Главная страница
qrcode

т2_синдр ураж рух. Симптомокомплексы нарушений движения при поражении различных уровней корково-мышечного пути


НазваниеСимптомокомплексы нарушений движения при поражении различных уровней корково-мышечного пути
Анкорт2 синдр ураж рух .doc
Дата27.12.2017
Размер64.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлат2_синдр ураж рух .doc
ТипДокументы
#35418
Каталог


методические указания

к практическому занятию для студентов


Учебная дисциплина

Неврология




Общая неврология

Содержательный модуль №

1

Тема занятия

Симптомокомплексы нарушений движения при поражении различных уровней корково-мышечного пути.

Курс

IV

факультет

Медицинский, педиатрический, медико-профилактический


Актуальность темы: Знание принципов построения и функционирования нервной системы является основой понимания патологических синдромов и болезней, которые встречаются при ее патологии. Сохранность двигательных систем мозга - важное условие произвольных движений человека. Нарушения двигательной функции встречается при поражении нервной системы многими различными факторами и имеют большое значение для диагностики нозологической формы заболевания. Двигательные расстройства одна из основных причин нарушения жизнедеятельности больных, потери трудоспособности, имеет большое социальное значение. Среди двигательных расстройств утрата способности к произвольным движениям (паралич, парез) наиболее распространена и связана с поражением корково-мышечного пути. Знание двигательных расстройств, связанных с поражением корково-мышечного пути имеет большое значение в диагностике нервных заболеваний.

Конечные цели обучения на практическом занятии:

Студент должен знать:

Синдромы поражения корково-мышечного пути на разных уровнях

Студент должен уметь:

Уметь определять уровень поражения корково-мышечного тракта
Базовые знания, необходимые для изучения темы:




Дисциплина

Знать

1.

Анатомия

Строение ЦНС, анатомии коры головного мозга, анатомию ствола мозга, анатомию спинного мозга

2.

Физиология

Принципы функционирования ЦНС. Рефлексы, условные, безумовни.Физиология двигательного анализатора. Пирамидная система.

3.

Патофизиология

Основные типы поражения нервной системы

4.

Гистология

Особенности построения нервных тканей. Развитие нервной системы. Клетки нервной системы: нейроны, нейроглиальные клетки.


Программа самостоятельной подготовки студента к практическому занятию:

  1. Изучить теоретические вопросы темы (см. перечень теоретических вопросов, основных терминов и источников информации).

  2. Повторить методику обследования активных и пассивных движений, трофики, силы и тонуса мышц, нормальных и патологических рефлексов, Клонус, защитных рефлексов (см. перечень практических навыков).

  3. Решить тесты и ситуационные задачи (сборник тестовых вопросов и задач - раздел «рефлекторно-двигательная сфера»).


Ориентировочная карта для организации самостоятельного изучения темы и овладение навыками

Основные задачи

Указания

Примечания

1. Изучить

синдромы двигательных вых расстройств при поражении различных уровней нервной системы

Перечислить типичные расстройства при поражении различных уровней нервной системы




2. Найти пра-вильно ответы на тесты и си-туационные задачи

сборник тестовых вопросов и задач - содержательный модуль 1, раздел «рефлекторно-двигательная сфера».

Повторить:

1. Методика обследования двигательной функции

Провести исследования в следующей последовательности:

1. обзор мускулатуры (наличие атрофии, фасцикулярних подергиваний)

2. активные и пассивные движения во всех суставах

3. силу в дистальных и проксимальных отделах конечностей

4. трофику мышц

5. мышечный тонус

6. физиологические рефлексы (сухожильные, периостальные, кожные, со слизистых)

7. патологические рефлексы

8. клонусы

Обратить внимание на характер по-вышения тонуса (симптом "складe-ного ножа"), наличие ность синкинезий.

Обратить внимание на обследование черев-ных рефлексов и патологических рефлексов

2. Овладеть методикой кура-ции больного с двигательными расстройствам-ми

При обследовании:

1. выяснить жалобы больного

2. собрать анамнез

3. определить неврологический двигательный синдром

4. установить топический диагноз

Обратить внимание на наличие у больного признаков центрального, периферийного или комбинированного паралича


Перечень основных терминов, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

- Лингво-Фацио-брахиального парез (паралич)

- Церебральная гемиплегия (гемипарез),

- Альтернирующий парез (паралич)

- Альтернирующее (перекрестная) гемиплегия (hemiplegia cruciata)

- Спинальная гемиплегия
Теоретические вопросы к занятию:

1. Синдром поражения моторной извилины.

2. Двигательные расстройства при поражении внутренней капсулы.

3. Альтернирующие синдромы.

4. Двигательные расстройства при поражения спинного мозга (верхних шейных сегментов С1-С4, шейного (С5-Тh2) утолщение, грудных сегментов Тh3-Тh12, поясничного (L1 S2) утолщение и др.)..

5. Особенности поражения передних рогов спинного мозга, ядер черепных нервов.

6. Двигательные расстройства при поражения периферических нервов (мононевропатии, полиневропатии).
Перечень практических навыков и умений, которые надо усвоить или повторить на занятии:

1. Обследование объема активных и пассивных движений.

2. Методика оценки тонуса мышц.

3. Методика оценки силы мышц (5 балльная шкала).

4. Обследование трофики мышц.

5. Обследование сухожильных, периостального, кожных рефлексов (стило-карпо-радиальных, с бицепса, с трицепса, коленных, ахилловых, брюшных).

6. Методика вызывания патологических рефлексов (экстензорных-Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шиффера, флексорных - Россолимо, Бехтерева, Жуковского и др..)

7. Проведение пробы Барре

8. Методика вызывания Клонус, Защитный рефлексов.

9. Выявление фасцикуляций.

10. Устанавливать уровень поражения корково-мышечного пути на основе полученных при клиническом осмотре данных.

Формы контроля знаний и умений на практическом занятии:

1. Входной тестовый контроль (компьютерный) 20-30 тестовых заданий 2-3 уровня.

2. Теоретический опрос (или письменный ответ) каждого студента.

3. Проверка умения определить уровень поражения двигательного пути на основе осмотра больного.

Контрольные вопросы самопроверки подготовки к занятию.

1. Укажите признаки центрального паралича.

2. Укажите признаки периферического паралича.

3. Синдром поражения моторной извилины

4. Синдром двигательных расстройств при поражении внутренней капсулы

5. Синдром двигательных расстройств при поражении ствола мозга

6. Синдром двигательных расстройств при поражении церебро-спинального перехода

7. Характер двигательных расстройств при поражении шейного утолщения

8. Характер двигательных расстройств при множественном поражении периферических нервов

9. На каком уровне поражения двигательного пути возникает центральный монопарез

10. На каком уровне поражения двигательного пути возникает центральная гемиплегия

11. На каком уровне поражения двигательного пути возникает альтернирующий синдром.

12. На каком уровне поражения двигательного пути возникает периферийная тетраплегия
Источники информации.

Лекция.

Список литературы:

1. Нервові хвороби. Відповідальний редактор Е.Г.Дубенко.- Київ, 2009 р.

2. РомадановЛ.П., Мосійчук Н.М., Холопченко Є.И. Атлас топической діагностики заболеваний нервной системі.-Киев, 1979,1987.

3. Скоромец А. А., Топическая диагностика заболеваний нервной системы. М. Медицина, 1989, 1996 гг.
Додаткова.

1. Триумфов А. В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы Москва, 1996г.

2. Дуус П. Топическая диагностика в неврологии.-М.,1999 (ін).

3. Болезни нервной системы/ под. ред.. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульмана.М., 2001,2003,2005.

4. Мументалер М., Мат тле Х. Неврология.-М., 2007.-917, (ін)

5. Гринберг Д., Аминофф М.,Саймон Р. Клиническая неврология.- М.,2008.(ін)
Составил доцент Бараненко А.Н.

«Утверждено»

на методическом совещании

кафедры неврологии и офтальмологии

Заведующий кафедрой, профессор

Школьник В.М.______________

«___» _________ 2012
перейти в каталог файлов


связь с админом