Главная страница
qrcode

Методы обследования больных с нарушениями голоса. Существует несколько медицинских методов исследова ния. Первое представление о состоянии гортани дает непрямая


Скачать 35.36 Kb.
НазваниеСуществует несколько медицинских методов исследова ния. Первое представление о состоянии гортани дает непрямая
Дата17.12.2019
Размер35.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетоды обследования больных с нарушениями голоса.docx
ТипДокументы
#67203
Каталог

Существует несколько медицинских методов исследова­ния. Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия — осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспа­лительные заболевания. Более детальную картину функции го­лосовых складок раскрывает ларингостробоскопия. При помо­щи специального прибора, электронного стробоскопа, можно наблюдать характер колебаний голосовых складок.

Рентгенография и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок.

Электромиография дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани.

В последнее время находит все большее применение новый метод исследования голосового аппарата — глоттография. Данный метод позволяет наблюдать колебания голосовых складок в процессе естествен­ной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений испытуемому.

Логопед, приступая к восстановительному обучению, дол­жен иметь заключение оториноларинголога или фониатра, а также сведения о начале и течении голосового нарушения. Следует тщательно собрать анамнез, выяснить, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, причину. Важно иметь данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. Лого­пед изучает качество звучания измененного голоса — охрип­лость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного го­лоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания.

Его в 1854 г. разработал испанский певец и известный преподаватель вокала Мануэль Гарсия. Через год эту методику стали использовать в своей практической деятельности другие врачи.

Зеркальная ларингоскопия осуществляется с помощью гортанного зеркала круглой формы, прикрепленного под углом 125° к прямому металлическому стержню. Чтобы зеркало во время осмотра не запотевало, его отражающую поверхность нужно слегка подогреть на спиртовке. Обратная поверхность зеркала не должна быть горячей, чтобы избежать ожога Гортанное зеркало берут в правую руку, пальцами левой руки удерживают кончик языка через салфетку. При этом большой палец врача лежит сверху, средний палец — снизу кончика языка, а указательный — несколько отодвигает верхнюю губу. Зеркало вводят в ротовую полость и прижимают к мягкому небу. Не следует касаться зеркалом корня языка и задней поверхности
Голосовая щель при этом имеет вид равнобедренного треугольника. Во время второго момента определяется смыкание голосовых складок. Изменение фонации и вдоха позволяет определить симметричность подвижности половин гортани. Во время третьего момента (глубокого вдоха) осматривают подскладочное пространство и верхний отдел трахеи.
У большинства лиц зеркальную ларингоскопию удается провести сравнительно легко.
Если из-за значительного глоточного рефлекса провести ларингоскопию не удается, то применяют следующий прием: осматривают пациента натощак (после еды глоточный рефлекс выражен в большей степени), а при необходимости проводят местную поверхностную анестезию глотки. Осмотр гортани только в том случае можно считать качественным, если хорошо просматривается ее передняя комиссура (передний угол голосовой щели). Для тщательного осмотра гортани необходимо шире применять местную поверхностную анестезию и отводить надгортанник вперед с помощью гортанного зонда или специально предложенного для этого элеватора.
Если непрямая ларингоскопия не удовлетворяет врача, проводят прямую ларингоскопию.
Суть метода прямой ларингоскопии состоит в том, чтобы клинком ларингоскопа выпрямить угол между ротовой полостью и полостью глотки, что даст возможность осмотреть гортань и трахею. Ларингоскопы, применяемые в оториноларингологии, можно разделить на 2 группы: 1-я — ларингоскопы, которые удерживаются рукой врача, проводящего прямую ларингоскопию; 2-я —ларингоскопы, которые удерживаются самостоятельно, а рука проводящего манипуляцию врача остается свободной. Такой вид ларингоскопии называется опорной, или подвесной (см. вклейку, рис.49).

 

Техника прямой ларингоскопии. Больной лежит на спине. Его голова слегка запрокинута назад, шея вытянута. Врач сидит возле его головы. Клинок ларингоскопа вводят строго по средней линии языка до появления надгортанника, затем его заводят за надгортанник и оттягивают кверху.

 

Микроларингоскопия — это метод исследования гортани с помощью хирургического микроскопа с фокусным расстоянием 300— 400 мм. Его можно применять как при зеркальной, так и прямой ларингоскопии (см. вклейку, рис.50). Благодаря микроларингоскопии получила развитие микрохирургия гортани.

 

Непрямую микроларингоскопию проводят в положении больного сидя. Этот способ исследования необходимо рекомендовать и для амбулаторной практики, что может способствовать более раннему выявлению рака гортани.

 

Прямая микроларингоскопия позволяет хирургу работать обеими руками и пользоваться прямым инструментом. Больной лежит на спине, выпрямив шею. После введения больного в наркоз выполняют прямую ларингоскопию. Ларингоскоп фиксируют с помощью специального устройства на груди больного. Микроскоп наводят на область гортани. В клинике оториноларингологии
Национального медицинского университета разработана (Л.П. Юрьев, 1978) и широко применяются световая и флюоресцентная микроларингоскопии. Световая микроларингоскопия — это исследование в свете разного спектрального состава (зеленого, желтого, без красного и красного). Малоконтрастные детали в определенном свете становятся более контрастными.

 

Флюоресцентная микроларингоскопия — это осмотр гортани после введения в организм пациента одного из флюорохромов, в частности флюоресцеин-натрия. Для наблюдения люминесценции флюоресцеи- на используют синий светофильтр. По данной методике исследования более интенсивно и четко определяются размер, форма сосудов, их атипия. Флюоресцеин по-разному поглощается тканями гортани.
Важное место в исследовании гортани занимает ларингостробоскопия. Метод заключается в осмотре гортани в прерывистом свете, что позволяет видеть отдельные колебания голосовых складок.
Разработана методика, предусматривающая использование операционного микроскопа в комбинации с электронным стробоскопом, — микроларингостробоскопия. Импульсную лампу стробоскопа располагают на месте обычной лампы накаливания микроскопа. В режиме непрерывного освещения лампой стробоскопа микроскоп можно использовать как обычный операционный.
Достижением медицинской техники последних лет является разработка фиброларингоскопии. Благодаря подвижности гибкого конца фиброскопа на 270° все отделы гортани становятся доступными для осмотра. Манипуляции проводят под местной анестезией. Фиброларингоскопия позволяет провести прицельную биопсию и выполнить высококачественную эндофотографию гортани.
Особое место среди методов исследования гортани занимает рентгенодиагностика. В оториноларингологической клинике используют обычную рентгенографию и томографию — в переднезадней и боковой проекциях.
Наибольшее распространение при рентгенографии гортани получили снимки в боковой проекции, которые дают возможность видеть главные детали гортани и окологортанных мягких тканей: надгортанник, черпалонадгортанные складки, черпаловидные хрящи, заполненные воздухом гортанные желудочки, гортанную часть глотки и корень языка.

Томография является обязательным компонентом рентгенологического обследования больных, у которых подозревают опухоль гортани или имеется хронический стеноз гортани и трахеи. Томография позволяет получить фронтальные снимки гортани, на которых можно определить состояние надгортанника, черпалонадгортанных, вестибулярных и голосовых складок, гортанных желудочков, подскладочного пространства, а также шейного отдела трахеи.

Ларингостробоскопия.

Этот метод позволяет наблюдать во время фонации быстрые колебательные движения голосовых складок.

При обычной ларингоскопии голосовые складки во время фонации находятся в положении аддукции (приведение к средней линии) и выглядят неподвижными, тогда как в действительности они совершают быстрые движения, сближая и удаляя свои края с максимальной амплитудой в средней части. Глаз человека без специального прибора уловить эти колебания не может, так как фонаторные колебания голосовых складок имеют частоту, намного превышающую предел возможности зрительного анализатора. Чтобы это стало возможным, в ларингологии и фониатрии применен стробоскопический принцип.

При ларингостробоскопии для освещения применяется лампа с короткими световыми импульсами. Свет от импульсного освещения, как и при обычной ларингоскопии, направляется от лобного рефлектора на гортанное зеркало и далее в гортань. При освещении голосовых складок прерывистым светом, синхронным с частотой колебаний, можно наблюдать их в определённые фазы колебания, при этом голосовые складки будут казаться неподвижными. При нарушении синхронности между частотой вспышек импульсной лампы и частотой колебаний голосовых складок создается впечатление. Что они колеблются медленно. Это кажущееся движение – верное отображение действительных колебаний.

Ранее для выполнения такого исследования использовали механические стробоскопы, в настоящее время – электронные. Существуют электронные стробоскопы отечественного производства (модель ЭЛС-02, ЭЛС-3) и зарубежные (фирмы «ATMOS», «HEINEMANN» Германия, «Брюль и Къер» Дания, «PENTAX LS-IA» Япония и др.).

При стробоскопии для осмотра гортани вместо обычной лампы с постоянным светом применяется импульсная лампа стробоскопа, располагающаяся, как и при непрямой ларингоскопии, справа от обследуемого. Такая лампа даёт яркий пучок света, однако для получения более контрастного изображения ларингоскопию необходимо проводить всегда в полузатемненном помещении.

Ларингостробоскопия обычно проводится без анестезии, однако у лиц с повышенным глоточным рефлексом, сопровождающимся резким напряжением гортанной и глоточной мускулатуры, применяют аппликационную анестезию слизистой оболочки глотки 10% раствором лидокаина. Исследование выполняют при спокойной, ненапряженной фонации, при необходимости на всех частотах фонируемого звука «Э» или «И», но обязательно начинают с наиболее удобных для пациента участков диапазона. Средняя частота голоса для лиц мужского пола составляет 145 Гц, для женского – 240 Гц.

Наблюдаемые во время стробоскопии параметры колеблющихся голосовых складок зависят от силы звука, поэтому в начале исследования интенсивность голоса не должна превышать 70 дБ, будучи в пределах 55-60 дБ. В дальнейшем исследование проводят при различной громкости, при этом в протокол осмотра заносятся данные о частоте и интенсивности голоса и наблюдаемых при этом особенностях стробоскопической картины. Исследование рекомендуется начинать с воспроизведения движущегося изображения (в картине «движения»), далее при неподвижном изображении (в картине «остановки») при смещении фаз от 0 до 360°. В картине «движения» определяют наличие или отсутствие фонаторных колебаний голосовых складок, их равномерность по частоте и амплитуде и другие показатели. «Неподвижная» картина позволяет отчетливо рассмотреть края голосовых складок в разных фазах вибраторного цикла, характер их смыкания.


- наличие или отсутствие фонаторных колебаний голосовых складок;

- их равномерность по амплитуде и частоте;

- особенность смыкания (полное, неполное);

- форму голосовой щели при недосмыкании (в виде узкой полоски, вытянутого овала, треугольника и др.);

- характер колебаний (энергичный, напряженный, ослабленный, вялый);

- наличие или отсутствие смещения слизистой оболочки по свободному краю голосовых складок.

У здоровых лиц ларингостробоскопическая картина имеет характерные признаки. В картине «движения» у них всегда наблюдаются типичные противоположные по направлению друг к другу колебания всей массы голосовых складок, преимущественно в горизонтальной плоскости. Колебания, как правило, носят равномерный характер как по амплитуде, так и по частоте. Во время приведения голосовых складок к средней линии отмечается смыкание их внутреннего края по всей длине. Смещение слизистой оболочки по свободному краю голосовых складок отчетливо наблюдается в 75-80% случаев. В картине «остановки» голосовые складки выглядят неподвижными и занимают в зависимости от фазы фиксации положение от срединного до бокового. Увеличение амплитуды колеблющихся голосовых складок может наблюдаться при усилении интенсивности звучания голоса, а уменьшение – при повышении частоты тона благодаря изменению напряжения голосовых складок.

