Главная страница
qrcode

химия_демонстрационный_вариант2014. Тема введение в историю экономики


Скачать 260.5 Kb.
НазваниеТема введение в историю экономики
Анкорхимия демонстрационный вариант2014.PDF
Дата16.01.2018
Размер260.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlekcii.doc
ТипДокументы
#36402
страница6 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7
ТЕМА 5.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ ( 1918-1939 гг.)


  1. Участники первой мировой войны.

Первая мировая война (1914-1918гг) охватив вначале 8 европейских государств втянула более 30 стран с полуторамиллиардным населением ( две-трети населения планеты), с 30 – миллионной численность в действовавших армиях. Война велась на территориях Европы, Азии и Африки общей площадью свяше 4 млн. кв. Км. С протяженностью фронтов от 2,5 до 4 тыс км.

  1. Экономические итоги первой мировой войны.

Не оправдав надежд зачинщиков и не разрешив острейших противоречий первая мировая война принесла неисчислимые бедстия. Так, из 74 млн. мобилизованных погибло около 10 млн. и было ранено 20 млн. человек. Около 10 млн за эти годы умерло от эпидемий и голода. А если к этому добавить сокращение рождаемости, то общее число потерь составило 36 млн. человек.

Страны –участницы понесли колосальные военные потери и расходы. Быстро иссякли горы оружия, заготовленного в предвоенное время, что потребывало перевода всей экономики воевавших стран на военные рельсы, привело к структурным диспропорциям в экономике, бездарному расходованию массы сырья, трудовых ресурсов и средств труда. На войну работало более 50 тыс. предприятий с 19 млн. рабочих. В целом военные расходы стран-участниц выросли более чем в 20 раз, составив свыше 200 млрд. долл ( в ценах соответствующих лет) и в 12 раз превысив наличные золотые запасы.

Война уничтожила треть материальных ценностей человечества, нанеся невосполнимый урон природным ресурсам. На израсходованные средства можно было бы в шесть раз повысить благосостояние всех жителей планеты.

Лишь США на 40% и Япония на 25% за годы войны увеличили свое национальное богатство. Япония установила монополию на торговлю в юго-восточной Азии, а США находясь в удалении от театра военных действий и в условиях нейтралитета осуществляли торговлю оружием с обеими воюющими группировками и вступив в войну лишь в апреле 1917 г. сосредоточили у себя около половины мировых запасов золота и сделали своими должниками почти все западныестраны.

  1. Версальский мирный договор.

По окончанию первой мировой вой ны режим отношений в западном мире определила серия договоров, составившая Версальско-Вашингтонскую систему. Среди них центральное место занимал Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г. державами-победительницами ( США,Британская империя,Франция , Италия, Япония, Бельгия и др.) с одной стороны, и побежденной Германией, с другой. Основные статьи договора затрагивали территориальные, военные и репарационные проблемы. По версальскому мирному договору территория Германии сократилась по сравнению с 1914 г. на 1/8, а население на 1/10. Условия договора предусматривали возвращение Германией провинций Эльзас и Лотарингия Франции ( в границах до Франко-Прусской войны 1870-1871 гг.), Поморья и части территории Пруссии – Польше. Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом, Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц ( в 1923 г. был присоединен к Литве). На решение плебисцита передавался вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии. Позднее эти территории были разделены: северная часть Шлезвига перешла к Дании (1920 г.) часть Верхней Силезии – к Польше (1922 г.) другие спорные территории остались у Германии.

За разрушение угольных копий Северной Франции, в счет суммы репараций стала передача этой стране Саарского угольного бассейна. Демиллитаризации подлежали германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной 50 км.

По Версальскому мирному договору Германия отказалась и от заморских владений прощадью в 3 млн. кв. Км. С населением 13 млн. человек. Эти территории были поделены между главными державами-победителями.

При решении военных проблем, США, Англия и Франция лишили Германию военно-морского флота. Сухопутная армия Германии была сохранена, но ограничена 100 тысячами человек с не более чем четырех тысячным офицерским корпусом. Однако США выступили сторонниками сохранения 200-тысячной германской армии.

Подлежало значительному сокращению производство оружия и военных материалов, а наличие в запасах сверх установленного объема передавалось странам-победительницам. Из состава Германских вооруженных сил полностью исключались военная авиация и подводный флот. Запрещался выпуск броневиков, танков, военных судов, производство удушлевых, ядовитых и других газов. Подлежало разрушению большинство укреплений и крепостей. Согласно Версальскому мирному договору Германия обязана бала возместить убытки, понесенные державами-победителями, в виде репараций. Система репараций ( определенная в размере 132 млрд. золотых марок) включала платежи в золоте и товарах, поставки оборудования, угля, скота, строительных материалов, содержание оккупационных войск, установление более благоприятного режима для судоходства и торговли со странами союзных и объединившихся держав.

  1. Положение Германии после первой мировой войны.

Военное поражение Германии повлекло значительные людские и материальные потери. За годы войны погибли почти два миллиона немцев, полтора миллиона были ранены и покалечены, около миллиона погибло от эпидемий и голода.. Экономику Германии подорвали огромные военные расходы, составившие 150 млрд. марок. Из строя выходило изношенное оборудование и истощались материальные ресурсы. Версальский договор, в части территориальных проблем, лишил Германию значительной годовой добычи и производства каменного угля ( на 25%), железной руды ( на 75%), стали ( на 35%), и т.п. Общий объем промышленного производства, по сравнению с 1913 г. сократился на 43%. Каждый четвертый трудоспособный в 1923 г. оказался безработным.Была подорвана финансовая система, инфляция стала бедствием.

  1. План Ч.Дауэса.

Международный комитет экспертов под председательством директора чикагского банка генерала Ч. Дауэса разработал программу ослабления репараций. Эта программа вступила в силу 1 сентября 1924 года и предусматривала три основных источника обеспечения репарационных платежей:

  • за счет поступлений от пошлин и косвенных налогов ( на предметы массового потребления);

  • за счет доходов от германских железных дорог;

  • налогообложения промышленности.

Кроме того, предусматривался иностранныфй контроль за реализацией плана Дауэса, недопускавший даже малейших отклонений.

Сразу после введения плана Дауэса, Германии был предоставлен американскими кредиторами заем в 800 млн. марок, направленный на укрепление бюджета. За период реализации плана Дауэса (1924-1929 гг.) значительно усилилось проникновение западных капиталов в промышленность Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Всего Германия получила в виде кредитов от США и Великобритании до 21 млрд. марок. 70 % кредитов были американскими.

Одним из существенных последствий реализации плана Дауэса стало смягчение остроты конфликта во взаимоотношениях Германии с внешним миром.

  1. План О. Юнга.

В конце 1929 года в связи с наступлением мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен планом О.Юнга. Этот план предусматривал новые репарационные льготы для Германии. Так, был ограничен общий объем репараций суммой 113,9 млрд. марок. Ежегодные платежи должны были составить 2 млрд. марок. Источником репараций остались только госбюджет и прибыль от германских железных дорог. Отменялись платежи от прибыли промышленности и финансовый контроль за экономикой Германии. Из-за кризисной ситуации в середине 1931 г. американский президент Г.Гувер предложитл отменить репарационные платежи на год. Формально план О.Юнга был отменен.

  1. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия.

«Великая депрессия», так еще называют этот кризис, дала мощный толчок процессу становления регулируемого каиптализма. Начало кризиса относят к середине 1929 года, когда стал наблюдаться рост нереализуемых товаров. В октябре 1929 года в США произошел биржевой крах. Эпицентром кризиса стала самая развитая страна современного капитализма, которая себя считала обществом всеобщего процветания. По глубине падения промышленного производства, продолжительности и разрушительным последствиям кризис не имел себе равных в истории. Он охватил не только промышленность, но и сельское хозяйство, торговлю, финансовую систему и т.п. На мировом капиталистическом рынке разразилась торговая война. 76 стран повысили таможенные тарифы, ввели систему квот, ограничили выдачу валюты на покупку заграничных товаров, перешли к прямому запрещению импорта. Материальный ущерб, нанесенный кризисом, был сопоставим по своему объему с потерями в первой мировой войне. В Европе и Америке, появилось большое количество нереализованных машин и оборудования, закрывались фабрики, заводы, сносились домны, затоплялись рудники и т.п. Армия безработных достигла 30 млн. человек. В США кризис охватил багнковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства. В 1932 году промышленное производство в США сократилось на 46%, производство чугуна – на 79%, стали – на 76%, автомобилей – на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих осталось только 44 печи. Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929-1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорилось 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Экономика страны была отброшена к уровню 1911 г. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы к 1934 г. упал на 36% , кукурузы – на 45%. Цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 58%. Разорилось около 1 млн. ферм. Безработные с членами их семей составляли 50% населения. Заработная плата снизилась бодлее чем в двое. Население голодало. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали. Пшеницу сжигали, молоко выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали.

  1. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) к этому моменту положение в стране было черезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта. Теоретической базой реформ стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Исходя их теории Кейнса основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в экономику. В осуществлении нового курса выделяется два этапа:

  • первый с 1933 по 1935 гг.;

  • второй с 19035 г.

Основные мероприятия «Нового курса» включали:

1. Спасение банковской системы;

  1. Восстановление промышленности;

  2. Преодоление аграрного кризиса.

Конгресом США был принят закон орегулировании сельского хозяйства, который предусматривал:

  • сокращение посевных площадей и поголовья скота;

  • финансирование государством фермерской задолженности;

  • антиинфляционные меры. Правительство получило право девальвировать доллар, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, гособлигаций. В результате фермеры получили кредиты на сумму 2 млрд. долл. Продажа разорившихся ферм с аукциона прекратилась.

При реализации этого закона запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили ¼ всех посевов, забили 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных шло на удобрения. К 1936 г. доходы фермеров возросли на 50 %. Однако 10 % всех ферм разорились. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выйти из кризиса, прибыли американских монополий резко пощли вверх. В «Новом курсе», правительства Рузвельта воплотились черты либерально-реформаторского варианта развития экономики. Важнейшим инструментом его экономического курса стал государственный бюджет, на основе которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.

  1. План экономии английского банкира Мэя.

Экономический кризис 1929-1933 г. не миновал и Великобританию. Спад промышленного производства составил 15%, сократились посевные площади, объем внешней торговли упал в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, безработица составляла от 30 до 35%. В Великобритании кризис начался позже чем в других странах, в конце 30-х годов. В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны была создана королевская комиссия по национальной экономике под руководством финансиста Дж. Мэя. В июле 1931 г. был опубликован доклад королевской комиссии.

Формально доклад был посвящен – оценке ожидаемого бюджетного дефицита ( 120 млн. фунтов). Комиссия предлагала уменьшить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов и увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов. 10 сентября 1931 г. был принят измененный более жесткий бюджет. В соответствии с планом экономии бюджетных средств были уменьшены оклады госслужащих и учителей, сокращены общественные работы. Возрасли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были снижены на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости( если безработный находился на иждевении своей семьи он лишался пособия). В целом регулирование госрасходов оказало стабилизирующий эффект, бюджет был хорошо сбалансирован, финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству. Кроме того, правительством был отменен золотой паритет фунта стерлинга, в результате обесценился бумажный фунт- его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, что привело к росту цен на внутреннем рынке. Потеря доверия к фунту была вызвана предсказаниями комиссии Мэя о дефиците бюджета. В 1934 году политика экономии была смягчена, восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат ( остальные – в 1935-36гг.), был снижен подоходный налог в 1935 г., был отменен закон о нуждаемости. В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса и объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

  1. Создание стерлингового блока и его влияние на развитие экономики Великобритании.

В 1931 г. был создан стерлинговый блок страны-члены которого устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских банках, проводили торговые расчеты на основании фунта стерлингов. Страны этого блока, а также доминионы, скандинавия и Япония последовали за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А так как США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и др. страны не отказались от золотого стандарта стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество. Большинство стран в связи с этим повысило пошлины на британские товары, но положительное воздействие на торговый баланс это оказало. А позже Великобритания также ввела пошлины ( не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров). Эта мера позволила оградить внутренний рынок Великобритании от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на платежном балансе ( за счет сокращения импорта). Цены в Великобритании оставались достаточно стабильными (рост лишь на 10%).

