Главная страница
qrcode

Щастный -- Биомедицинская этика и коммуникации. Учебно-методическое пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему


НазваниеУчебно-методическое пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему
Дата03.04.2019
Размер3 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЩастный -- Биомедицинская этика и коммуникации.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#61277
страница1 из 36
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

0

1
УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ
НАРОДОВ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
И КОММУНИКАЦИИ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему
медицинскому, фармацевтическому образованию Республики Беларусь
в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждения
высшего образования, обучающихся по специальности
1-
79 01 01 «Лечебное дело»
Под редакцией доктора медицинских наук, профессора А.Т. Щастного
Витебск, 2018

2
УДК 61+17]: 614.2(072)
ББК 51.1(4Беи)п
Б 63
Гонорар за учебное пособие перечислен на благотворительный счет
УЗ «Витебский областной специализированный дом ребёнка».
Авторы: А.Т. Щастный, В.С. Глушанко, С.П. Кулик, Т.В. Мишаткина,
А.А. Герберг, М.Г. Королёв, И.А. Мартинкевич, А.М. Мясоедов, Н.У. Тиханович,
А.Л. Церковский
Рецензенты: кафедра общественного здоровья и здравоохранения
ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
(зав.кафедрой, доцент Щавелева М.В.); профессор кафедры социально- гуманитарных наук
УО
«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доктор философских наук, профессор Слемнев М.А.
Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении : учебно - методическое пособие / А.Т. Щастный [и др.] ; под ред.
А.Т. Щастного. – Витебск : ВГМУ, 2018. – 310 с.
ISBN 978-985-466-879-6
Рассматриваются предмет, основные принципы и проблемы биомедицинской этики. Излагаются сущность и содержательные аспекты современной медицинской деонтологии. Раскрываются своеобразие, организация и способы коммуникации в здравоохранении.
Пособие предназначено для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по медицинским специальностям, при изучении дисциплины «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении». Учебный материал структурирован в соответствии с новыми требованиями типовой программы.
Может использоваться магистрантами, аспирантами, соискателями ученых степеней и слушателями ФПК и ПК высших медицинских учреждений образования.
УДК
61+17
]: 614.2(072)
ББК
51.1(4Беи)п
ISBN 978-985-466-879-6
© УО «Витебский государственный медицинский университет», 2018

3
Содержание
Предисловие (А.Т. Щастный) ................................................................................ 4
1.
Биомедицинская этика: статус, сущность и основные принципы .......... 5 1.1. Нравственные ориентиры медицинского знания и деятельности
(С.П. Кулик) ................................................................................................................ 5 1.2.
Биомедицинская этика: теоретические основы и принципы
(Т.В. Мишаткина).................................................................................................... 21
2. Проблемы биомедицинской этики................................................................. 43 2.1. Феномен жизни с позиций биоэтики. Этические и правовые аспекты репродукции человека (М.Г. Королёв) .................................................................. 43 2.2. Биоэтика смерти и умирания (А.М. Мясоедов) ............................................. 60 2.3. Этические и правовые аспекты трансплантологии (А.Т. Щастный) ....... 678 2.4. Этические проблемы медицинской генетики и генной инженерии
(И.А. Мартинкевич) ................................................................................................ 86 2.5. Этико-правовое регулирование медико-биологических экспериментов на животных и человеке (Н.У. Тиханович) .............................................................. 100
3. Деонтологические проблемы в контексте биомедицинской этики ...... 121 3.1. Современная медицинская деонтология (С.П. Кулик) ............................... 121 3.2. Деонтологические проблемы оказания медицинской помощи пациентам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, а также страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией (В.С. Глушанко, А.А. Герберг) . 1434
4. Коммуникации в здравоохранении ............................................................. 172 4.1. Коммуникации в деятельности медицинских работников (В.С. Глушанко,
А.А. Герберг) .......................................................................................................... 172 4.2. Лидерство и руководство (А.Л. Церковский) .............................................. 188 4.3.
Организация коммуникационного процесса в здравоохранении
(В.С. Глушанко, А.А. Герберг) .............................................................................. 195 4.4. