Главная страница
qrcode

Волынский - Криминалистика. Учебник для вузов Под ред. А. Ф. Волынского. М. Закон и право, юнити-дана, 1999. 615 с


НазваниеУчебник для вузов Под ред. А. Ф. Волынского. М. Закон и право, юнити-дана, 1999. 615 с
АнкорВолынский - Криминалистика.doc
Дата26.09.2017
Размер4.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВолынский - Криминалистика.doc
ТипУчебник
#9007
страница4 из 37
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Глава

Технико-криминалистическое

обеспечение раскрытия и расследования преступлений

§ 1. Понятие и содержание технико-криминалистического обеспечения

В криминалистике традиционно сложилось представление о криминалистической технике как разделе этой науки, как сис­теме теоретических положений и рекомендаций по разработке и применению научно-технических средств в целях предотвра­щения, раскрытия и расследования преступлений. В некоторых учебниках дается еще более узкое «техническое» определение криминалистической техники как совокупности приборов, ин­струментов, приспособлений и рекомендаций по их примене­нию.

Подобное толкование понятия «криминалистическая техни­ка» соответствовало длительное время (до 70-х гг.) превали­рующему в науке взгляду на научно-технический прогресс как отношение «наука—техника», выражающемуся в качественном изменении техники. Кстати, в то же время естественно-технические и общественные науки делились на две самостоя­тельные и обособленные отрасли знания (П.Л. Капица), что теоретически оправдывало обособление научно-технического прогресса от общественного прогресса. Однако по мере разви­тия техники становилось все более очевидным единство науч­ного знания, т.е. органическая взаимосвязь естественных, тех­нических и гуманитарных наук, а следовательно, научно-технического и общественного прогресса. В конечном итоге обществу небезразлично кем, как, в каких целях используются

ТКО раскрытия и расследования преступлений65

достижения науки и техники. Эволюция взглядов на эту про­блему привела к выводу (ДА. Керимов) о необходимости ее решения в контексте: «наука—техника—общество—человек».

Не без связи с этими обстоятельствами в начале 90-х гг. стали изменяться представления о природе криминалистики, которая теперь многими признается как «синтезированная» наука, базирующаяся на достижениях и гуманитарных, и есте­ственно-технических отраслей научного знания (Р.С. Белкин). Криминалистическая техника как раздел криминалистики, ес­тественно, оказалась под влиянием этих взглядов на природу данной науки. Соответственно, научно-технический прогресс в криминалистической науке и практике правомерно рассматри­вать как отношение «наука—техника—право—человек». Кроме того, этот методологически принципиальный вывод в настоя­щее время обусловливается:

  1. ориентацией нашего общества на демократические
    принципы развития и происходящими в этой связи ре­
    формами, в том числе правовой и судебной;

  2. относительно высоким уровнем развития криминалисти­
    ческой техники и довольно сложной системой организа­
    ции ее применения в раскрытии и расследовании пре­
    ступлений;

  3. интенсивным освоением криминалистикой новейших
    достижений естественно-технических и гуманитарных
    наук, особенно современных информационных техно­
    логий;

  4. негативными факторами в развитии преступности, а точ­
    нее, по оценкам криминологов, «взрывной» криминали­
    зацией нашего общества.

Все это предопределило усложнение в целом системы и от­дельных форм организации применения криминалистической техники в указанных целях, необходимость адекватной право­вой регламентации реализации ее возможностей на практике — в уголовном процессе. Теперь стало очевидно, что наличие са­мой современной техники не дает желаемого результата, если ее потенциальные научно обоснованные возможности не учте­ны в нормах права; нормы права бездействуют без соответст­вующей организации (без механизма) их практической реализа­ции; а все это вместе — не «заработает» без высокопрофессио-

3 Криминалистика

66

Криминалистическая техника

нальной технико-криминалистической подготовки следовате­лей, оперативных работников, специалистов-криминалистов и других субъектов деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Очевидно, что все эти вопросы органически взаимосвязаны и должны решаться в единой системе тех самых отношений, которые определяются вышеназванной формулой: «наука—техника—право—человек».

Именно такие по существу организационно-правовые от­ношения в области криминалистической техники (ее разработ­ки, внедрения в практику и применения в уголовном процессе) определяют содержание технико-криминалистического обеспе­чения (ТКО) раскрытия и расследования преступлений. При этом объем, масштабность и практическая значимость решае­мых технико-криминалистических задач, наличие довольно разветвленной организационной структуры экспертно-крими­налистических подразделений в системе МВД РФ и судебно-экспертных учреждений (например, в системе Министерства юстиции, Министерства здравоохранения и медицинской про­мышленности) позволяют рассматривать ТКО как своеобраз­ный вид деятельности, направленной на использование совре­менных достижений науки (естественных, технических и гума­нитарных отраслей знания) в раскрытии и расследовании пре­ступлений.

