Главная страница
qrcode

Политические процессы на постсоветском пространстве. Сущность понятия Империя . Эволюция понятия


Скачать 33.63 Kb.
НазваниеСущность понятия Империя . Эволюция понятия
Дата24.11.2019
Размер33.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПолитические процессы на постсоветском пространстве.docx
ТипДокументы
#66791
Каталог

Содержание:


Сущность понятия «империя». Эволюция понятия…………………………………...……3 стр.

Появление новых межгосударственных объединений на постсоветском пространстве: ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС………………………………………………………………………6 стр.


Сущность понятия «Империя». Эволюция понятия.
Язык – вещь изменчива и гибкая, он постоянно подстраивается под культурные и исторические веяния, изменяется и развивается, иногда – захиревает и умирает. Вместе с ним изменяются и слова, понятия – одни слова уходят в прошлое, другие появляются, а какие-то меняют или приобретают новые значения. Не являются исключением и научные термины, которые, казалось бы, должны оставаться статичными – однако даже их неумолимо корёжит могучая социальная стихия.

Слово «империя» – как много оно несёт для слуха русского человека! Это слово вызывает множество разнообразных, и, зачастую, противоположных ассоциаций! Римский орёл и британский лев, чёрная свастика и красная звезда, парусные суда и авианосцы. Засилье аристократии и власть народа, верховенство права и абсолютная диктатура, эксплуатация народов и расцвет цивилизации, всемирное зло и великая справедливость.

Не меньшая неразбериха происходит и в определении значения этого слова. Сейчас не угасают споры о том, можно ли назвать Российскую Федерацию, или же США, или даже коммунистический Китай, империей. До сих пор нет единого мнения о том, были ли Советский Союз и Третий Рейх империями. Хотя подобная неясность понятия и может на первый взгляд показаться забавным недоразумением, она несёт в себе серьёзную опасность – подобное искажение мыслеобразов ведёт за собой неадекватное восприятие реальности, и, как следствие, ложные выводы.

В различных толковых словарях и работах исследователей можно найти совершенно разные, более или менее широкие толкования этого понятия. В публицистических текстах и повседневной жизни, «кухонных разговорах» это слово используется ещё более вольно.

Так что же означает слово «империя»? Должно же у него быть какое-то точное определение, ведь ни у кого не вызывает сомнений, что Россия времён правления Романовых, или же Византия времён Палеологов, были империями. Давайте разберёмся.

Возникновение понятия уходит своими корнями в античные времена. Так, Д. Андерхилл считает, что слово «империя» является производным от латинского «empire» (верховная власть), и произошло от понятия «император» – сначала верховный военачальник, а позже – правитель. Вот полное определение, которое даёт исследователь:


Несколько иначе толкует понятие В. Коновалов.


Классифицируя империи, можно выделить древние империи – Египетскую, Персидскую, Римскую и т.д., находившиеся под абсолютной, часто теократической властью одного государя - монарха. Кроме того, существовали колониальные империи «Нового времени» – Британская, Испанская, Португальская, Голландская, Французская, явившиеся результатом военно-экономической экспансии стран Европы в различных регионах планеты. Эти империи строились вокруг государственного центра - метрополии, и как правило, имели жёстко централизованное управление. «Традиционные» империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Японская, Османская и т.д., представляли собой многоуровневые государственные комплексы, скреплённые идеологическим центром, едиными вооружёнными силами и экономическим пространством. Кроме того, по структуре основных коммуникаций следует определить «консолидированные» (континентальные) и «неконсолидированные» (морские) империи. Первые имеют сухопутные коммуникации центра со всеми составными частями государства, вторые - только морские коммуникации. Надо отметить, что почти все империи (в первую очередь «традиционные») отличались культурным многообразием. «Государство-нация», имеющее монокультурный и моноэтнический характер, скреплённое только административно-юридическим единством, редко приобретает статус империи. В культурном и этническом плане империя всегда коалиция и сообщество, представляя монолит в политическом контексте.

К середине 60-х годов 20 в., почти все «традиционные» и колониальные империи прекратили существование или принципиально изменили свой характер. В конце 20 столетия, в условиях определённой глобализации политических процессов, термин «империя» вновь несколько изменил своё значение. В настоящее время империей целесообразно считать великую державу и её «сферу влияния» – политического, идеологического, экономического, военного и культурного. То есть можно наблюдать изменение форм доминирования при сохранении принципа – центр и его периферия (сфера влияния). «Влияние» (преобладание) в разных сферах общественной жизни потеснило (хотя и не заменило) непосредственно военное давление. В данном контексте, такие государства как США и Китай следует определять типичными империями «постиндустриальной эпохи». [2]

Существуют весьма узкие определения. Например, в толковом словаре Ушакова империя определяется как монархическое государство, глава которого носит титул императора. Однако не стоит забывать, что этому словарю почти сто лет, и он значительно устарел. [3]

В свою очередь, в современном географическом словареимперия определяется как территория, включающая несколько стран или народов, управляемая из одного центра, например, Британская империя, Российская империя и др. [4]

Сегодня же, если попытаться дать «империи» научно-объективистское определение, то оно может звучать как «обширное по размерам и мощное по потенциалу государственное образование, состоящее из территорий, разнящихся уровнем и направленностью экономического развития, этническим составом населения, его историческим опытом, политическими традициями и другими признаками, но находящимися в более или менее жесткой зависимости от некоего центра, при этом степень и форму зависимости в конечном счете определяет сам центр». Таким образом империя как тип государственного образование имеет три обязательные черты: соответствие уровню великой державы, гетерогенная основа и жестко централизованный характер. [5]

Также стоит отметить, что у слова «империя» есть и множество других определений, например, из экономической сферы – «финансовая империя», или «бизнес-империя».

Таким образом, мы видим, что у понятия «империя» огромное множество понятий, и с течением времени, по мере развития языка (особенно сегодня, когда в постсоветских странах наблюдается рост интереса к политике), будут появляться всё новые значения и толкования. И большинство из них верны. Так что, дабы не вышло недоразумений и недопониманий, перед началом каждого конструктивного разговора или дискурса следует заранее условиться и определить чёткое значение слова «империя» (как и других многозначных понятий), с которым согласятся все участники разговора.
    Появление новых межгосударственных объединений на постсоветском пространстве: ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.
    С развалом СССР образовалось множество независимых государств, которые, являясь субъектами на международной арене. были вынуждены вступать в контакты с другими странами, входить в уже существующие государственные объединения, или образовывать новые. Так был создан СНГ, однако он оказался неэффективным, что заставило ряд стран. образовать специализированные и более узкие по составу участников объединения. Так, в 2002 году на основе договора о коллективной безопасности была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членами которой стали Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В августе 2006 г. в эту организацию вошел также Узбекистан. Те же страны, за исключением Армении, входят в созданное в том же 2000 г. на основе Таможенного союза стран СНГ Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

    Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
    Договор о создании ЕврАзЭС подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.

    Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. 25 января 2006 г. подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана.

    С мая 2002 г. статус наблюдателей в ЕвраАзЭС имеют Украина и Молдавия, с января 2003 г. – Армения. Также статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития.

    9 декабря 2003 г. ЕврАзЭС получило статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

    Целью ЕврАзЭС является эффективное продвижение процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координация их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

    Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

    В число основных задач Сообщества входит: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка; создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций; предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории; сближение и гармонизация национального законодательства; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

    Республика Беларусь, республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 г. формируют Таможенный союз.

    Стороны Таможенного союза учредили Комиссию Таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган союза.

    Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

    Таможенный кодекс для трех стран вступил в силу 6 июля 2010 г.


    Высший орган ЕврАзЭС - Межгосударственный совет. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества. Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.

    Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

    С октября 2008 г. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял на себя также функции высшего органа Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России (Межгоссовет - ВОТС).

    Постоянно действующий руководящий орган ЕврАзЭС –
    Организация работы и информационно техническое обеспечение деятельности Межгосударственного совета и Интеграционного комитета осуществляется
    Главы государств, входящих в Сообщество, назначают постоянных представителей при ЕврАзЭС. Образованная ими
    Межпарламентская Ассамблея ‑ орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества. Формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества.

    Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов: 40% вносит Россия, по 15% – Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, по 7,5% – Киргизия и Таджикистан. [6]

    ШОС – Шанхайская организация сотрудничества.
    На момент создания организации главной целью ШОС являлась стабилизация обстановки в центрально-азиатском регионе, где находившийся тогда у власти в Афганистане режим талибов служил рассадником исламского экстремизма, угрожавшего всем членам организации. Кроме борьбы с терроризмом участники ШОС ставили перед собой задачу полнее развивать экономическое и научно-техническое сотрудничество.

    Постепенно на первое место в повестке дня организации вышли именно экономические вопросы. В первую очередь, связанные с добычей, перераспределением и транспортировкой углеводородного сырья.

    Создание ШОС было продиктовано также хорошо осознаваемой всеми странами-участниками необходимостью противостояния экономическому влиянию США и их союзников в регионе бывшего советского блока.

