Главная страница
qrcode

Деррида, Рудинеско_Искать свое наследие. Studia humanitatis symposium ежегодный междисциплинарный журнал выпуск й, 2005 часть 1


Скачать 13.09 Mb.
НазваниеStudia humanitatis symposium ежегодный междисциплинарный журнал выпуск й, 2005 часть 1
АнкорДеррида, Рудинеско Искать свое наследие.pdf
Дата27.10.2017
Размер13.09 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDerrida_Rudinesko_Iskat_svoe_nasledie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#31537
страница1 из 38
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
СИМПОЗИУМ
STUDIA HUMANITATIS
SYMPOSIUM ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЖУРНАЛ ВЫПУСК й, 2005 ЧАСТЬ 1
СИМПОЗИУМ HUMANITATIS ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЖУРНАЛ ВЫПУСК й, 2005 ЧАСТЬ 1 МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СИМПОЗИУМА ПАМЯТИ ЖАКА ДЕРРИДА СИТУАЦИЯ POST: ЧТО ПОСЛЕ?»
РОСТОВ-НА-ДОНУ, 5 – 7 ИЮНЯ 2005
SYMPOSIUM
СИМПОЗИУМ
STUDIA HUMANITATIS ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЖУРНАЛ Учредители РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ,
ФГУП РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НИИ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (РГНИИГЭС) Журнал выходит в рамках издательской программы РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РГУ, факультет психологии, факультет философии и культурологии, ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА (ЮРГИ), Ростовского филиала РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ Издается при содействии РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НИИ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (РГНИИГЭС) РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Главный редактор ФИЛАТОВ Филипп Робертович
АВДУЛОВ Николай Степанович, БОКОВОЙ Сергей Вениаминович, ВАСИЛЬЕВА Ольга Семеновна, ЕФРЕМОВ Николай Николаевич МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
АЛЕЙНИКОВА Татьяна Вениаминовна Ростовский государственный университет
БЕЛОУСОВА Алла Константиновна Ростовский педагогический университет, Институт педагогики и психологии ВИКУКАЛ Элизабет (Европейская ассоциация психотерапии, Австрия ДЖЕРДЖЕН Кеннет (Шварцмор колледж, США ЕРМАКОВ Павел Николаевич Ростовский государственный университет КАРОТЕНУТО Альдо Римский университет, Италия ЛАБУНСКАЯ Вера Александровна Ростовский государственный университет МЕТА Герда Европейская ассоциация психотерапии, Австрия МИРСКАЯ Людмила Анатольевна (Южно-российский гуманитарный институт, Ростов-на-Дону); ОБУХОВ Яков Леонидович Европейская ассоциация психотерапии, Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига, Москва ОВЧАРЕНКО Виктор Иванович Московский лингвистический университет ПИГУЛЕВСКИЙ Виктор Олегович (Южно-российский гуманитарный институт, Ростов-на-Дону); ПОТЁМКИН Алексей Васильевич Ростовский государственный университет ПРИТЦ Альфред Европейская ассоциация психотерапии, Австрия
РЕШЕТНИКОВ Михаил Михайлович
(Восточно-Европейский Институт Психоанализа, Санкт-Петербург); РОМЕК Владимир Георгиевич (Южно-российский гуманитарный институт, Ростов-на-Дону); РОМЕК Елена Анатольевна Ростовский государственный университет СКРИПНИК Константин Дмитриевич Российская таможенная академия, Ростовский филиал, Ростов-на-Дону); ТАЛЕР Мария Анжела Европейская ассоциация психотерапии, Юнгианская Ассоциация Вены, Австрия ЧУМИЧЕВА Лариса Михайловна Ростовский педагогический университет, Институт педагогики и психологии);
ШКУРАТОВ Владимир Александрович Ростовский государственный университет) Оформление обложки Л.Г. Оганесянц, ФР. Филатов, 2005. Логотип журнала выполнен по мотивам оригинального рисунка Поля Валери. В й выпуск ежегодника включены материалы на русском, немецком, английском и французском языках
СОДЕРЖАНИЕ ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ Ситуация Post: что после Круг идей и ключевая фигура Симпозиума-2005………
Программа Международного междисциплинарного симпозиума памяти Жака Деррида
СИТУАЦИЯ «POST»: ЧТО ПОСЛЕ ... ... ПРИВЕТСТВИЯ участникам симпозиума (Н. Мобек, К Джерджен) ………
Nicolas MaubecUN SYMPOSIUM CONSACRE A UN PHILOSOPHE FRANÇAIS SANS FRANÇAIS:
UN PARADOXE? Николя Мобек
СИМПОЗИУМ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ФРАНЦУЗСКОМУ ФИЛОСОФУ, БЕЗ ФРАНЦУЗА ПАРАДОКС ЛИ ЭТО ТЕОРИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК Ефремов Н.Н. ВЫЙТИ ЗА РАМКИ ЭПОХИ И ОСТАТЬСЯ В НЕЙ Ж. ДЕРРИДА И НАСЛЕДИЕ ХОТ ПЕРЕВОДЧИКА) Жак ДЕРРИДА, Элизабет РУДИНЕСКО ИСКАТЬ СВОЕ НАСЛЕДИЕ ………
ДЕКОНСТРУКЦИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Бетильмерзаева М.М.ДЕКОНСТРУКЦИЯ ДЕРРИДА КАК СОБЫТИЕ ЯЗЫКА – РЕЧИ И ПИСЬМА
………
Иващук О.Ф. О РЕФЛЕКСИВНОЙ ПРИРОДЕ РАЗЛИЧИЯ
………
Лешкевич Т.Г.«СКРЫВАТЬСЯ И ПИСАТЬ РАССУЖДЕНИЯ О ФИЛОСОФИИ
ЖАКА ДЕРРИДА
………
Хлебникова О.В.ФИЛОСОФ-В-ДЕКОНСТРУКЦИИ
………
Расторгуев М.В.Ж. ДЕРРИДА. ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ТОТАЛЬНОСТЬ ГРАНИЦ

Гладышева А.П. СЛЕД ПРОШЛОГО ДЛЯ БУДУЩЕГО ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ СЕГОДНЯ

Kenneth J. Gergen SOCIAL CONSTRUCTION AND THE TRANSFORMATION
OF THE SOCIAL SCIENCES
………
Кеннет Дж. Герген (Джерджен)СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ИДЕИ ЖАКА ДЕРРИДА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ
………
Gerda MehtaDECONSTRUCTION IN PSYCHOTHERAPY ………
Герда Мета ДЕКОНСТРУКЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ СОСТОЯНИЕ ПОСТМОДЕРНА. ЛОГИКА ПАРАДОКСА И ИГРА СМЫСЛА В КУЛЬТУРЕ ………
Пигулевский В.О.ПОСТМОДЕРН: ТЕКСТ И АРТ-ПРАКТИКА
………
Никулина М.А.СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНА И АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
………
Малишевская Н.А.ПАРОДИЯ И ИГРА В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ТЕКСТЕ
………
Богданова О.А.ТЕЛОЦЕНТРИЗМ И НОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ПОСТМОДЕРНЕ
………
Акимкина М.А.АГОН В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛОСТНОСТИ ИЛИ ДЕСТРУКЦИИ
………
Коротец И.Д.ПОСТМОДЕРН В ПАРАДИГМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
………
Филатова А.А.СИМПТОМАТИКА «POST»: ОБЕСПОКОЕННОСТЬ ЯЗЫКОМ
СИТУАЦИЯ «POST-POST». ИСПЫТАНИЕ ГРАНИЦ ФИЛОСОФИИ КАК ПОИСК НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ЗНАЧЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ………
Золотухина-Аболина Е.В.ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОГО (ЧИТАЯ СЛАВОЯ ЖИЖЕКА)
………
Кузьмин А.А.ТРАНСВЕРСАЛЬНЫЙ РАЗУМ В СОВРЕМЕННОЙ ДИСКУРСИВНОЙ ТРАДИЦИИ
………
Шичанина Ю.В. ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МЕРЫ Тихонов А.В. ФИЛОСОФИЯ БЕЗ ОБОБЩЕНИЙ КАК ВАРИАНТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Яровой А.В.