В технико-криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования преступлений условно можно выделить два уровня: первый — создание условий постоянной готовности субъектов раскрытия и расследования преступлений к приме­нению криминалистической техники; второй — реализация та­ких условий в каждом конкретном случае раскрытия и рассле­дования преступлений.

> Первый уровень ТКО по своему содержанию характеризу­ется деятельностью, целями которой являются:

  • создание новых и модернизация имеющихся средств и
    методов криминалистической техники (научно-техничес­
    кое обеспечение);

  • совершенствование правового регулирования примене­
    ния криминалистической техники (правовое обеспечение);

  • создание оптимальной организационной структуры экс­
    пертно-криминалистических подразделений и судебно-

ТКО раскрытия и расследования преступлений67_

экспертных учреждений, совершенствование форм и ме­тодов их работы по раскрытию и расследованию престу­плений (организационное обеспечение);

  • разработка и совершенствование методик экспертного
    исследования следов преступлений и иных вещественных
    доказательств (научно-методическое обеспечение);

  • технико-криминалистическая подготовка субъектов рас­
    крытия и расследования преступлений (учебно-методи­
    ческое и профессионально-кадровое обеспечение).

> Второй уровень ТКО — «реализация условий постоянной готовности», по существу представляет собой повседневную практику использования средств и методов криминалистиче­ской техники в целях раскрытия и расследования преступле­ний. Это тактико-техническое и организационно-методическое обеспечение деятельности следователей, работников оператив­ных аппаратов и иных органов дознания, как правило, с непо­средственным участием в ней экспертов-криминалистов или судебных экспертов. При этом их роль наиболее активно про­является в проведении экспертиз и специальных исследований, в ведении криминалистических учетов, в форме участия в про­изводстве отдельных следственных действий (осмотров, обы­сков, экспериментов), а также оперативно-розыскных меро­приятий.

Фактически ТКО на этом уровне представляет собой дея­тельность по собиранию, исследованию и использованию с по­мощью средств и методов криминалистической техники доказа­тельственной и розыскной информации. В этом смысле ТКО можно рассматривать как организационно-функциональную систему по информационному обеспечению процесса раскры­тия и расследования преступлений. А это предполагает исполь­зование в данной системе современных информационных тех­нологий, что существенно влияет на содержание ТКО, важным элементом которого стало создание и обеспечение функциони­рования АИПС ТКН.

Таким образом, технико-криминалистическое обеспечение пред­ставляет собой осуществляемую правоохранительными органами деятельность, направленную на создание условий их постоян­ной готовности к применению методов и средств криминали­стической техники и реализацию этих условий в каждом кон­кретном случае раскрытия и расследования преступлений.

3*

68

Криминалистическая техника

В последнее время появились учебники, учебные пособия, посвященные проблемам тактико-криминалистического, мето-дико-криминалистического обеспечения деятельности правоохра­нительных органов или их отдельных служб. Это свидетельству­ет о факте признания учеными-криминалистами не только ТКО как криминалистической категории, но и необходимости пересмотра казалось бы устоявшихся взглядов на структуру и содержание учебного курса по криминалистике, ее возможно­стей как прикладной науки и путей их реализации в практике раскрытия и расследования преступлений. В этом аспекте ТКО правомерно рассматривать как элемент в целом криминалисти­ческого обеспечения раскрытия и расследования преступлений.

Поскольку, как уже отмечалось, криминалистика по своей природе является «синтезированной» отраслью научного зна­ния, а ТКО рассматривается как вид деятельности, охватывае­мой предметом криминалистики, вполне логично в качестве источников развития ТКО рассматривать достижения естест­венных, технических и гуманитарных наук, в том числе и та­ких, как научная организация труда и управление, кибернетика и информатика.

В структуре криминалистики ТКО определяется как одна из ее формирующихся теорий.

§ 2. Организационные основы технико-криминалистического обеспечения

Как и любая иная деятельность, ТКО предполагает соответ­ствующие ее задачам организацию и систему управления, осуществляющуюся ее подразделениями и учреждениями. Их разветвленная структура сложилась к на­стоящему времени в правоохранительных министерствах и ве­домствах Российской Федерации:

> в МВД РФ — экспертно-криминалистические подразде­ления (управления, отделы, отделения, группы) территориаль­ных органов внутренних дел. Возглавляет систему этих подраз­делений Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД РФ;

> в Министерстве юстиции РФ — региональные централь­ные лаборатории судебной экспертизы (и их филиалы) во главе

ТКО раскрытия и расследования преступлений69

с Федеральным центром судебной экспертизы. Организацион­но-управленческие функции осуществляет отдел экспертных учреждений этого министерства;

> в системе Генеральной Прокуратуры РФ и в ее территори­альных органах имеются прокуроры-криминалисты; научно-методическое руководство их деятельностью осуществляет НИИ проблем укрепления законности и правопорядка (при этом ведомстве), а в частности, его сектор тактики и методики предварительного следствия; организационно-управленческие функции выполняет отдел криминалистики, находящийся в структуре центрального сектора;

> в ФСБ РФ — экспертно-криминалистические подразделе­ния территориальных управлений (отделов) во главе с институтом криминалистики этого ведомства; организационно-управленчес­кие функции в области криминалистической техники здесь вы­полняет научно-техническое управление (аналогичные по структу­ре, задачам и функциям экспертно-криминалистические подразде­ления имеются в Федеральной пограничной службе, в государст­венной налоговой службе, Государственном таможенном комитете);

> в Министерстве обороны существует единая система су­дебно-медицинских и криминалистических подразделений (ла­бораторий) во главе с Центральной судебно-медицинской лабо­раторией ГВМУ МО РФ; такие лаборатории созданы в военных округах, армиях, флотах.

Специфическую роль в системе ТКО раскрытия и расследо­вания преступлений, особенно против жизни и здоровья граж­дан, играют судебно-медицинские бюро Министерства здраво­охранения и медицинской промышленности РФ, научно-методическое руководство которыми осуществляет Федераль­ный центр судебной медицины этого министерства. Здесь ве­дутся соответствующие научные разработки, проводятся все виды судебно-медицинских экспертиз и исследований, в том числе комплексные — с участием экспертов-криминалистов.

Головные экспертно-криминалистические подразделения (судебно-экспертные учреждения) разрабатывают идеологию технико-криминалистического обеспечения органов и служб, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений (основные задачи, их приоритетность, пути решения и т.д.); ведут разработку новых, модернизацию имеющихся средств и

70

Криминалистическая техника

методов криминалистической техники, а также методик иссле­дования доказательств. Они принимают участие в решении за­дач подготовки и повышения квалификации экспертов, спе­циалистов-криминалистов, разрабатывают предложения по со­вершенствованию организации и правового регулирования их деятельности.

Значительные по объему и весьма актуальные практические задачи выполняют эти подразделения в части популяризации среди работников правоохранительных органов возможностей науки и техники в раскрытии и расследовании преступлений, организации и методическом обеспечении функционирования криминалистических учетов, различных информационно-поис­ковых систем технико-криминалистического назначения, фор­мировании справочно-вспомогательных коллекций, образцов и т.п.

Экспертно-криминалистическая служба органов внутренних дел в последние годы существенно укрепилась и расширилась. В штаты ряда ее подразделений введены специалисты-медики (на начало 1997 г. — 82 чел.), создан институт техников-криминалис­тов, увеличена численность экспертов-криминалистов.

В настоящее время экспертно-криминалистические подраз­деления органов внутренних дел представляют собой довольно разветвленную систему. Во всех МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации имеются экспертно-криминалистичес­кие управления (отделы), в абсолютном большинстве террито­риальных органов внутренних дел (около 80%) — отделы (отделения, группы). Штатная численность этих подразделе­ний, в соответствии с приказом МВД РФ № 261 — 1993 г., оп­ределяется, исходя из количества преступлений, регистрируе­мых на территории их обслуживания. Некоторые из региональ­ных подразделений (на уровне МВД, ГУВД, УВД) имеют статус базовых. Их научно-технический потенциал позволяет прово­дить наиболее сложные, редкие и повторные экспертизы и ис­следования.

В экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел проводятся все виды криминалистических экс­пертиз. Вместе с тем здесь все более активно проявляется тен­денция увеличения производства нетрадиционных криминали­стических и освоения новых видов некриминалистических ис-

ТКО раскрытия и расследования преступлений71_

следований. К числу таких исследований относятся: взрывотех­нические (взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения); исследование материалов и веществ (лаков, красок, волокон тканей, волос и т.п. — в том числе в микроко­личествах); пожарно-технические, автотехнические, почвовед­ческие, минералогические и др. В ряде экспертно-крими­налистических подразделений в настоящее время организовано производство судебно-медицинских исследований, судебно-бухгалтерских экспертиз, в которых испытывают острую по­требность следственные аппараты органов внутренних дел. Та­кие экспертизы и исследования, как правило, проводятся в ба­зовых экспертно-криминалистических подразделениях, где имеются соответствующая приборная база и квалифицирован­ные специалисты.

Важную для раскрытия и расследования преступлений рабо­ту проводят экспертно-криминалистические подразделения, обеспечивая ведение местных и централизованных криминали­стических и оперативно-справочных учетов: следотек, пуле­гильзотек, картотек фальшивых денежных знаков, поддельных рецептов на приобретение лекарств, содержащих наркотики и др. Усилиями этих же подразделений создается и обеспечивает­ся функционирование различных вспомогательных справочных картотек, коллекций, например, образцов холодного и огне­стрельного оружия, орудий взлома, взрывных устройств, по­дошв обуви, тканей, наркотических веществ и т.п.