    Призывы к стратегическому партнерству с Россией зазвучали в Китае с особой настойчивостью на рубеже веков. Уже тогда, как в политических, так и в академических кругах Китая появилась тенденция более не фетишизировать принятый Дэн Сяопином официальный курс на невступление страны в союзы и блоки (знаменитое «держаться в тени»).

    Для отношений с Россией была разработана особая формулировка «предсоюзнические», что означало готовность Китая к совместному с Россией противостоянию американской гегемонии в мире и поддержанию стабильности в Центральной Азии. Этому способствовали и перемены в российском руководстве.

    В 1999 г. в Шанхае состоялся симпозиум «Критический анализ эпохи Ельцина в свете изучения теории Дэн Сяопина». Участники осудили откровенно прозападный и пораженческий, по их взглядам, крен российской дипломатии в первые годы пребывания Ельцина у власти и сформулировали ряд положений, которые России было предложено осознать:

    1. Помощь западных стран во главе с США часто напоминает «слабо моросящий дождик после сильного грома».

    2. Коренной интерес США состоит в сдерживании и ослаблении России.

    3. Расширение НАТО на восток сокращает стратегическое пространство России, явно ухудшая ее геополитическое положение.

    4. Поддержание дружественных отношений с восточными государствами не только сулит взаимодополняющую поддержку в экономике, но и способно обеспечить России тыл для сдерживания гегемонистской экспансии США.

    Призывы к укреплению партнерского союзничества с восточным соседом звучали и в России, в т. ч. на самом высоком уровне. Таким образом, создание ШОС оказалось логичным шагом. Сегодня в ШОС на постоянной основе входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Иран, Индия, Пакистан и Монголия имеют статус наблюдателя. Из этих 9 стран 2 — Китай и Индия — относятся к самым большим в мире потребителям энергии, а 3 — Россия, Казахстан и Иран — обладают наибольшими в мире энергоресурсами (в совокупности чуть ли не две трети всех мировых запасов газа). При этом Китай кровно заинтересован именно в центрально-азиатских и российских углеводородах. Его энергопотребностей уже не покрывает ни уголь, ни уровень собственной нефтедобычи, ни объем экспорта из Африки и с Ближнего Востока.

    Очевидно, что страны – участницы ШОС смогут в ближайшем будущем составить конкуренцию наиболее влиятельным международным организациям экономического сотрудничества, которым покровительствуют США. Уже сегодня ШОС воспринимается как серьезная сдерживающая сила в неспокойном регионе.


    Высшим органом ШОС считается
    Координацию действий стран организации обеспечивает
    : в словаре сокращений и аббревиатур «ШОС» расшифровывается следующим образом:

    ШОС

    Шанхайская организация сотрудничества;

    «штоб он сдох»;

    «штоб он сел»;

    «Шура, оставь страну»;

    «Шура, отставка скоро»;

    «Шуру остановит снайпер»;

    «шизофреник оккупировал страну». [8]

    Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
    Ключевая статья 4 Договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

    Договор о коллективной безопасности заключался сроком на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности, на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды (Азербайджан, Грузия и Узбекистан прекратили свое членство в Договоре).

    До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области.

    14 мая 2002 года в Москве Советом коллективной безопасности было принято Решение о придании Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации.

    7 октября 2002 года утвержден Устав ОДКБ. В декабре 2003 году Устав ОДКБ был зарегистрирован в Секретариате ООН. А в 2004 году Организация получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

    В соответствии со статьей 3 Устава целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми Организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

    Таким образом, 15 лет назад были осуществлены основные организационные процедуры, связанные с юридическим оформлением современного статуса ОДКБ как международной региональной Организации, объединяющей в своих рядах независимые демократические государства, имеющие общие интересы в области обеспечения коллективной безопасности.
    Координация совместных действий ОДКБ обеспечивается сформированными в соответствии с Уставом ОДКБ уставными, постоянно действующими рабочими и вспомогательными органами.

    Основными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим угрозам. [6]

    Высшим органом организации является




    Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.



    СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

    Использована литература

    [1] Политика. Толковый словарь. – М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2001.

    [2] Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

    [3] Толковый словарь Ушакова.

    [4] Словарь по географии, 2015.

    [5] https://textbooks.studio/uchebnik-teoriya-politiki/ponyatie-imperiya.html (12 ноября 2019 г.).

    [6] Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

    [7] Большая актуальная политическая энциклопедия. – М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

    [8] Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

    https://dic.academic.ru

    https://odkb-csto.org (официальный сайт ОДКБ)

    http://www.evrazes.com (официальный сайт ЕврАзЭС).

    http://rus.sectsco.org (официальный сайт ШОС).
    перейти в каталог файлов


связь с админом