ТЕМА 6. ЭКОНОМИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

  1. Экономические итоги второй мировой войны.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.) была развязана Германией, Италией и Японией. В войну были вовлечены более 60 государст с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и на Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом океанах. Действующите армии гнасчитывали 110 млн. человек. В войне было уничтожено 55 млн. человек, национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Военные расходы превысили показатель расходов в первой мировой войне в 4,5 раза. В тяжелом экономическом положении оказались почти все страны участницы, в том числе и страны Западной Европы. Лишь США, находясь в географическом удалении от военных действий за годы войны удвоили промышленное производство и утроили прибыли промышленных корпораций. В стратегических отраслях промышленное производство значительно возрасло. Так, в алюминевой промышленности в 6 раз, самолетостроении – в 16 раз, производство синтетического каучука в 400 раз и т.п. В результате США стали обладателями 2/3 промышленного производства и золотого запаса мира.

2.План Маршала и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы.

Специально созданная при президенте США комиссия по анализу необходимой помощи иностранным государствам подтвердила катастрофическое положение западноевропейской экономики..Отметила значительное снижение довоенного производства и высокие потребности в импорте в этих странах. Была принята программа сотрудничества удовлетворяющая следующим критериям: повышение самоокупаемости экономического –возрождения Европы: повышение отдачи от американской помощи США выступили в качестве своеобразного спонсора. Официальным автором программы «Восстановления и развития» Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем Джордж Кэтлетт Амаршал (1880-1959). План Маршала был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласование с представителями крупнейших монополий и банков. Летом 1947 г. на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции, СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его как вмешательство во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противоборствующие группы государств. Отказ от участия в плане Маршала нашей страны был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румсынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.

В июле 1947 года на Парижской конференции 16 европейских государств – участниц плана Маршала ( Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксенбург,Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) утвердили Комитет европейского экономического сотрудничества. Этот Комитет составил сводную заявку на американскую помощь в 29 млрд. долл. В апреле 1948 г. американский конгресс принял «Закон о помощи иностранным государствам». Оказание экономической помощи осуществлялось на основен двусторонних соглашений. За четыре года выполнения плана Маршала (1948-1951гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме 17 млрд. долл. 2/3 этой суммы досталось Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Германии оказывалось явное предпочтение. Поставки продовольствия, топлива и удобрений составляли 70% от всей помощи. Однако главный смысл плана заключался в возрождении и развитии внутриевропейской торговли, активизации производственных мощностей для ускоренного выпуска продукции, укрепления национальных валют.

Все поставки по плану Маршала были разделены на три группы:

  1. Предметы жизненной необходимости ( продукты питания, топливо, одежду);

  2. Промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы;

  3. Сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.


3. Эконом ичеческая программа Л. Эрхарда в ФРГ.
Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал Людвиг Эрхард – директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер в 1963-1966 гг. В 1956 г. вышла в свет его книга «Благосостояние для всех». Основываясь на теории неолиберализма, он создал концепцию «социального рыночного хозяйства» и воплотил ее на практике в Германии. Его теория была также реализована в Испании, на Тайване, в Южной Корее. Эта теория порадила «чудо» ХХ века – стремительное социально-экономическое развитие отдельных государств.

При реализации программы Л. Эрхарда самой непопулярной и жесткой стала денежная реформа. 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20. Пенсия и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять в соотношении 1:10.Временно замороженная вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия получив наличность для выплаты первой заработной платы, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта готовой продукции.

Обязательства банков и учреждений бывшего Рейха, в основном анулировались. Новый эмиссионный банк – Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных резервов.

Через три дня после денежной последовала реформа цен.Цены были отпущены на свободу и возросли на несколько процентов, в той же пропорции, что и заработная плата. Последняя росла в основном за счет производительности труда и увеличивалась в год на 1/3.

Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, соответствующих покупательной способности населения.

Анализируя ход и первые итоги этой программы экономического возрождения можно выделить следующие ее фазы.

Первый период (1948-1949 гг.) денежная (валютная) и ценовая реформы, повышение ставок реальной заработной платы, с учтом роста производительности труда и значительного роста производства.

1950 г. – год наибольшей напряженности немецкого послевоенного хозяйства.

1951 г.-перелом в сторону успешного преодоления трудностей, подъем уровня занятости и завершение второй фазы реформ.

Третья фаза- 1952 г. – прекращение роста цен.