В технико-криминалистическом обеспечении исключитель­но важна роль информационных центров МВД, ГУВД, УВД во главе с ГИЦ МВД РФ, в которых ведутся региональные и цен­трализованные оперативно-справочные и криминалистические учеты, например, по способу совершения преступлений, дакти­лоскопический, утраченного или похищенного огнестрельного оружия и т.п. Именно на эти подразделения в системе МВД РФ возложены задачи автоматизации указанных учетов и вне­дрения соответствующих информационно-поисковых систем в практику раскрытия и расследования преступлений.

Криминалистическая техника в процессе раскрытия и рас­следования преступлений, в известных пределах, применяется непосредственно следователями, сотрудниками оперативных ап­паратов и иных органов дознания. Соответственно, определен-

72

Криминалистическая техника

ные задачи в части технико-криминалистического обеспечения их деятельности возлагаются в системе МВД РФ на его так на­зываемые линейные службы: уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, с организованной преступ­ностью и др. В структуре этих служб, как правило, имеются научно-технические подразделения (отделы, отделения), кото­рые призваны оказывать организационную и методическую по­мощь в применении научно-технических средств при раскры­тии и расследовании преступлений.

В частности, они обобщают и анализируют практику ис­пользования криминалистической техники в указанных целях (в том числе зарубежную), инициируют заказы на проведение научных исследований, разработку новых и модернизацию имеющихся технических средств, разрабатывают предложения по совершенствованию организации и правового регулирования их практического использования, готовят обзоры, методические рекомендации и т.д. Вся эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с экспертно-криминалистическими подразде­лениями органов внутренних дел (в центре и на местах).

В криминалистической литературе длительное время и дос­таточно аргументированно доказывалась необходимость введе­ния должностей специалистов-криминалистов непосредственно в штаты следственных и оперативно-розыскных аппаратов ор­ганов внутренних дел (по аналогии с прокурорами-крими­налистами в системе Генеральной Прокуратуры РФ). В на­стоящее время эта организационная мера постепенно реализу­ется. Задачи таких специалистов усматриваются не только в применении научно-технических средств и методов при рас­крытии и расследовании преступлений, но и в целенаправлен­ной технико-криминалистической подготовке следователей и оперативных работников. Это особенно важно в аспекте задач компьютеризации органов внутренних дел, в том числе их дея­тельности по раскрытию и расследованию преступлений. Ос­воение в этих целях современных информационных технологий объективно обусловливает более высокие требования к техни­ко-криминалистической подготовке всех следователей и опера­тивных работников-пользователей информационно-поисковых систем и основных поставщиков розыскной и доказательствен­ной информации для этих систем, значительная часть которой «добывается» с помощью криминалистической техники. Из-

ТКО раскрытия и расследования преступлений73_

вестно, что эффективность таких систем находится в прямой зависимости от количества и качества накапливаемой в них информации.

Создание условий постоянной готовности субъектов ТКО к применению криминалистической техники предполагает их це­ленаправленную подготовку. Такая подготовка экспертов-криминалистов, следователей и оперативных работников осу­ществляется в системе высших и специальных средних учебных заведений МВД РФ, в порядке повышения квалификации, служебной подготовки и переподготовки кадров. При этом учи­тываются объем и специфика решаемых специалистами на практике технико-криминалистических задач и профиль их службы. Если следователи и оперативные работники в пределах общего учебного курса по криминалистике получают (в учеб­ных заведениях и в системе служебной подготовки) определен­ную систему знаний о возможностях криминалистической тех­ники, приобретают умения и навыки ее использования в целях собирания доказательств, то эксперты-криминалисты, помимо этого, основательно осваивают методики исследования различ­ных следов преступлений как на местах происшествий (в по­рядке их осмотра), так и в лабораторных условиях.

В системе МВД РФ (в отличие от других правоохранитель­ных министерств и ведомств) существуют специальные учебные заведения, где готовят экспертов-криминалистов высшей ква­лификации. Это Саратовский юридический институт МВД РФ, специализированный факультет Волгоградского юридического института МВД РФ. Выпускники этих учебных заведений, по­мимо правовой подготовки, получают определенные знания в области таких естественно-технических наук, как физика, хи­мия, информатика, биология (достижения которых являются источниками развития криминалистической техники), осваива­ют технику и методику криминалистического исследования различных видов следов преступлений, получая в итоге право на проведение наиболее распространенных криминалистиче­ских экспертиз.

Специфические задачи ТКО решаются в научно-исследо­вательских учреждениях МВД РФ: научно-исследовательском институте специальной техники (НИИСТ) «НПО Специальная техника и связь» МВД РФ — разработка новых и модернизация имеющихся средств и методов криминалистической техники,

74

Криминалистическая техника

обобщение и распространение передового опыта ее примене­ния на практике; Всероссийском научно-исследовательском институте (ВНИИ) — разработка предложений по совершенст­вованию законодательства и ведомственных нормативных актов в части организации, тактики применения криминалистической техники, использования получаемых с ее помощью результатов в процессе розыска и доказывания.

