Главная страница
qrcode

Юшкова Ксения Максимовна. Системы управления лечебным процессом


Скачать 213.14 Kb.
НазваниеСистемы управления лечебным процессом
Дата04.05.2020
Размер213.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЮшкова Ксения Максимовна.docx
ТипРеферат
#69314
Каталог

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра «Медицинской информатики»

РЕФЕРАТ

на тему: «Системы управления лечебным процессом.»

Выполнила студентка Юшкова Ксения Максимовна

106 группы педиатрического факультета

Проверил преподаватель: Котомкин Алексей Викторович

Тверь

2020



















В последние время все более широкое распространение приобретают системы управления лечебным процессом. Речь идет о системах интенсивной терапии и биологической обратной связи. По реализуемой в них структурной конфигурации системы интенсивной терапии подразделяются на два класса: системы программного управления и замкнутые управляющие системы. К первым относятся системы для осуществления медицинских воздействий, например, снабженная вычислительными алгоритмами аппаратура для физиотерапии, гемодиализа, искусственного кровообращения, ИВЛ. Замкнутые системы интенсивной терапии совмещают в себе задачи мониторинга, оценки состояния больного и выработки управляющих воздействий. Замкнутые системы создаются для частных и фиксированных задач: управление артериальным давлением при острых гипертензивных состояниях, управление уровнем глюкозы в крови при сахарном диабете и т.д.

Системы биологической обратной связи нужны для предоставления пациенту информации о состоянии его внутренних органов и систем, что позволяет путем адекватного воздействия пациента достигать терапевтического эффекта при некоторых патологиях.


Ключевым звеном в информатизации здравоохранения является информационная система. Классификация медицинских информационных систем основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения. Различают:
медицинские информационные системы базового уровня


основная цель которых – компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют:
информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
  • консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),
  • приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного),
  • автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечения информационной поддержки при принятии диагностических и тактических врачебных решений);
    медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений
    .

    Представлены следующими основными группами:
    информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
  • консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),
  • информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
  • консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),
  • персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты),
  • скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста),
  • информационными системами лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения),
  • информационными системами НИИ и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-
  • исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов);
    медицинские информационные системы территориального уровня. Представлены:
    ИС территориального органа здравоохранения;
  • ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб;
  • компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона;

    Предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения.


    Значение.
    Цели и их решения.
    медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений.
    информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
    Регулировка контроля больных на участке. Облегчение работы врачей и среднего мед персонала
    медицинские информационные системы базового уровня
    информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),

    Регулировка контроля здравоохранительных организаций и помощь. Облегчение работы мед персонала и поддержка обратной связи в
    медицинские информационные системы территориального уровня.
    компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного регионального пространства
    Облегчение связи врач-пациент
    государственный уровень
    Регулировка вышеописанных систем
    Регулировка на высшем уровне


    Разработка и внедрение информационных систем в области медицинских технологий является достаточно актуальной задачей. Анализ применения персональных ЭВМ в медицинских учреждениях показывает, что компьютеры в основном используются для обработки текстовой документации, хранения и обработки баз данных, статистики. Часть ЭВМ используется совместно с различными диагностическими и лечебными приборами. В большинстве этих областей использования ЭВМ применяют стандартное программное обеспечение – текстовые редакторы, СУБД и др. Поэтому создание информационной организационно-технической системы, способной своевременно и достоверно установить диагноз больного и выбрать эффективную тактику лечения, является актуальной задачей информатизации.

    Интерпретация медицинских данных.

    Интерпретация медицинских данных, полученных в результате диагностики и лечения, становиться одним из серьезных направлений нейронных сетей. При этом существует проблема их корректной интерпретации. Широкий круг задач, решаемых с помощью нейросетей, не позволяет пока создать универсальные мощные сети, вынуждая разрабатывать специализированные нейронные сети, функционирующие по различным алгоритмам. Основными преимуществами нейронных сетей для решения сложных задач медицинской диагностики. являются: отсутствие необходимости задания в явной форме математической модели и проверки справедливости серьезных допущений для использования статистики использование нейронных сетей.


    для задач медицинской диагностики связано также с рядом серьезных трудностей. К ним следует отнести необходимость относительно большого объема выборки для настройки сети, ориентированность математического аппарата на количественные переменны.



    Базы данных служат для сбора, накопления, хранения и использования медицинской информации. (см.рис.1). К ним можно отнести электронные медицинские карты стационарных и амбулаторных больных, архивы результатов различных исследований, электронные системы учета лекарственных препаратов и т.д. Они позволяют не только компактно хранить соответствующую информацию и оперативно визуализировать ее, но и содержат средства сортировки, фильтрации и преобразования информации с созданием отчетных документов. Кроме того, базы данных допускают расширение и редактирование в зависимости от потребностей пользователя и позволяют организовать защиту информации от утраты и несанкционированного доступа. Благодаря этим свойствам электронные базы данных служат мощным инструментом автоматизации работы врача. (см.рис.1)


    Следует отметить, что значительная часть информации, используемой в управленческой деятельности, существует в форме документов. Особенно актуально это положение для здравоохранения. Нельзя не учитывать, что документационное обеспечение управления представляет собой отдельную и достаточно сложную отрасль современной науки, а грамотное оформление документов является обязательным условием успешной деятельности, как каждого специалиста, так и учреждения в целом. (см.рис.1)


    Одно из перспективных направлений применения информационных технологий в здравоохранении – это использование вычислительной техники для обработки медицинской документации. АРМ позволяет вести централизованную базу данных пациентов, включая всю информацию об обследованиях и проводимом лечении. (см.рис.1). При использовании АРМ и правильной организации системы хранения данных карта пациента никогда не потеряется, а поиск ее будет максимально упрощен. Кроме того, все заключения и результаты обследования и лечения могут быть в любой момент распечатаны на принтере и выданы на руки пациенту. Современная концепция медицинских информационных систем предполагает объединение электронных записей о больных с архивами медицинских изображений, результатами работы автоматизированных лабораторий и следящих систем, а также наличие современных средств обмена информацией (электронной почты, Интернета, видеоконференций). Обслуживание пациентов становится более удобным и для врачей, и для самих пациентов. (см.рис.1)

    Рисунок 1(пример медицинской базы данных)


    Автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

    Создание АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагностической помощи. Сокращает время, затрачиваемое на оформление документации, позволяя уделять больше внимания работе с пациентами.


    Существует четыре общих принципа создания АРМ:
    Системность: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов, при этом структура АРМ должна строго соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место.
  • Гибкость: данный принцип предполагает возможность модернизации АРМ, для этого все подсистемы рабочего места выполняются в виде отдельных легко заменяемых модулей, а для того, чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизованы.
  • Устойчивость: АРМ должно выполнять свои функции независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов, при возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться.
  • Эффективность: затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать выгоду от ее использования.
    К автоматизированному рабочему месту предъявляются следующие требования:
    полнота удовлетворения информационных потребностей пользователя (например, АРМ должно предоставлять доступ к различной справочной информации, руководствам по специальности и т.д.);
  • минимальное время ответа на запросы пользователя, чем быстрее получена информация, тем выше ее ценность;
  • адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых действий;
  • возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;
  • надежность и простота обслуживания;
  • дружественный интерфейс (работа с АРМ должна быть комфортной для пользователя);
  • возможность работы в составе вычислительной сети (наличие коммуникаций объединяет АРМы в АСУ).

    При создании автоматизированного рабочего места конкретного сотрудника, прежде всего, необходимо определить круг его должностных обязанностей, перечень наиболее типичных манипуляций, выполняемых на рабочем месте и потребность в той или иной информации. Следующим шагом является выбор функций, которые могут быть автоматизированы. На основе этих сведений создается АРМ с характерным набором технических и программных средств, наиболее полно отвечающее потребностям работника.



    В настоящее время разработаны автоматизированные рабочие места практически для всех нуждающихся в них сотрудников лечебно-профилактических учреждений. Так существуют АРМ руководителя, сотрудника административно-хозяйственных служб (бухгалтера, специалиста по кадрам, юриста, секретаря и т.д.), АРМ врачей различных специальностей, медрегистратора, старшей сестры, постовой сестры и т.д.



  • перейти в каталог файлов


    связь с админом