Электронная стробоскопия может быть использована в различных целях:
Для изучения характера функциональных нарушений голоса.
  • Для предварительной дифференциальной диагностики доброкачественных и злокачественных образований голосовых складок.
  • Для оценки результатов проводимого лечения и определения трудоспособности лиц речевой и вокальной профессий.
  • Для профессиональной экспертизы абитуриентов, поступающих в консерватории, театральные, педагогические и другие учебные заведения на пригодность их голосового аппарата к профессии, связанной с повышенной голосовой нагрузкой.
    Видеоларингоскопия и видеоларингостробоскопия

    Метод видеоларингоскопиии и видеоларингостробоскопии может быть широко использован в оториноларингологии и фониатрии в диагностике различных заболеваний гортани и особенно при затруднении осмотра гортани традиционным способом у больных с толстым и напряженным языком, короткой шеей, ограничением подвижности в шейном отделе позвоночника, свернутым надгортанником. Проведение исследования возможно как с использованием ригидного световода, так и гибкого фиброскопа.

    Видеоларингостробоскопия с помощью жесткого световода напоминает обычный ларингоскопический осмотр, только роль гортанного зеркала выполняет световод, который вводится через ротовую полость и фиксируется над входом в гортань. Обследуемый должен высунуть язык и, удерживая его, произносить длительно звук «И» или «Э». Видеокамера фиксирует колебания голосовых складок на мониторе. Поскольку при непрямой ларингостробоскопии происходит изменение соотношения и взаимодействия элементов гортани из-за тракции языка во время осмотра, наряду с ригидным эндоскопом применяют также фиброларингоскоп (фирмы «Олимпус», Япония). Фиброскоп диаметром 4 мм позволяет проводить осмотр всех отделов гортани, не вызывая дискомфорта у больного. Он незаменим при обследовании тучных пациентов с короткой и толстой шеей, толстым языком, узким надгортанником.

    Фиброларингоскоп проводят после аппликационной анестезии через нос и медленно продвигают до необходимого уровня. Пациент имеет возможность выполнять любые тестовые задания: произносить гласные звуки, слова, специальные фразы.

    Важным достоинством метода видеоларингоскопии и видеоларингостробоскопии является возможность получить увеличенное изображение, что имеет значение при малых размерах гортани.

    3.4.4. Фонетография и спектрография голоса.

    Все методики, анализирующие качество голоса, можно условно разделить на субъективные и объективные. К субъективным методам относятся шкала определения звучности голоса GRBAS, общепризнанная и широко используемая в международной практике, и шкала Janagihara. Согласно этим методикам качество голоса оценивается в баллах, причем в случае применения шкалы GRBAS требуется привлечение как минимум трех независимых экспертов, которым предоставляют возможность прослушать голос человека (или запись голоса) и оценить его качество по нескольким параметрам. Такой подход трудоемок и в связи с этим крайне неудобен.

    Объективные методы основаны на записи фонетограммы, спектрограммы голоса и проведении анализа его акустических характеристик. Акустический анализ голоса позволяет изучить влияние патологических изменений гортани на голос испытуемого, оценить эффективность проводимого лечения, провести экспертизу голоса.

    Методика акустического анализа голоса и ее особенности у поющих детей. Для записи голоса можно использовать измеритель шума Sound Level Meter («ATMOS», Германия), имеющий встроенный микрофон и позволяющий регистрировать уровень шумовых эффектов в помещении. Оптимальным режимом для записи голоса считается уровень шума, не превышающий 40 дБ. Необходим также персональный компьютер с инсталлированной в него компьютерной программой “The lingWAVES Phonetogram Pro” Version 1.x («ATMOS», Германия). Данная программа позволяет произвести фонетографию и спектрографию голоса, исследовать разговорный профиль и определить основные акустические характеристики голоса, такие,как частота основного тона (F0 в Гц), время максимальной фонации (Maximal phonation time, MPT, в с.), пертурбация тона (Jitter, в %), максимальная (Fmax) и минимальная (Fmin) частота голоса и разница между ними, т.е. частотный диапазон (Fdelta в Гц), максимальная (SPLmax) и минимальная (SPLmin) сила голоса и разница между ними (SPLdelta в основного дБ), индекс выраженности дисфонии (Dysphonia Severity Index, DSI).

    Поскольку для певца важным является определение диапазона голоса, исследование лучше проводить в присутствии вокального педагога. Педагог «распевает» испытуемого, и только после этого приступают к записи голоса и анализу его акустических характеристик.

    Определение F0, фонетографию и спектрографию осуществляют в режиме реального времени. Для этого пациента усаживают перед измерителем шума так, чтобы микрофон располагался на расстоянии 30 см ото рта. Сначала ему предлагают громко, но не крича, в удобном для него тоне сосчитать до пяти: «раз», «два», «три», «четыре», «пять». Компьютерная программа фиксирует голос в виде пиковой кривой; далее, используя специальные опции программы, автоматически вычисляют значение F0. Затем приступают к фонетографии. Для получения максимально точных данных каждое выполняемое испытуемым задание сначала демонстрируется исследователем, а при необходимости на помощь привлекается и вокальный педагог, владеющий информацией о вокальных возможностях ученика. Тоны предполагаемого диапазона голоса задают при помощи виртуальной клавиатуры. Затем испытуемый пропевает диапазон вместе с педагогом, и только после этого выполняет задание самостоятельно.

    Фонетография включает вычисление MPT, Jitter, запись голосового поля и разговорного профиля. Для определения MPT и Jitter вокалисту предлагают спеть звук «а» максимально долго в комфортной для него тональности и громкости. При этом голос, также как и в предыдущем исследовании, регистрируется в виде пиковой кривой, после чего автоматически подсчитывается значение МРТ и дрожание голоса.

    Для записи голосового поля учащемуся предлагают спеть звук «а» с различной высотой тона и интенсивностью, т.е. по всему певческому диапазону сначала громко, на forte, а затем тихо, на piano. При этом на дисплее компьютера появляется изображение голосового поля и пунктирная линия, показывающая выраженность певческой форманты. Программа автоматически определяет основные акустические параметры, характеризующие динамический диапазон голоса испытуемого: Fmax, Fmin, Fdelta, SPLmax, SPLmin, SPLdelta. Кроме того, осуществляется комплексная оценка качества голоса на основании вычисления DSI. Данный показатель характеризует одновременно несколько акустических параметров голоса, а именно Fmax, SPLmin, MPT и Jitter, и используется, по данным литературы, для оценки вокальных качеств у певцов и с целью контроля эффективности лечения [11, 12].

    Разговорный голосовой профиль позволяет установить речевой диапазон для голоса средней интенсивности, тихого и громкого голоса. Для записи разговорного профиля обследуемому предлагают читать специально подобранный достаточно простой текст сначала удобным, комфортным для него голосом с обычной интенсивностью. Затем этот же текст читается тихим голосом, но не шепотом, а потом громким голосом, но не крича. При этом на фонетограмме фиксируются три крестика, отмечающие речевой профиль для нормального, тихого и громкого голоса. Поскольку не каждый человек способен прочитать незнакомый текст быстро и без запинок, в ряде случаев разрешается читать вслух любое стихотворение, которое обследуемый знал наизусть.

    Для воспроизводства спектрограммы испытуемого просят пропеть гласные звуки «а», «е», «и», «о», «у»; каждый из них – в течение не менее 4-5 с, в удобном для него тоне и комфортной громкости. Нужная тональность выбирается педагогом и задается при помощи виртуальной клавиатуры. По характеру спектрограммы оценивают вибрацию голоса, присутствие добавочных призвуков и шумов. Запись архивируется, а затем анализируется на основе изучения спектров Фурье при помощи лицензионной компьютерной программы «MatLab 6,5. Версия 2002», специально разработанной для данного исследования (автор - А.В.Ласточкин).

    Акустический анализ голоса позволяет провести комплексную качественную оценку певческих способностей субъекта благодаря исследованию динамического диапазона, спектрограммы и определению индекса выраженности дисфонии.

    Глоттограф был сконструирован французским физиологом Ф. Фабром в 1957 г. Принцип работы прибора основан на изменении сопротивления токов ультравысокой частоты, подаваемых на гортань. Проходя через гортань, ток изменяет свою силу в соответствии с колебаниями голосовых складок. Смыкание понижает сопротивление, размыкание — усиливает. Изменения силы тока фиксируются на экране осциллографа в виде кривой (глоттограммы). Таким образом, на глоттограмме наблюдаются фазы колебаний голосовых складок в форме их электрического аналога. Данный метод позволяет наблюдать колебания голосовых складок в процессе естественной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений испытуемому. Метод Ф. Фабра применяют физиологи, врачи, вокальные педагоги, лингвисты, логопеды. Глоттография объективно оценивает динамические изменения голосового аппарата в процессе коррекционно-восстановительного обучения и по завершении его.
    Методы исследования строения и функций голосового аппарата.
    Для изучения голоса большое значение имеет исследование голосового аппарата, в первую очередь функции голосовых складок. Существует несколько медицинских методов исследования. Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия — осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания. Более детальную картину функции голосовых складок раскрывает ларингостробоскопия. При помощи специального прибора, электронного стробоскопа, можно наблюдать характер колебаний голосовых складок.

    Рентгенография и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок. Применяются преимущественно для диагностики опухолей.

    Электромиография дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани. Для исследования игольчатый электрод вводится в толщу мышцы, что малоприменимо в повседневной практике.

    В последнее время находит все большее применение новый метод исследования голосового аппарата — глоттография.

    Логопедическое обследование:
    Анализ акустических характеристик;
  • Исследование фонационного поля;
  • Определение «голосового поля»;
  • Психологическое обследование.
    Логопед, приступая к восстановительному обучению, должен иметь заключение оториноларинголога или фониатра, а также сведения о начале и течении голосового нарушения.

    Следует тщательно собрать анамнез, выяснить, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, причину. Сведения об условиях работы, режима труда и отдыха дают дополнительное представление о характере нарушения. Поскольку речь — сложный психофизиологический процесс, очень важно иметь данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. В ходе беседы выясняется, как ребенок или взрослый относится к своему дефекту, оценивает свое состояние. Логопед изучает качество звучания измененного голоса — охриплость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания. По характеру звучания голоса опытный логопед может определить этиологию и механизмы нарушения.

    1. Инструментальное обследование голосового аппарата

    Для определения состояния голоса необходимо провести тщательное обследование голосового аппарата. Существующие в настоящее время клинические и инструментальные методы исследования в большей части относятся к области медицины. Логопед строит коррекционное занятие на основании данных медицинского заключения.

    Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия – осмотр при помощи зеркала. Она выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания.

    При помощи электронного стробоскопа можно наблюдать характер колебаний голосовых складок более детально, однако условия исследования все же не соответствуют естественному голосообразованию, и колебания голосовых складок не измеряются, а лишь определяются на глаз.

    Различные рентгеновские исследования применяются преимущественно для диагностики опухолей, изменений в состоянии хрящей. Электромиография главным образом регистрирует функцию наружных мышц гортани. Для изучения колебаний голосовых складок необходимо вводить игольчатый электрод в толщу мышцы, что вряд ли применимо в повседневной практике.

    Таким образом, электронная глоттография является диагностическим методом исследования, которое позволяет наблюдать динамические изменения функции голосовых складок в ходе восстановительного обучения и регистрировать достигаемые результаты по его завершении. Критерием оценки голосовой функции служит отношение относительной длительности фазы максимального раскрытия голосовых складок к длительности фазы контакта, которое в норме приближается к единице.

    2. Аудитивная оценка голоса

    Логопед, начиная коррекцию голоса, должен иметь заключение фониатра или оториноларинголога и сведения о возникновении и течении нарушения. Однако ему самому следует тщательно собрать анамнез, выяснить, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, их причину. Знание условий работы, режима труда и отдыха пациента дает дополнительные представления о характере нарушения. Поскольку речь – сложный психофизиологический процесс, очень важно получить данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. В ходе ознакомительной беседы необходимо выяснить, как сам заболевший – ребенок или взрослый – относится к своему дефекту.

    Голосовые качества оцениваются по таким показателям, как атака звука, охриплость, падение силы и звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывы звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение. Определяется также тип дыхания. Среди специалистов существуют разные точки зрения по поводу времени, необходимого для слуховой оценки голоса, которая чрезвычайно важна для диагностики и прогноза восстановления. Считается, что при прослушивании голоса продолжительностью от 45 мин до 6 ч можно определить степень нарушения. Оценка голоса взрослых происходит значительно легче, чем голоса детей. Взрослые осознают свое нарушение, охотно о нем говорят, высказывают массу жалоб, перечисляют разнообразные признаки голосового дефекта. В процессе предварительной беседы надо правильно выделить признаки, актуальные именно для данного расстройства.

    Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании.

    Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, следует учитывать настроение детей, знать особенности их обычного поведения. Если ребенок вял, плаксив, обследование в такой момент проводить не стоит.

    Экспериментальные задания предлагаются ребенку в игровой форме, которая должна соответствовать его возрастным возможностям и интересам. Выполняя их, дети демонстрируют звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений, в свободном рассказе, при повторении стихотворений, во время участия в организованных инсценировках. Речевой материал для выявления состояния голоса должен содержать максимальный набор гласных, сонорных и звонких согласных звуков.

    Аудитивным методом оцениваются следующие характеристики.

    1. Сила и динамический диапазон голоса:

    а) голос тихий – громкий;

    б) возможность изменять его по силе – от слабого до громкого и наоборот.

    2. Звучание голоса по качественным признакам:

    а) голос звонкий – глухой;

    б) голос осиплый – чистый.

    Для количественной оценки чистоты звучания голоса подходит шкала, принятая Союзом Европейских фониатров: 0 – нормальный, 1 – глуховатый, 2 – осиплость слабой степени, 3 – осиплость средней степени, 4 – осиплость сильной степени, 5 – афония, 6 – утрата функции гортани после ее удаления или после травмы.

    3. При оценке интонации рассматриваются такие показатели: мелодика, темп речи, ударение, тембр.

    3.1. Мелодика:

    а) голос низкий – высокий;

    б) монотонный – модулированный (доступность звуковысотных изменений, т. е. понижения и повышения тона).

    3.2. Темп речи:

    а) быстрый – медленный;

    б) способность ускорять или замедлять темп.

    3.3. Ударение – интенсивность звучания в речи отдельных слогов.

    3.4.Тембр:

    а) голос звонкий – глухой;

    б) звучный – тусклый;

    в) назализованный – чистый.
      Цели, задачи и методы фенотипического обследования.
      Специфика фонопедического обследования заключается в сборе анамнеза, определении типа дыхания, оценке голоса при субъективном восприятии на слух, определении максимального времени фонации, выявлении особенностей речевой моторики.

      Основная цель фонопедического обследования – создание или восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием с помощью специальных упражнений.

      Все упражнения носят игровой характер, они увлекают в работу душевную сферу занимающихся, вызывают положительные эмоции, которые, как, известно, раскрепощают фонационные пути, помогают верно, формировать свободное звучание голоса.

      В предлагаемом обследовании коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
      развитие сенсорных и моторных функций;
    1. автоматизация кинестетической основы артикуляторных движений;
    2. развитие мимической мускулатуры;
    3. развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
    4. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
    5. формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
      Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

      Фонопедические занятия направлены на развитие:


      Речи;
    6. Слуховой памяти (умение слушать и слышать);
    7. Зрительной памяти (умение смотреть и видеть);
    8. Чувства ритма, координации движений;
    9. Творческой фантазии и воображения

        Особенности обследования голосовой функции у детей.
        В целом в программу обследования включается несколько компонентов.

        1. Анализ анамнестических сведений

        1.1. Общее психомоторное развитие ребенка от момента рождения до года и от года до времени обследования – характеристика крика ребенка в раннем младенческом возрасте, формирование и особенности проявления голосовых реакций, основные этапы речевого и моторного развития.

        1.2. Социальные условия – семейное (с кем находится дома; здоровье и взаимоотношения родителей, их отношение к ребенку) или общественное воспитание (тип учреждения, в котором воспитывается ребенок), речевое окружение.

        1.3. Результаты медицинского обследования – состояние слуха, носовой полости, носо- и ротоглотки; наличие острых и хронических заболеваний органов голосообразования (ангина, ларингит, острый бронхит, тонзиллит и т. п.); перенесенные заболевания. Особое внимание обращается на сведения об инфекционных и соматических заболеваниях ребенка, которые могли бы обусловить общую астенизацию организма или принять хронические формы.
        перейти в каталог файлов


  • связь с админом