С учетом процессуального положения субъектов деятельно­сти, направленной на раскрытие и расследование преступле­ний, принято различать две основные организа­ционные формы применения криминалистической тех­ники в указанных целях:

первая — непосредственно следователями, оперативными работниками и работниками иных органов дознания, прокура­туры, суда;

вторая — опосредованно, т.е. с участием специалистов-криминалистов, по заданию (определению или постановлению — в случаях назначения экспертиз) и под руководством на­званных субъектов.

Пределы и возможности использова­ния криминалистической техники непо­средственно следователем или работником органа дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством, исходя из которого:

а)указанные субъекты технико-криминалистического обес­
печения обязаны принимать «все предусмотренные зако­
ном меры к установлению события преступления, лиц,
виновных в совершении преступления, и к их наказа­
нию» (ст.З УПК РФ), в том числе меры, связанные с
применением криминалистической техники;

б)функции следователя и работников органов дознания
процессуально несовместимы с функцией эксперта; они
не имеют права сами проводить экспертные исследова­
ния в целях получения фактических данных, имеющих
доказательственное значение.

Организационно технико-криминалистические задачи спе­циалистами-криминалистами решаются либо в порядке выпол­нения ситуативно обусловленных заданий следователей, опера­тивных работников, например, связанных с проведением от­дельных следственных действий и оперативно-розыскных ме-

ТКО раскрытия и расследования преступлений 75

роприятий, либо в порядке их относительно непрерывной ра­боты в составе следственно-оперативных групп, создаваемых в целях раскрытия и расследования определенного вида, как пра­вило, серийно совершаемых преступлений (краж из квартир, убийств и т.п.). В последнем случае фактически осуществляется технико-криминалистическое сопровождение раскрытия и рас­следования преступлений, которое характеризуется более ус­тойчивым, долговременным и непосредственным участием спе­циалистов-криминалистов в работе следственно-оперативной группы. Соответственно, ими обеспечивается решение всего комплекса технико-криминалистических задач, возникающих в процессе такой работы, начиная от ее планирования, разработ­ки версий по фактам расследуемых преступлений и кончая ис­пользованием доказательств в поиске и изобличении преступ­ников.

В экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел проводятся все виды криминалистических экс­пертиз и исследований.

Следует отметить, что вся деятельность экспертно-крими­налистических подразделений характеризуется тесным взаимо­действием, с одной стороны, со следователями, сотрудниками оперативно-розыскных и других служб органов внутренних дел, непосредственно участвующими в раскрытии и расследовании преступлений, а с другой — с научно-исследовательскими кри­миналистическими и судебно-экспертными учреждениями иных министерств и ведомств — в части взаимного обогащения опытом, повышения профессионализма их сотрудников, рас­ширения научно-технических возможностей решения конкрет­ных практических задач при раскрытии и расследовании того или иного преступления. В частности, такое взаимодействие проявляется при проведении комплексных и комиссионных экспертиз, в использовании вычислительной и исследователь­ской техники, в порядке консультаций и т.п.

С учетом изложенного можно представить организацион­ную структуру технико-криминалистического обеспечения в системе МВД РФ (см. рис. 4.1).

Все службы МВД РФ, их территориальные подразделения, обозначенные в схеме, в определенных пределах решают задачи и по формированию системы ТКО, и по реализации ее воз­можностей при раскрытии и расследовании преступлений. На­пример, ЭКЦ МВД РФ, будучи головным подразделением экс-

76

Криминалистическая техника

пертно-криминалистической службы МВД РФ, выполняет по существу весь комплекс задач, характерных для технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений.



Рис. 4.1. Структура ТКО в системе МВД РФ

В свою очередь, экспертно-криминалистические подразде­ления МВД, ГУВД, УВД, горрайорганов внутренних дел, со­средоточивают основные усилия на участии в раскрытии и рас­следовании преступлений, но тем не менее проводят значи­тельную организационную и учебно-методическую работу, в частности по технико-криминалистической подготовке следо-

"ГКО раскрытия и расследования преступлений77_

вателей, оперативных работников, по совершенствованию ме­тодов и средств криминалистической техники, методик иссле­дования следов преступлений и т.д. Результаты этой работы находят отражение на страницах специальных изданий, в част­ности сборника «Экспертная практика», издаваемого ЭКЦ МВД РФ, Информационного бюллетеня Следственного коми­тета при МВД РФ и др.

§ 3. Правовые основы технико-криминалистического обеспечения

Правовые основы любой деятельности — это некая совокуп­ность правовых предписаний (норм права), определяющих принципы, формы и порядок ее осуществления, регламенти­рующих условия применения определенных методов и средств для достижения ее целей.

Технико-криминалистическое обеспечение — деятельность, связанная с применением мер государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступление, т.е. с реализацией норм уголовного права, уголовно-процессуального права и не­пременно в условиях соблюдения конституционных гарантий прав и законных интересов граждан. Напомним, что эту дея­тельность осуществляет разветвленная система органов предва­рительного следствия, оперативно-розыскных аппаратов, экс­пертно-криминалистических подразделений и судебно-эксперт­ных учреждений, также действующих на основе законодатель­ных и ведомственных нормативных актов. В этом смысле пра­вомерно говорить о наличии в системе ТКО специфических, характерных для нее процессуальных, и организационно-управленческих отношений. Их правовую основу составляют:

  • положения Конституции РФ, определяющие права и
    свободы граждан, а также основные принципы уголов­
    ного судопроизводства;

  • нормы уголовного права, определяющие конкретные со­
    ставы преступлений и их квалифицирующие признаки;

  • нормы уголовно-процессуального права, в частности,
    регламентирующие права и обязанности участников уго­
    ловного процесса, обстоятельства, подлежащие доказы-

78

Криминалистическая техника

ванию, источники доказательств, средства доказывания и т.п.;

• законы Российской Федерации и Указы Президента Рос­сийской Федерации в части борьбы с преступностью и использования в этих целях научно-технических средств и методов.

В числе основополагающих законодательных актов, помимо Конституции РФ, УПК РСФСР и УК РФ, в этой связи следует назвать Закон РСФСР «О милиции», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». В этих правовых документах определены требования допусти­мости научно-технических средств в раскрытии и расследова­нии преступлений, формы их практической реализации и т.п.

При этом непременно следует иметь в виду и международ­ные правовые акты (соглашения, договоры и т.п.), определяю­щие права и свободы человека, их гарантии, регламентирую­щие межгосударственные отношения в сфере борьбы с пре­ступностью и применение в этих целях научно-технических средств.

Положениями ведомственных нормативных актов конкре­тизируются права и обязанности субъектов ТКО, формы и ме­тоды их реализации, технико-криминалистическая подготовка следователей, оперативных работников, организация функцио­нирования соответствующих подразделений (учреждений), по­рядок разработки средств и методов криминалистической тех­ники, ее апробации и использования в повседневной практике раскрытия и расследования преступлений.

К числу таких нормативных актов относятся, например, по­ложения о линейных службах МВД РФ, приказы МВД РФ, ин­струкции по вопросам технико-криминалистического обеспече­ния раскрытия и расследования преступлений, в которых ад­ресно (по видам преступлений, характерным для них следам, по службам, по методам и формам их деятельности) изложены соответствующие предписания.

Так, Приказом МВД РФ № 261 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» введен в действие ряд нормативных актов, регла­ментирующих организацию деятельности экспертно-кримина­листических подразделений и их сотрудников, в частности это:

ТКО раскрытия и расследования преступлений79.

  • Наставление по работе экспертно-криминалистических
    подразделений органов внутренних дел.

  • Положение о производстве экспертиз в экспертно-кри­
    миналистических подразделениях органов внутренних дел.

  • Инструкция по формированию, ведению и использова­
    нию экспертно-криминалистических учетов, картотек,
    коллекций и справочно-информационных фондов орга­
    нов внутренних дел.

  • Нормы введения должностей сотрудников экспертно-
    криминалистических подразделений органов внутренних
    дел по видам специализации.

  • Типовое положение об экспертно-криминалистическом
    управлении (отделе, отделении) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ
    (ОВДТ).

  • Перечень базовых межрегиональных отделов (отделений)
    специальных видов экспертиз и исследований экспертно-
    криминалистических подразделений ряда МВД, ГУВД,
    УВД и обслуживаемых ими органов внутренних дел.

Приказом МВД РФ № 400 — 1993 г. объявлены:

  • Наставление по формированию и ведению централизо­
    ванных оперативно-справочных, розыскных, криминали­
    стических учетов, экспертно-криминалистических кол­
    лекций и картотек органов внутренних дел Российской
    Федерации.

  • Классификатор оперативно-справочной, розыскной и
    криминалистической информации автоматизированных
    поисковых систем федерального учета.

Эти нормативные акты были согласованы с Генеральной Прокуратурой, Верховным Судом, Министерством юстиции, Министерством обороны и Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Следовательно, их предписания обяза­тельны для исполнения работниками указанных министерств и ведомств. И это не случайно, поскольку задачи формирования всех видов названных учетов и их использования в раскрытии и расследовании преступлений являются обязательными для всех правоохранительных органов.

Совершенствование системы ведомственного правового ре­гулирования технико-криминалистического обеспечения рас­крытия и расследования преступлений — одно из важнейших условий повышения его эффективности.

80

Криминалистическая техника

Вместе с тем особое значение в правовой регламентации применения средств и методов криминалистической техники имеет уголовно-процессуальное законодательство, выполняю­щее по существу регулятивные функции. На основе этого зако­нодательства и во исполнение его предписаний издаются ве­домственные нормативные акты. В конечном итоге вся система уголовно-процессуальных норм, регламентирующих процесс доказывания, его средства, источники доказательств, принципы их оценки и использования, имеет самое непосредственное от­ношение к криминалистической технике и результатам ее при­менения.

По существу из этой системы норм вытекают принци­пы допустимости использования криминалистиче­ской техники в уголовном процессе, хотя такие принципы не­посредственно в УПК РСФСР не закреплены, что многие уче­ные-криминалисты и процессуалисты рассматривают как серь­езное упущение. При этом в ряде статей действующего УПК упоминаются лишь некоторые средства криминалистической техники и в аспекте регламентации отдельных следственных действий. Фактически получается, что кино- и фотосъемка применяются только при следственном осмотре и следственном эксперименте (ст. 179, 183), звукозапись — только при допросе (ст.141 ч.1) и т.д. Обращают на себя внимание и более парадок­сальные ситуации, например в ст. 179, 183 говорится о приме­нении киносъемки (без звукозаписи), а в ст.141 ч.1, наоборот, упоминается звукозапись (без киносъемки). Подобный подход к решению данного вопроса явно непоследователен и даже вреден, поскольку дает основание подвергать сомнению закон­ность получения доказательств с использованием иных техни­ческих средств (не упомянутых в законе) и проведения с их помощью иных следственных действий.

Необходимость правовой регламентации принципов допус­тимости использования средств криминалистической техники в уголовном процессе очевидна и по той причине, что любая по­пытка законодательно ограничить их применение в уголовном процессе (формальным перечнем в УПК) по существу равно­значна искусственному созданию барьера на пути научно-технического прогресса в борьбе с преступностью.

Вместе с тем очевидно, что невозможно детально регламен­тировать каждый шаг следователя, работника органа дознания

ТКО раскрытия и расследования преступлений81_

или специалиста-криминалиста, а тем более в части использо­вания криминалистической техники. Достаточно представить себе ее структуру и содержание, множество решаемых с ее по­мощью задач, разнообразие организационно-процессуальных форм ее применения, чтобы понять бесперспективность подоб­ного решения данного вопроса.

Все это свидетельствует о явно назревшей необходимости концептуально иного подхода к правовой регламентации ис­пользования криминалистической техники в уголовном процес­се. По-видимому, такую необходимость осознает уже и законо­датель. В настоящее время разрабатывается новый уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, где, скорей всего, будут предприняты попытки устранить указанные проти­воречия. Криминалисты уже давно и убедительно доказывают необходимость законодательной регламентации лишь принци­пов допустимости криминалистических методов и средств в уголовный процесс. К их числу относятся принципы безопас­ности, научной обоснованности, этичности и эффективности технических средств.

Однако законодательное решение вопроса о принципах до­пустимости средств и методов криминалистической техники в уголовный процесс позволит определить лишь общие рамки дозволенного. Но практике известны случаи, когда применение криминалистической техники обязательно (если иным путем обнаружить, зафиксировать и изъять доказательства невозмож­но), например, записать содержание телефонных переговоров без соответствующей аппаратуры. В таких случаях оправдана более детальная правовая регламентация порядка их примене­ния, обеспечивающего полноту и достоверность получаемых результатов. Не случайно так подробно в УПК РСФСР (ст.79— 82) регламентируется порядок назначения и проведения экс­пертиз, по существу представляющих собой одну из организа­ционно-процессуальных форм использования в уголовном про­цессе специальных познаний, а значит, и научно-технических средств. Заключение эксперта — источник доказательств (ст.69 УПК), а экспертиза — средство доказывания (ст.70 УПК).

Помимо норм, обязывающих применение криминалистиче­ской техники, в УПК РСФСР содержатся обязательные пред­писания, обеспечивающие права граждан. Например, следова­тель до начала звукозаписи (ч.1 ст.141) обязан уведомить об

82

Криминалистическая техника

этом допрашиваемого, а после окончания допроса — воспроиз­вести полностью содержание записи, или при ознакомлении обвиняемого с материалами дела (ч.2 ст.201) — ему должна быть предоставлена возможность посмотреть (послушать) ре­зультаты звуко- и видеозаписи, если они осуществлялись в ходе следствия.

В обязывающих нормах содержатся также требования, ка­сающиеся результатов применения криминалистической техни­ки в судебном заседании. Например, воспроизведению звукоза­писи (ст.281, 286) должно предшествовать оглашение протокола соответствующего следственного действия.

В литературе обоснованно высказывается мнение о необхо­димости правового закрепления обязательной фотосъемки, ви­деозаписи вещественных доказательств в случаях, когда приня­то решение об их уничтожении или передаче владельцу; обяза­тельной звуко- и видеозаписи показаний лиц, если они не мо­гут являться в судебное заседание; обязательной звукозаписи, если этого требует допрашиваемый в интересах обеспечения своих прав и др.

Также заслуживают внимания предложения, разделяемые многими учеными-криминалистами и процессуалистами, о не­обходимости дальнейшей дифференциации организационно-правовых форм использования специальных познаний (приме­нения научно-технических средств) в уголовном процессе. В настоящее время, в соответствии с УПК РСФСР, только экс­пертиза признается средством доказывания. Вместе с тем на практике проводится значительное количество (около 2/5 от общего количества экспертиз и исследований) так называемых предварительных (по оперативно-розыскным материалам — специальных) исследований. В дальнейшем эти исследования дублируются, зачастую формально, в виде экспертиз — увели­чиваются сроки расследования, возрастает объем работы спе­циалистов-криминалистов, снижается ее эффективность.

В этой связи предлагается изменить правовую оценку ре­зультатов предварительных (специальных) исследований, при­знав их в качестве источников доказательств, или разрешить производство экспертиз, в том числе криминалистических, до возбуждения уголовного дела. Но экспертиза, ее назначение — одно из следственных действий и, по мнению многих ученых-

ТКО раскрытия и расследования преступлений83_

процессуалистов, криминалистов, она может иметь место толь­ко после возбуждения уголовного дела. Поэтому более пред­почтителен вариант законодательного решения вопроса о при­знании в качестве источника доказательств результатов предва­рительных исследований, по крайней мере, проводимых на стадии возбуждения уголовного дела. Например, только при наличии справки специалиста-криминалиста о принадлежности изъятых объектов к категории запрещенных для хранения, но­шения (огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещест­ва, наркотические вещества, драгоценные металлы и т.п.) воз­буждаются уголовные дела по соответствующим фактам. Здесь очевидна явная алогичность — для возбуждения уголовного де­ла справки специалиста достаточно, т.е. она признается источ­ником доказательства, а после возбуждения уголовного дела получается, что она утрачивает это качество.

Некоторые ученые высказывают опасение, что предлагаемое решение рассматриваемого вопроса приведет к подмене экс­пертизы исследованиями. Представляется, что для таких опасе­ний нет оснований, если допустимость исследований как сред­ства доказывания в уголовном процессе регламентировать в законе, определив, на каких стадиях и в каких формах предва­рительного расследования это возможно, по каким видам пре­ступлений и т.д. При этом должен быть определен порядок на­значения, проведения и использования результатов подобных исследований, а также правовые (в том числе уголовно-правовые) гарантии их достоверности и объективности. Более того, проведение исследования в случае противоречия его ре­зультатов иным доказательствам не исключает производство экспертизы.

Совершенствование уголовно-процессуального законода­тельства, в том числе в части использования криминалистиче­ской техники в раскрытии и расследовании преступлений, при всей сложности этого процесса в конечном итоге является результатом анализа и оценки:

а)потребностей практики борьбы с преступностью, т.е. кри­
миногенной ситуации в стране, динамики, структуры
преступлений, способов их совершения и т.п.;

б)современных возможностей науки и техники, т.е. научно-
технических достижений, которые могут быть использо­
ваны в борьбе с преступностью;

84 Криминалистическая техника

в) реального состояния технико-криминалистического обес­печения раскрытия и расследования преступлений.

Вместе с тем на принятие любых законодательных решений влияют субъективизм анализа и оценки указанных факторов, политических и идеологических взглядов и убеждений законо­дателей, состояние экономики и множество иных превходящих факторов. Этим в значительной мере можно объяснить тот факт, что некоторые средства криминалистической техники десятилетиями не получают правового признания, даже как средства получения ориентирующей (розыскной) информации.

Это объективный факт, характерный для всей истории ста­новления криминалистической техники и развития правовых основ ее использования в уголовном процессе. Например, из­вестно, что «криминалистическая тайна» дактилоскопии была открыта Гершелем в 1858 г., но только спустя более 40 лет анг­лийский парламент признал возможным использование дакти­лоскопирования преступников как средства их регистрации, а исследования следов пальцев рук, изымаемых с мест происше­ствий, как средства доказывания. Средства и метод консерва­ции следов запаха человека были предложены отечественными криминалистами (А.И. Винберг и др.) еще в 1965 г., но практи­ческая реализация одорологических методов в нашей стране до сих пор сдерживается отсутствием соответствующей законода­тельной регламентации. Кстати, в ряде зарубежных стран (Венгрия, Болгария, Германия и др.) результаты «идентифика­ции» человека по консервированным следам запаха с использо­ванием специально натренированных собак признаются источ­ником доказательств.

Аналогичная ситуация наблюдается и в законодательном решении проблемы добровольной дактилоскопической регист­рации населения. В США такая практика сложилась с начала 20-х гг. Затем она получила распространение в большинстве стран Латинской Америки и в ряде стран Западной Европы, в основном в тех, для которых характерны высокий уровень ми­грации населения и связанной с ней преступности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

перейти в каталог файлов


связь с админом