Четвертая фаза (1953-1954 гг.) – рост объема выпускаемой продукции и повышающаяся на этой основе заработная плата, при ростущей производительности труда. При этом цены не только не росли, а стабилизировались и даже снижались. Изменилась структура экономики в пользу производства товаров народного потребления. Строительство справилось с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавшим от бомбандировок. В 1954 году был вдвое превышен уровень производства 1936 г.

В 1954 г. наметился переход к пятой фазе- высокой конъюктуры. ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в экономическом плане своих бывших победителей. В середине 50-х годов ФРГ выходит на второе место после США по объему золотых запасов.

4. Роль индикативного планирования в развитии экономики Франции.

Францией довольно быстро был пройден период послеовенного восстановления народного хозяйства. 1949-1953 гг. наблюдается оживление экономики. С 1954 г. начался период подъема. По темпам промышленного производства в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство развитых капиталистических стран. Одной из причин быстрого подъема стало обновление основного капитала и ориентация политики не на колониальные методы борьбы и ростовщичество, а на инвестиции в национальное производство. К середине 50-х годов общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным уровнем в 2,% раза, выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос больше чем в два раза. Для Франции была характерна высокая степень государственного вмешательства в экономику. Ей принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования. В 1946 г. во Франции был образован государственный комиссариат по планированию. Основной задачей первого плана страны (1947-1953 гг.) были модернизация национального сектора и восстановление народного хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» предусматривал третий план (1958-1961 гг.). Четвертый и пятый плны были направлены на создание фирм-гигантов европейского типа. Шестой план (1971-1975 гг.) предусматривал создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозгдлашалась политика «промышленной переориентации». Хотя планирование во Франции носило индикативный характер, в отношении государственных предприятий оно являлось обязательным. Экономическая политика проводимая во Франции в этот период, получила название политики «дирижизма». Ее отличительными чертами были: прямые административные методы вмешательства в экономику, контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.п.

5. Экономическая политика голлизма во Франции.

В декабре 1958 г. де Голль был избран главой государства на семилетнимй срок. Голлистам потребывалось четыре года на решение острейших проблем бывших колониальных владений. Франция активизировала свою внешнюю политику стремясь вытеснить США и Великобританию с континента. Голлистская экономическая политика основывалась на поощрении развития практически всех отраслей национальной промышленности и предусматривала структурную перестройку промышленности под влиянием НТР. В результате наиболее высокими темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Высокими темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. В аграрном секторе доля занятых сократилась с 27% в 1954 г. до 15 % в 1968 г. При этом возрасла товарность сельского хозяйства. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США. Франция экспортирует молочные продукты, вина и становится еденственным в Европе поставщиком зерновых.

Одним из направлений политики голлистов было оздоровление финансовой системы. Одной из первых мер в этом направлении была организация внутреннего займа в 1958 г. Выгодные условия займа обеспечили стране 294 млн. фрАнков, что позволило перейти к решению задачи укрепления национальной валюты. В 1960 г. была введена новая денежная единица- новый франк, равный 100 старым.
6. «Обратный курс» Дж Доджа и К. Шоупа в Японии.

Япония проиграла вторую мировую войну, капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика находилась в состоянии хаоса. В 1948 г. объем производства составил 52% от довоенного уровня. Японии не коснулся план Маршала, ей была предоставлена только гуманитарная помощь в размере 2,2 млрд. долл, что равнялось вливанию в Западную Германию. Впервые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Существовал черный рынок и инфляция. К 1952 г. инфляция составляла 1500% от послевоенного уровня.Путь национализации промышленности был отвергнут оккупационной администрацией и осуществлялся «обратный курс». Цель «обратного курса» состояла в обеспечении стратегического союза с японской буржуазией и превращении Японии в «мастерскую Азии». Программа «олбратного курса» была разработана американцами Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию подвергались все стороны общественно-экономической жизни: хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предусматривалось демиллитаризировать и демократизировать Японию. Осуществлялся переход от тотальноговоенного контроля к рыночной экономике. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация союзных сил во главе с генералом Д. Макартуром (1880-1964 гг.).

Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу (1947-1948 гг.), т.е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Дыла осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукреплены гигантские

1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом