Главная страница
qrcode

Техника Создай марионетку Цель получить знания о системных ценностях человека, выраженных в целостном образе марионетки, Я создаю себя


Скачать 143.5 Kb.
НазваниеТехника Создай марионетку Цель получить знания о системных ценностях человека, выраженных в целостном образе марионетки, Я создаю себя
АнкорСоздай марионетку.doc
Дата26.09.2017
Размер143.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоздай марионетку.doc
ТипДокументы
#8537
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

Техника «Создай марионетку»
Цель: получить знания о системных ценностях человека, выраженных в целостном образе марионетки, ( «Я создаю себя»,«Я себя меняю», «Я собой владею» и «Я собой управляю». ) , найти такой вариант внешне представленного образа «Я» для клиента, который последнему легко было бы отождествить с самим собой и который поддавался бы желательным для него трансформациям.
Задачи:

- выражение клиентом (ребёнком) своих чувств в безопасной для него форме,

- побуждение к взаимодействию и проявлению положительных, сильных сторон своей личности.

- способствовать переносу чувства тревоги и страха на игрушечный персонаж и преодолению этих чувств,

- налаживание эмоционального контакта с детьми, отличающимися гиперактивностью и нарушениями внимания,

- освоить новые формы поведения и увидеть последствия своих действий,

Возрастные рамки: с 5 лет ( наиболее эффективна с детьми от 10 лет) до конца психологического здоровья

Ориентировочное время работы:

В групповом варианте работы время на изготовление марионетки не ограничивается. Если же марионетка делается в ходе индивидуальной работы и сеанс ограничен во времени, то следует учитывать, что в среднем на изготовление куклы уходит от полутора до четырех часов. Желательно при этом, чтобы кукла была сделана за один сеанс. Если такой возможности нет, то важно, чтобы в общих чертах были выбраны хотя бы цвет и фактура используемых материалов и намечен размер будущей марионетки.
Алгоритм работы:


  1. Первый этап – этап «рождения» марионетки. Клиенту предлагается сделать марионетку, которая больше всего похожа на некое, определенное им самим состояние, или могла бы сыграть его в марионеточном театре, или помогла бы клиенту объяснить другим людям, что с ним происходит.

Чем сложнее его жизненная ситуация, тем проще должно звучать задание и тем проще должно быть техническое изготовление куклы, чем меньше психотерапевт понимает, что на самом деле происходит с клиентом, тем больше степеней свободы (то есть как можно больше предлагаемых материалов и как можно меньше объяснений терапевта) необходимо клиенту предоставить при изготовлении куклы. В итоге, проходя через сопротивление материала, клиент сам кристаллизует ядро своей проблематики. Может звучать приблизительно так: «У Вас временами возникает определенное состояние, которое Вы сами считаете плохим, тяжелым, «неправильным». Вы хотите, чтобы такого состояния у Вас не возникало. Попробуйте найти слово, обозначающее это состояние, и запишите его. Представьте, что кукла олицетворяет это нежелательное состояние. А теперь вы можете начать делать такую куклу». Причем клиент обязательно должен назвать это состояние одним или двумя словами, но так, чтобы ни одно из них не было определением другого, как, например, в словосочетании «ужасное одиночество». Это ограничение вводится для того, чтобы клиент попытался конкретно обозначить, квалифицировать то, что именно ему не нравится.
Если же психотерапевту ясно, что процесс явно не может быть ограничен только лишь изготовлением марионетки, и клиенту требуется какое-то дальнейшее взаимодействие с ней, не стоит это взаимодействие начинать сразу после того, как кукла сделана: клиенту необходима пауза на осознание того, что с ним произошло в процессе ее изготовления.
Способы изготовления марионетки:

«закрытый», когда у клиента число степеней свободы при изготовлении куклы наименьшее. Психотерапевт подробно описывает и показывает способ изготовления куклы. Изготовлена такая марионетка может быть очень быстро, за двадцать-тридцать минут . В этом варианте клиенту дается материал, из которого можно сделать куклу, объясняется способ прикрепления ее головы к туловищу - и никак не оговариваются прочие конкретные детали ее изготовления. Необходимо учитывать, что такая кукла за один сеанс обязательно должна быть завершена - вплоть до оснащения ее нитями. Исключением могут быть случаи, когда сам процесс изготовления куклы порождает такое сопротивление, что клиенту необходимо время на принятие и осмысление. Тогда отсрочка в изготовлении куклы вполне может стать терапевтичной – при условии, что клиент перед окончанием сеанса четко проговорит, что и как именно он будет доделывать в следующий раз.
«открытый», когда их количество увеличивается и в итоге резко возрастает «сопротивление материала». Открытый вариант работы содержит иную внутреннюю метафору: ты можешь сделать все, что захочешь, ты свободен. Хотя, говоря о свободе выбора и прочем, необходимо помнить, что все это - до некоторой степени манипуляция, так как предложенный материал уже ограничивает количество выборов. Чем больше будет набор материалов для работы, тем более сложная задача встанет перед клиентом, так как теперь он сам должен будет изобрести конструкцию тела (если оно для него окажется существенным), подробности изготовления головы и лица, технологию прикрепления нитей и управления куклой и решить множество других задач. Такое изготовление куклы – процесс очень сложный и долгий, его иначе как творческим актом и не назовешь.
Каждый из описанных вариантов предполагает свой набор материалов, предлагаемых клиенту терапевтом.
Для первого – максимально определенного - способа работы используем следующий набор:

- квадрат ткани приблизительно 50 на 50 см (для «тела»);

- несколько квадратных кусков ткани меньшего размера и разных цветов;

- коробочки от игрушки «киндер-сюрприз» или небольшие шарики;

- пуговицы, лоскуты, нитки, гуашь, разнообразную тесьму, ленты, чулки разного цвета.

Если же для работы по тем или иным причинам выбирается второй – максимально открытый – вариант, то к уже описанному набору добавляются различные камешки, разные по диаметру и фактуре шарики, вата, песок, проволока, шпагат, тесьма, небольшие коробочки, нитки, пуговицы, пряжки, бусы и другая бижутерия, цветная фольга и цветная бумага, воздушные шарики, гуашь.

Ткань имеет два основных существенных признака – цвет и фактуру (толщину, пластичность, прозрачность, поверхность ровную или с узором, блестящую или матовую). Исходя из этого, можно говорить о необходимом минимуме особенностей предлагаемых тканей.
К минимальному, уже описанному выше цветовому ассортименту тканей вполне могут быть добавлены оранжевый, фиолетовый и голубой. Такой набор, с одной стороны, будет содержать все цвета спектра, а с другой - не создаст для клиента избыточной, непреодолимой неопределенности. Однако помимо чистых цветов необходимы еще и разноцветные лоскуты - с рисунком, в клетку, в горошек.
Свои особенности при формировании необходимого набора связаны и с фактурой тканей. Так, например, ткань базовых (архетипических) цветов должна быть преимущественно простой (ситец, сатин, полотно), без выделки и не толстой. В наборе тканей обязательно должна присутствовать прозрачная ткань (марля, шифон, капрон, газ и пр.), так как часто при изготовлении марионеток требуется именно прозрачность, расплывчатость, «акварельность». Желательно иметь также небольшое количество ткани с блеском и тяжелой (типа атласа), причем достаточно трех цветов: красного, черного и зеленого.
Хорошо было бы, конечно, иметь для работы достаточно большие – по два-три метра - куски всех представленных в наборе тканей, чтобы клиент был вынужден самостоятельно отрезать необходимое ему количество.

Обязательно также иметь ткань одинаковых размеров всех базовых (архетипических) цветов - черную, белую, красную, зеленую, желтую, синюю, серую. Каждый из этих цветов несет свою информацию, и потому уже сам выбор цвета становится диагностичным для терапевта и терапевтичным для клиента.

Техника изготовления максимально простой марионетки - тряпочной, «бестелесной», с минимальным количеством управляющих нитей выглядит следующим образом:
берется коробочка от «киндер-сюрприза», обтягивается чулком нужного цвета и завязывается ниткой. При этом необходимо оставить «хвостик» не менее 10-15 см длиной и отрезать чулок. Это и будет голова с шеей

Затем ткань, которая станет впоследствии телом (или основой), складывается вчетверо, в уголке прорезается совсем небольшое отверстие, куда протягивается и прикрепляется изнутри к ткани «шея»

Практически марионетка уже готова, поскольку у нее есть голова и туловище. Осталось ее одеть, нарисовать или сделать из других материалов - пуговиц, фольги, стекла и пр. – лицо (если это необходимо) и изготовить руки.

Чтобы оснастить марионетку основным социальным инструментом, прямо к ткани-основе пришиваются «кисти» необходимого клиенту размера. Для их изготовления необходимо маленькие кусочки ваты (лоскутки, камешки) обтянуть чулком того же цвета, что и голова.

Такая кукла имеет всего три управляющие нити, прикрепленные к голове и кистям, что делает процесс последующего взаимодействия с нею чрезвычайно простым

Как только кукла одета и имеет лицо или другие необходимые клиенту атрибуты - сумку, мешок, лицо, прическу, шляпу, украшения, цветы, какие-то предметы в руках и пр., - можно переходить ко второму этапу работы с ней.


  1. Второй этап - работу с использованием уже готовой марионетки - невозможно представить в виде четкого алгоритма, как и любой терапевтический сеанс, так как ход ее непредсказуем и зависит от множества причин - вплоть до погоды на улице.


Такой работой могут стать разговоры с куклой самого клиента и других участников группы (в случае групповой работы), ролевые игры и многое другое, что покажется важным и актуальным терапевту (и, разумеется, клиенту). этот процесс зависит от собственной интуиции терапевта, опыта и наличного состояния.

Относительно общей рекомендацией для начала такого процесса может быть знакомство терапевта с куклой . Вполне возможно, стоит сесть на пол, чтобы оказаться на одном уровне с марионеткой, - и уж конечно, обращаться в таком случае имеет смысл только к ней, полностью «игнорируя» кукловода.

Выводы:
Диагностичной является совокупность далее перечисленных признаков:

1. Размер сделанной марионетки

2. Выбранный клиентом цвет (или преимущественные цвета) ткани

3. Возможности управления куклой (количество нитей, длина, способ их прикрепления)

4. Наличие (отсутствие) тела или его отдельных частей

5. Голова (форма, наличие или отсутствие лица, материал, из которого голова изготовлена)

6. Имена (первоначальное название куклы и ее реальное имя, возникшее после изготовления)

7. Количество деталей (схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика)

8. Специфика использованного для изготовления куклы материала.

Архетипический вариант работы с марионеткой состоит из двух этапов – изготовления куклы и последующей терапевтической работы с ней. Однако нередко изготовление куклы уже дает колоссальный терапевтический эффект
Достоинством закрытого варианта является то, что такую куклу вполне могут сделать и дети. В крайнем случае, - если вы работаете с детьми 5-6 лет, - то придется помочь сделать голову. Дети легче воспринимают метафоричность и символизм условности, поэтому у них не возникает желания делать то огромное количество мелочей, которое необходимо взрослому. Например, если есть голова, то глаза – совсем не обязательны, ведь и так понятно, что кукла видит, слышит, говорит и т.д.! Ребенок делает куклу, которую взрослый считает лишь заготовкой, и великолепно домысливает все недостающее.

Преимуществом варианта, когда клиент располагает минимальным числом возможных выборов, оказывается возникающая на бессознательном уровне изумительно терапевтичная метафора: дело совсем не в том, из чего ты сделан, красив ты или не очень с точки зрения других людей, - важно, что ты есть, что ты уникален и неповторим, что были, есть и будут люди красивее, умнее, талантливее, но таких, как ты, нет, не было и не будет. Из самой малости и ерунды можно создать личность - свободную, неповторимую, чувствующую, единственную, а самое главное – любимую ее творцом.
Метафора открытого варианта - «ты можешь все», несмотря на свою «полезность», может вызвать столь сильную тревогу, что клиент, возможно, захочет отказаться немедленно, не выбирая средств, от ее осознания и переживания... Тот глубинный первозданный хаос, с которым сталкивает человека осознание собственной свободы, чаще всего вызывает у него совершенно неосознаваемые и очень сильные чувства, погружая его в состояние экзистенциальной «ненаходимости» Преодоление этого сопротивления, принятие понимания «я все могу» может оказаться решающим для всего дальнейшего процесса психотерапии.
Однако иногда работа с подобными чувствами воспринимается клиентом как хождение по лезвию бритвы над бездонной пропастью, и частым вариантом поведения в таких случаях становится попытка убежать в решение чисто технических задач. При этом возникает огромное количество малозначащих вопросов, демонстрирующих собой косвенный запрос клиента к терапевту о помощи; в голосе появляются обиженные детские интонации (плохая мама не помогает своему ребенку делать игрушку!), начинает активно сопротивляться сам материал, из которого изготавливается кукла - не шьется, не держится и т.п. Такое сопротивление само по себе имеет чрезвычайно важный смысл, и терапевт должен дать клиенту возможность «посопротивляться» вволю.
В ходе ее изготовления марионетки есть одна весьма неприятная операция: для прикрепления основной управляющей нити надо проколоть иголкой уже готовую голову от «виска» к «виску». Дело в том, что как только голова – даже без лица и туловища! - готова, кукла становится живой. Автор начинает с этой «заготовкой» разговаривать, испытывать к ней самые разнообразные чувства… Такая кукла уже может иметь имя, историю, свою жизнь – словом, она уже живет. В результате многие оказываются не в состоянии осуществить подобную нейрохирургическую операцию (не говоря уж о детях, которым просто не хватает физических сил, чтобы такую «голову» проколоть
В зависимости от сформулированного терапевтом задания можно вводить материалы, которые принципиально никак не могут быть использованы для изготовления подобной марионетки, - например, большие куски ткани (до 1 м), старые газеты, слишком крупные пуговицы, совершенно неожиданная бижутерия, пластиковые пакеты и пр. Таким образом, терапевт получает возможность увеличить свободу выбора клиента, а соответственно, и его право совершать ошибки, т.к. их количество явно увеличится. Вполне понятно при этом, что ошибкой может считаться лишь то, что сам клиент на том или ином этапе оценит как ложный или неадекватный выбор.
Очень важно отметить, что для увеличения свободы выбора и ситуации неопределенности для клиента нужно не столько увеличить количество материала для работы, сколько предусмотреть его максимальную вариативность. Озадаченный необъяснимым набором материала, клиент обнаруживает единственную возможность выйти с достоинством из затруднительного положения – включить свою резервную креативность, что и требуется. Например, наличие непонятно больших кусков ткани провоцирует клиента на изготовление слишком большой по размеру марионетки. Когда работа оказывается завершенной, и наступает пора начинать куклой управлять, возникает проблема: марионетка большая и красивая, но оказывается, кукла есть, а управлять ею - «оживить» ее - невозможно. Какое метафорическое послание при этом получает клиент? Соотноси свои желания с возможностями - не только существующими, но и потенциальными, - отличай желание от мечты, которая по определению должна быть почти недостижимой. У тебя был выбор, и ты его сделал. Результат налицо. Нравится? Нет? Ищи, сопоставляй, думай. Стоит ли лишать клиента возможности так ошибаться?
Работа с архетипическим вариантом марионетки состоит из двух частей – изготовления и использования. К первой части терапевт имеет весьма косвенное отношение, – его роль фактически сводится к провокации процесса изготовления марионетки и минимальной помощи в самом процессе. Можно подсказать, как делать, но не что делать, поскольку процесс изготовления марионетки является своего рода «черным ящиком» - видно лишь то, что на входе и на выходе, происходящее же внутри остается загадкой, причем не только для терапевта, но отчасти и для клиента.

Границы даже минимальной технической помощи терапевта на первом этапе нуждаются в дополнительном достаточно жестком обозначении, поскольку при работе с марионетками особенно важен принцип «не работай без запроса». Процесс психотерапии заключается в том, чтобы человек наконец-то смог хоть что-то сделать вполне самостоятельно. Если же помощь ему действительно чрезвычайно нужна, то пусть уж это будет прямо и однозначно произнесено – это действие тоже требует самостоятельного решения и мужества при его осуществлении.
Не стать в процессе изготовления гиперопекающей «мамой» чрезвычайно трудно, и помочь психотерапевту в этой борьбе со своим внутренним родителем может только его личностная проработанность – и понимание того, что это стало бы самой главной и глобальной его ошибкой. Важно помнить, что исцеляет не марионетка, а самостоятельное прохождение через целый коридор разнообразных ошибок при ее изготовлении, сутью и причиной которых и является основная проблемная зона клиента.
При непосредственной работе с уже сделанными марионетками активность терапевта постепенно становится равной активности клиента. Так как к этому моменту клиент вышел из «черного ящика» (или, по крайней мере, пытается это сделать), то помощь терапевта необходима, иначе клиент может «застрять» в некоем промежуточном положении - что-то он понял и почувствовал, но результата происходившего не осознал.

Если представить себе стратегию поведения терапевта по критерию активности - пассивности при работе с марионеткой, то начало работы, безусловно, прерогатива терапевта, то затем он постепенно отходит на второй план, делая тем самым клиента главным действующим лицом. Когда кукла сделана, активность терапевта снова повышается, так как клиент не знает, что делать дальше, - если, конечно, он вообще хочет еще что-то делать с марионеткой. Если взаимодействие с марионеткой продолжается, то активность может передаваться как теннисный мяч в игре, то есть марионетка и терапевт занимают партнерские позиции.
Поскольку взаимодействие с готовой марионеткой обозначает общение с некой ипостасью клиента , терапевт не имеет права играть в общение. Разговор – равно как и любое другое взаимодействие – происходит абсолютно всерьез, что совсем не обозначает, что с куклой нельзя шутить или смеяться, как с живым человеком.
Такая полная и «всамделишная» реальность предполагает, что терапевт, во-первых, должен находиться в одном пространстве с марионеткой и на одном уровне с ней, а не с клиентом. Клиент при этом может сидеть на стуле, держа в руках марионетку, терапевт же садится на пол, чтобы видеть куклу, а не кукловода, - причем именно это положение оказывается совершенно естественным.
Во-вторых, терапевт не имеет права без особой просьбы или разрешения клиента прикасаться к марионетке. Можно предложить пожать ей руку, но стоит при этом дождаться встречного движения куклы. Лучше вообще как можно меньше прикасаться к марионетке, если это не связано с вынужденной необходимостью - такой, как, например, прикрепление нити к голове.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом