Главная страница
qrcode

культурология тема 3. Тема культура нового времени (XVII- начало XX вв.) Основные итоги и тенденции развития мировой культуры Нового времени Отечественная культура Нового времени Основные черты нового исторического периода, оказывающие влияние на развитие культуры в целом


Скачать 84.86 Kb.
НазваниеТема культура нового времени (XVII- начало XX вв.) Основные итоги и тенденции развития мировой культуры Нового времени Отечественная культура Нового времени Основные черты нового исторического периода, оказывающие влияние на развитие культуры в целом
Дата28.06.2020
Размер84.86 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлакультурология тема 3.pptx
ТипДокументы
#70126
Каталог

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII- начало XX вв.) 1. Основные итоги и тенденции развития мировой культуры Нового времени 2. Отечественная культура Нового времени

Основные черты нового исторического периода, оказывающие влияние на развитие культуры в целом

капиталистических общественно-экономических отношений.
национальное.
буржуазия) и наемных рабочих (пролетариат).
государственных систем образования.
социальной сферы государств, где выделяются такие направления как наука, образование, просвещение, система здравоохранения и др.
– урбанизация (рост числа городов и городских жителей).
город капиталистического типа (город для работы).
1-й итог. Происходит становление человека нового типа, для которого были характерны следующие черты: Личная свобода от феодальной зависимости;
Равенство всех людей перед законом, независимо от его положения в социальной иерархии общества;
Равные права и свободы людей (право на жизнь и свобода совести – центральные положения для того времени)
буржуазное. Оно получает свое образное выражение в знаменитом лозунге Великой французской революции конца 18 века «Свобода. Равенство. Братство». 2-й итог. Изменения в социальной структуре общества приводит не только к образованию новых классов (буржуазия и пролетариат), но и вызвало к жизни новую социальную группу, получившей название – интеллигенция.

Интеллигенция – это люди, основным способом существования которых становится производство и реализация особого рода продукта – результата преимущественно умственного и творческого труда.

Особо отметим, что в основе их существования всегда присутствует двойственный характер их деятельности. Он включает в себя характерные черты двух основных классов общества; буржуазии и пролетариата. Поэтому интеллигенции присуще постоянные колебания между ними и они никогда не способны создать самостоятельную политическую партию. основные этапы формирования интеллигенции, возникающие еще в недрах эпохи Возрождения:
3-й итог. Доминирующее положение в мировой культуре стала занимать европейская культура, отодвигая на второй план традиционные мировые культуры древних цивилизаций (европоцентризм).

Что же предлагает европейская культура в качестве базовых ценностей? В чем заключалась ее притягательность? И что становится объективной основой ее доминирования?

Основные ценности: переход от элитарного характера гуманизма к универсальности этого принципа, направленного на каждого человека (ценность и уникальность личности); вера в науку и познаваемость мира (отчасти, отражение будущего технократизма); вера в безграничный прогресс человечества. Доминирование европейской культуры определялось ведущим положением этих государств в экономическом развитии. К началу XIX в. весь мир оказался поделенным между ними – образовалась классическая система колониального подчинения, где одним из главных направлений становится насильственное внедрение иной языковой культуры (яркий пример – взаимоотношения Британской империи с ее самой богатой колонией – Индией). Насильственный характер и агрессивность метрополий провоцировало реакцию сопротивления со стороны колониальных стран, большинство из которых относилось к древним мировым цивилизациям, имевших давние культурные традиции. Что послужило в дальнейшем (ХХ в.) основой для появления национально-освободительных движений, стремившихся не только к национальной независимости, но и к культурному возрождению своих наций.

Здесь мы с вами должны выделить два тренда (направления, тенденции), определившими дальнейшую историю мировой культуры.

Первый – создание механизма саморазвития культуры. Им становится смена мировых художественных стилей, отражающих тот или иной этап эволюции внутреннего содержания самой культуры.

Период XVII в. начинается преобладанием стиля барокко, вернувшего культуре образ пышности и вычурности (особенно в архитектуре городов).

XVIII в. проходит под знаком утверждения классицизма, как возврат к образцам античного искусства и идее симметрии и гармонии, но с точки зрения завершенности. Это приводит к догматизации эстетики (идея «чистого» искусства). На рубеже XVIII-XIX вв. происходит оформление нового художественного стиля – романтизма, где отличительной особенностью являлось обращение к эмоциональной сфере жизни человека (в наибольшей мере это было характерно для поэзии: Байрон, Лермонтов). В XIX в. утверждается реализм, представляющий собой переход от религиозного к научному мировоззрению, и главной ценностью становится познание мира и рациональное, прагматическое отношение к действительности (наиболее яркий образ – Базаров в романе И. Тургенева «Отцы и дети» - нигилисты). К концу этого века реализм начинает трансформироваться в свое крайнее выражение – натурализм (особенно ярко в творчестве писателей Франции: Золя, Мопассан, Бальзак и др.). В России создается особый вид реализма – критический реализм, выполнявший роль общественной идеологии.

На рубеже веков создается последний единый мировой художественный стиль, получивший название – модерн.

Особенностью этого стиля стало обращение к внутреннему миру человека, что представляло собой обращение к своеобразному Космосу (безграничность и бесконечное многообразие). Единство «разлетается» на множество «осколков», каждый из которых имеет важное значение для существования и мироощущения человека (передача «Осторожно – модерн»). Родоначальниками этого стиля становятся российские деятели культуры (Брюсов, Мережковский, Блок, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Врубель и др.). Их высшим достижением становится «Серебряный век» российской культуры 10-20-х гг. ХХ в. Второй тенденцией развития мировой культуры становится создание материально-технических предпосылок перехода к массовой культуре. Понятие «массовая культура» представляло собой объективный процесс ликвидации элитарности культуры (культуры для избранных) и переход к ее общедоступности (культуры для всех).

Появление общественных форм организации культуры: общедоступные театры, музеи, художественные выставки и салоны, библиотеки.

Изобретение звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (граммофон), телефон, фотография, радио, кинематограф, переход от книгопечатания к книгоиздательству (дешевая книга).

XVII в. в развитии отечественной культуры вносит два важных аспекта в ее содержание: становление новой государственной идеологемы «Москва – третий Рим» (закрепление идеи централизованного государства) и церковный раскол в православии (можно сравнить с аналогичным периодом Реформации в Западной Европе). Особенностью российского религиозного реформаторства становится тот факт, что зарождение нового буржуазного самосознания происходит не в рядах преобразователей (сторонники патриарха Никона), а защитников «старой веры». Не случайно, значительная часть будущей российской буржуазии являлась выходцами их старообрядческих общин (роль Урала). Переломным моментом в дальнейшем развитии становится XVIII век. Здесь мы выделяет два крупных периода, каждый из которых имеет особой значение в становлении облика российской культуры, влияние которых ощущается до сегодняшнего дня.

Первый период – время реформ Петра I (начало века). Основное направление – вовлечение России в систему европейской цивилизации («Прорубил окно в Европу»).

В ходе реформирования можно отметить две особенности, имевшие системообразующий характер.

Первая особенность – насильственный характер большинства преобразований (Россия, вздернутая на дыбы): переход к новому летоисчислению, введение гражданского шрифта, европейская одежда и этикет и др. Вторая особенность преобразований – изменения затрагивали лишь небольшую часть российского общества (дворянство, чиновничество, церковнослужители, офицерский корпус, часть купечества и часть городских жителей). А основная масса населения, представлявшие крестьян (около 85% жителей Российской империи), находились в русле традиционной культуры. Образ страны Н. Рылеева. Данное обстоятельство сформировало двойственный характер отечественной культуры и сохранился в общественном сознании до сегодняшнего дня. Главный вопрос жизни страны «Что делать?». В 19 в. на этой основе создается знаменитая дихотомия, два общественных течения: «западники» и «славянофилы». Все эти особенности сформировали стереотип в западноевропейском менталитете о «загадочности» русской души, непредсказуемости и неопределенности поступков. Дополняется и стремлением снизить значение России для развития мирового сообщества. Основным итогом преобразовательной деятельности Петра I становится непреложный исторический факт, отражающий коренные перемены в стране, – культура России становится неотъемлемой частью европейской культуры. А если мы вспомним, что европейская культуры была доминирующим началом культуры мировой, то данное обстоятельство выводило отечественную культуру на одно из ведущих мест в мире. Второй период развития отечественной культуры неразрывно связан с временем правления Екатерины II (вторая половина XVIII в.). Это время имеет несколько значений. О первом мы говорили в курсе истории Отечества – «Дворянская империя». А с точки зрения культурологии у него есть собственное название «просвещенный абсолютизм». И вновь мы видим эту историческую особенность нашего развития – соединение противоположностей. Что представить себе эту ситуацию к каком-либо другом государстве невозможно. А у нас она реализуется в полной мере. «В России можно все!!!».

Отметим три особенности культурного развития страны в этот период.

Первое – начало становления государственной системы образования всех уровней: высшее (МГУ 1755 г.); среднее и начальное. Это был первый пример в европейской истории. Элементы женского образования (институт благородных девиц).

Второе – появление системы общественной благотворительности, связанной с созданием Приказа общественного призрения и выход благотворительной помощи за сословные рамки дворянства (меценатство).

Третье – начало зарождения общественного неприятия крепостного строя в стране (деятельность А. Радищева).

Итогом развития отечественной культуры всего XVIII в. становится окончательное складывание общероссийской культуры, особенностью которой становится ее многонациональный характер.

XIX век в истории культуры России также дает нам два важнейших периода, каждый из которых наполнял ее собственным содержанием.

Первый – до реформ Александра II (60-70-е гг.). Определяющее влияние на содержание культуры оказали победа в Отечественной войне 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г., что наполняла ее патриотическим содержанием и зарождением протестного настроения против крепостного права и абсолютизма. Происходит становление отечественной науки, где ведущее место занимали математика (Лобачевский) и медицина (Пирогов). Однако решающим условием становится развитие отечественной литературы («золотой век русской литературы»). Роль А.С. Пушкина. Зарождение общественного движения в стране (декабристы, «западники» и «славянофилы»).

Утверждение официальной государственной идеологии «Самодержавие. Православие. Народность» (граф Уваров), ставшей основой жизни государства до революции 1905-1907 гг.

Второй этап – пореформенное развитие страны до начала ХХ в., связанные с мощными процессами модернизации России в сторону индустриальной цивилизации. Роль реформ 60-70-х гг. Слом сословных перегородок оказал самое благоприятное влияние на развитие отечественной культуры. Она стала занимать одно из ведущих мест в мировой культуре. Особое значение в художественной культуре. Российская литература дает миру такие новые направления и жанры как: эпический роман (Л. Толстой), психологический роман (Ф. Достоевский), русский роман (И. Тургенев, И. Гончаров), сатирический роман (М. Салтыков-Щедрин). В России был создан театр современного типа (Станиславский) и современная драматургия (А. Чехов). Вершина классической музыки (П. Чайковский) и современная музыкальное искусство (И. Стравинский).

Начало эпохи модерна. «Серебряный век» российской культуры. (Самостоятельно. По учебным пособиям).


перейти в каталог файлов


связь с админом