ПРИМАНКА ЦЕНТРА ТЕКСТ И ПИСЬМО В КОНСТРУИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

………
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ
Мазин В.А. ПРИЗРАКИ ФРЕЙДА
………
Лыткина ПА ДЕРРИДА И ЛАКАН: СПОР ОБ ЭДГАРЕ ПО анализ новеллы Э.По Похищенное письмо) К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЖАНА-ПОЛЯ САРТРА Ефремов Н.Н. ДИАЛОГ САРТРА И ЛЕВИ-СТРОССА КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ ФРАНЦУЗСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ПРОБЛЕМАТИКА СУБЪЕКТА В ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ ………
Филатов ФР. КОНСТРУКЦИЯ СУБЪЕКТА И ЕЕ МЕТАМОРФОЗЫ ПРОБЛЕМЫ РАСЩЕПЛЕНИЯ, ОТЧУЖДЕНИЯ И ИСЧЕЗАЮЩЕЙ СУБЪЕКТНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
………
Антипова И.Г. ДЕЦЕНТРАЦИЯ СУБЪЕКТА В ПСИХОЛОГИИ ………
Шумейко М.К. СУБЪЕКТ ПРОБЛЕМА И РАЗРЕШЕНИЕ МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ В ПСИХОЛОГИИ И КУЛЬТУРЕ
………
Sonia Dayan-Herzbrun DETOURS ET TRANSGRESSIONS:
UNE APPROCHE DES RAPPORTS DE GENRE Соня Дайян-Эрцбрюн ОБХОДНЫЕ ПРИЕМЫ И ТРАНСГРЕССИЯ ПОДХОД К ГЕНДЕРНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
………
Воронцов Д.В. «МУЖСКОЕ?»… «ЖЕНСКОЕ?»… «ПРОСТО ИНОЕ
КВИР-ТЕОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРЕ ………
Martin Premk, Kristjan Verbič WOMEN THROUGH SLOVENIAN HISTORY Мартин Премк, Кристьян ВербичЖЕНЩИНЫ В СЛОВЕНСКОЙ ИСТОРИИ
………
IN MEMORIAM
Введенский ИВ. ВИЗУАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЕКСАНДРА АКСИНИНА ………
POST SCRIPTUM Редакционная коллегия выражает глубокую признательность Константину Дмитриевичу Скрипнику и Игорю Витальевичу Введенскому за помощь в издании данного выпуска журнала
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ Второй Международный Междисциплинарный Симпозиум (Симпозиум) СИТУАЦИЯ POST: ЧТО ПОСЛЕ состоялся под эгидой Ростовского государственного университета, в рамках научных мероприятий, приуроченных к 90-летию РГУ, 5 – 7 июня
2005 г. и был посвящен памяти Жака Деррида. Смерть одного из наиболее ярких представителей постмодернизма стала поводом не только для углубленного анализа его духовного наследия, но также и для открытой, многоплановой дискуссии гуманитариев различных дисциплин, школ и направлений о природе и сущности постмодернистского мировоззрения, его предпосылках и перспективах, наконец, о уже наметившихся тенденциях развития гуманитарного знания, методологии и социальных практик в наступившем XXI веке.
9 октября 2004 г. в Париже в возрасте 74 лет скончался от рака один из ведущих философов современности, французский мыслитель, литературовед, культуролог, общественный деятель, признанный интеллектуальный лидер Парижской школы (1980 – е, Жак Деррида
. Комментируя это событие, можно совсем основанием и не опасаясь высокопарности, сказать, что со смертью Деррида закрылась последняя страница интеллектуальной истории XX столетия, закончилась великая эпоха поисков и потрясений, разочарований и новаций. В заявлении насмерть философа президент Франции Жак Ширак писал, что в лице Деррида Франция дала миру одного из величайших мыслителей современности. Его труды, – писал французский президент, – читали, ими восхищались, их переводили, изучали и обсуждали во всем мире. В понедельник 11 октября 2004 г. все французские газеты опубликовали некрологи насмерть философа, автора концепции деконструкции и основателя особого направления современной философии – деконструктивизма. Фотографии Жака Деррида появились на первых полосах «Либерасьон» и «Юманите». «Деррида познал ныне финальную деконструкцию», – с грустной иронией, в духе самого покойного писала «Либерасьон», добавляя, что «Деррида был последним представителем Великой когорты французских философов шестидесятых, в числе коих Барт, Бурдье, Делез, Фуко и Лакан». Кем стал Деррида для современной философии, и какова его роль в истории западной мысли Видимо, на этот вопрос придется отвечать не одному поколению философов. А пока, в непосредственной близости его смерти, подведение итогов сводится, преимущественно к ограниченному и сухому перечню дат и событий, а также к краткому резюмиро- ванию основных идей, в котором, конечно, не может быть отражено все богатство оригинального и парадоксального мировоззрения опочившего метра. Будущий философ родился 15 июля 1930 г. в Эль-Биаре (El-Biar), в Алжире. В 1957 –
1959 гг. в качестве военнослужащего принимал участие в Алжирской войне. Учился в
Эколь Нормаль (Высшей Педагогической школе, где в 1965 г. начал преподавать философию, а позднее стал заместителем директора по учебной работе. Преподавал также в
Сорбонне (1960 – 1964), Высшей школе социальных исследований (Париж) ив нескольких американских университетах (например, Johns Hopkins University в Балтиморе, в
Йельском университете. Выступил организатором Группы исследований в области философского образования, стал одним из инициаторов создания и первым директором Международного философского колледжа (Париж, 1983). Жак Деррида завоевал огромное уважение и как правозащитник он активно участвовал в кампании по защите прав иммигрантов во Франции, боролся с апартеидом в Южной Африке, выступал в защиту диссидентов в Чехословакии. В 1981 году, совместно с
Жан-Пьером Вернаном (Jean-Pierre Vernant) и другими друзьями организовал в Чехословакии Общество Яна Гуса» для помощи преследуемым властями чешским интеллектуалам. В 1990 г. провел ряд семинаров в Академии наук СССР и МГУ. С 1992 г. – почетный доктор Кембриджского университета. Заметной фигурой во французской философии Деррида стал в 1967 г, когда были опубликованы сразу три его книги Голос и феномен (La Voix et le phénomène), Письмо и различие (L'Écriture et la différence) и Грамматология (De la Grammatologie). Всего он опубликовал около 40 произведений. Деррида внес значительный вклад не только в современную философию, но также ив литературную критику, теорию искусства, гендер- ные исследования, иудаику
1
и другие сферы его труды затрагивали широкий спектр вопросов онтологии, гносеологии, лингвистики, экономики, политики, международного права, массовых коммуникаций, психоанализа и т.д. Манера философствовать, отличавшая (стиль) Деррида, характеризуется нетрадиционным для философского дискурса использованием ресурсов риторики, литературной критики и постмодернистского письма, теории языка и текста. Его последние работы вышли в издательстве Galilee. Это два эссе о состояния мира после 11 сентября «Voyous» и «Концепт 11 сентября (совместно с Ю. Хабермасом), а также книга прощания с умершими друзьями (Левинас, Бланшо и др, озаглавленная Конец мира, каждый раз единственный и представляющая собой непрерывный диалог, посвященный смерти любимых существ и тому, что Деррида называет «когито прощания, спасения-приветствия без возврата. Водном из последних интервью, опубликованном в «Le Monde» подзаголовком Я веду войну с самим собой, уже тяжелобольной философ, перефразируя прославленное изречение Платона Философствовать – значит учиться умирать, задается вопросом Можно ли научиться жить В некрологе, помещенном в «Юманите», воздается должное двум ипостасям жизни Жака Деррида: философу и общественному деятелю. В оставленном им наследии, – пишет обозреватель «Юманите», – обнаруживается требование неустанной постановки под вопрос всего западного мышления, и бескомпромиссная критика политической организации нашего мира. Фигаро уточняет Он вел политические бои. В 1981 году его бросили в тюрьму в Праге, где он выступил в защиту чешских диссидентов. Только после вмешательства президента Миттерана его выпустили на свободу. Далее Фигаро напоминает, что все творчество Деррида как философа было выстроено вокруг центрального понятия «деконструкции»:«Смысл этой концепции весьма труден для понимания, да и сам Деррида часто топил его в ворохе отрицаний, которые множились у него почти до бесконечности. «Деконструкция, – говорил он, – это ни метод, ни цель, ни начало конца философии. Что же такое деконструкция?
«Монд» публикует не издававшееся ранее интервью, которое Жак Деррида дал этой газете 30 июня 1992 года Следует понимать концепцию деконструкции, – утверждает в нем философ, – не в терминах разрушения или разобщения, но как анализ устоявшихся структур, формирующих элементы философского дискурса, посредством которого мы мыслим. Слово «деконструкция» и раньше существовало во французском языке, – про Благодаря его работам раввинические тексты получили широкое распространение в светских научных кругах, за пределами факультетов иудаики. Недаром Ж. Деррида называли смеющимся раввином западной философии, а французская феминистка и философ Элен Сиксу озаглавила посвященную ему книгу Портрет Жака Деррида как молодого еврейского святого.
должает Жак Деррида, – но оно редко употреблялось. Я воспользовался им, чтобы перевести слова Хайдеггера, который говорило деструкции, и затем Фрейда, который писало диссоциации. В оригинальной философской концепции, известной как деконструктивизм, Деррида интерпретировали «деконструировал» мотивы философских размышлений Гегеля,
Ницше, Гуссерля, Фрейда, Хайдеггера и др. мыслителей, сформировавших западноевропейский язык философствования и миропонимания. Он подвергал критике всю классическую новоевропейскую философскую традицию. Преодоление метафизики Деррида связывал с отысканием ее исторических истоков посредством аналитического расчленения понятий, составляющих основу онтологии, в первую очередь, понятия бытия. В таком расчленении понятий, позволяющем вскрыть их внутреннюю противоречивость, переак- центировать заложенные в них смысловые нюансы, высвободить и актуализировать их ранее невостребованный семантический потенциал, и заключается деконструкция.
Деконструкция Жака Деррида демонстрирует, как то или иное философское положение оказывается подорванным, разрушенным самим текстом или в самом дискурсе, его утверждающем. Западная философия, по мнению Деррида, базируется на том, что он обозначал термином «логоцентризм». Это особая мировоззренческая установка, согласно которой существует некая фундаментальная инстанция смысла, истины, логики (logos). Данное допущение порождает иерархические различения, например, смысл / форма, сущность / случайность, серьезный / несерьезный, буквальный / переносный, трансцендентальный / эмпирический, где первое понятие рассматривается как первичное и определяющее, а второе оказывается производным, осложняющим или раскрывающим первое. Деконструировать эти оппозиции означает, прежде всего, обратить иерархию, легализовать подавленную смысловую или ценностную альтернативу, показать, что качества, относимые ко второму понятию, таковы, что именно первое понятие следует трактовать как вариант второго, а не наоборот. Так, в частности, опровергая / деконструируя многовековую западноевропейскую традицию, Деррида утверждал примат письменности (письма) перед звучащим словом голосом, глаголом, естественной речью. Мыслители прошлого трактовали речь как естественную, непосредственную форму языка, при этом недооценивая письмо, видя в нем лишь производную – суррогат живой речи. Тем самым они оттесняли на второй план важнейшие свойства языка, чтобы основать его понимание на идеализированной модели речевой деятельности, особенно на опыте собственной речи, в которой значение кажется непосредственно присутствующим. Письмо игнорировалось как безличная и пустая техника записи однако Деррида показал, что эта, казалось бы, пустая повторяемость (переписывание) есть условие существования любых знаков, а в самой речи следует усматривать версию письма в обобщенном значении, являющегося предпосылкой, как речи, таки письма в узком смысле. Такая инверсия подрывает логоцентрическую иерархию и раскрывает те свойства языка, которые были вытеснены и подавлены. Демонстрируя укорененность логоцентризма в западном мышлении и неразрешимость связанных с ним парадоксов, Деррида, вместе стем, констатировал маловероят- ность его преодоления, поскольку любая критика опирается, в конечном счете, на лого- центрические понятия и категории. Он подчеркивал важность элементов, представляющихся маргинальными в свете господствующей традиции, и принципиальную зависимость систем оттого, что они вытесняют и подавляют. Осуществленная Деррида деконст- рукция ряда теорий и дискурсивных практик призвана показать, что любое значение является продуктом конкретного языка, а не его источником. Из этого следует, что оно никогда не может быть до конца определенным, поскольку является результатом бесчисленных контекстуальных влияний, а их невозможно отфильтровать или ограничить. Наконец,
Деррида поставил под сомнение основопологающие понятия, на которых творцы новоев- ропейского знания возводили внушительные строения своих учений, и показал, что такие привычные и незыблимые для нас концепты, как бытие, присутствие, происхождение, индивидуальное Я, субъектность, порождены практикой использования логоцентрического дискурса, а потому не являются чистыми данностями или основаниями. Обозреватель «Либерасьон» так лаконично высказывается о всем круге идей, относящихся к деконструкции: Эта концепция произвела в е годы настоящую революцию, оказав огромное влияние на то, как мы мыслим, как подходим к искусству, истории, языку, да и к самой философии. Какой отклики какое развитие могут получить идеи Жака Деррида на современной российской почве Как отрефлексированы основные проблемы постмодерна в рамках отечественных гуманитарных традиций По контрасту с помещенными выше фрагментами некрологов из центральных французских изданий, приведем точку зрения обозревателя радиостанции Маяк Егора Холмо- горова: Как сказал бы живший на полстолетия раньше другой французский философ
Рене Генон, Деррида был ярчайшим представителем контртрадиций – умственного течения, которое видит свою задачу в подрыве любых устоев и сомнении в любых истинах. Наверное, главная причина, по которой Деррида никогда таки не получил широкой популярности в России, состоит в том, что для нас в его деконструкции не было ничего нового. У нас весь XX век состоял из сплошных деконст- рукций, и недоверие к любой истине в последней инстанции нашло у наших доморощенных лагерных философов такую чеканную и тотальную формулу, что Дерриде и не снилось Не верь, не бойся, не проси. Недоверие ко всему, сомнение во всем, отказ от ка- кой-либо надежды – по сравнению с этим шуточки французского постмодерниста казались слишком плоскими, порожденными пресыщением, а не голодом. Нам просто нечего разрушать, у нас все было разрушено несколько раз до основания, а затем еще раз разрушено. И поэтому Россия сейчас остается, видимо, самой влюбленной в традицию страной в мире. Ей давно уже хочется не деконст- рукции, а реконструкции, не всеобщего сомнения, а хотя бы чего-то, в чем можно не сомневаться. Именно поэтому почивший с миром законодатель французской философской моды в России таки остался, прежде всего, героем анекдотов, которые рассказывают друг другу подвыпившие студенты-философы». Жак Деррида (1930 – 2004) Так ли, однако, все очевидно Действительно ли, российская общественность, по крайней мере, мыслящая ее часть, уже с успехом прошла этап осмысленной и систематической деконструкции, которая, разумеется, не может быть приравнена к стихийному демонтажу идеологической системы и к девальвации культурных ценностей Есть ли у нас основания для такого оптимизма и гордости за самих себя, позволяющей превратить Дер- рида в персонажа анекдотов и не к чему не обязывающих застольных бесед Итак ли устала российская интеллигенция от проклятых вопросов, ревизий и мучительных сомнений Данный выпуск ежегодного журнала Симпозиум – лишь одна из возможных попыток ответа.
Филатов ФР.
СИМПОЗИУМ – 2005 ПАМЯТИ ЖАКА ДЕРРИДА СИТУАЦИЯ POST: ЧТО ПОСЛЕ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

перейти в каталог файлов


связь с админом