить на место, или они перекрывают дыхательные пути и создают трудности для проведения ИВЛ.
Подозрение на повреждение головы, шеи, позвоночника.

Если есть подозрения на эти поврежде­ния, следует максимально уменьшить перемещение пострадавшего, в том числе запрокидывание головы и поднятие подбородка. В этих случаях техника «запрокидывание головы — поднятие подбородка» изменяется.

Можно попытаться открыть дыхательные пути, поднимая под­бородок без запрокидывания головы. Иногда этого до­статочно, чтобы воздух мот проходить в лёгкие. Если попытка ИВЛ оказалась неэффективной, нужно попробовать слегка запрокинуть голову назад, чтобы воздух проходил в лёгкие. Намного запрокиды­вать голову назад нежелательно, поскольку это увеличивает тяжесть травмы. Человек, который не дышит, нуждается в кислороде, но без открытия дыхательных путей ИВЛ невозможна.

Поднимание подбородка при травме позвоночника

Младенцы и дети.

ИВЛ для них та же, что и у взрослых. Основное отличие связано с особенностями частоты сердцебиения и дыхания в юном возрасте. При ИВЛ младенцам и детям нужно вдувать меньше воздуха, чем взрослому, поделать вдувания несколько чаще. Младен­цам не требуется запрокидывать голову и поднимать подбородок, как взрослым.



Положение головы при ИВЛ: а— взрослого; б — ребенка; в — младенца
2.3. Обструкция дыхательных путей
Причиной обструкции у пострадавших в бессознательном состоя­нии может быть западение языка. Он закрывает вход в трахею и таким образом блокирует дыхательные пути. Причём «запрокидывание го­ловы — поднятие подбородка» не только открывает их, смещая язык, но и сдвигает надгортанник, освобождая вход в трахею.

Обструкцию дыхательных путей вызывают и механические ино­родные тела (кусочки пиши, маленькие игрушки, рвотные массы, слюна, мокрота).

Наиболее частые причины обструкции:

  • попытка проглотить большой или недостаточно прожёванный кусок пищи;

  • употребление алкоголя до или во время еды: алкоголь притуп­ляет чувствительность нервных окончаний, «ответственных» за глотание;

  • зубные протезы создают трудности при ощущении массы пищи находящейся во рту и требующей тщательною пережёвывания,

  • разговоры и смех во время еды или слишком быстрая еда;

  • хождение, игра или беготня с полным ртом пиши.

Человек, у которого наступила обструкция дыхательных путей, может быстро потерять сознание и умереть. Нужно уметь распоз­нать признаки обструкции и немедленно начать оказание помощи. Вот почему именно с проверки проходимости дыхательных путей

начинается помощь пострадавшему, обнаруженному без признаков жизни.

Обструкция может быть полной или частичной. При полной об­струкции пострадавший не дышит вообще. При частичной - затруд­нение дыхания зависит от степени обструкции.
  1   2

перейти в каталог файлов


связь с админом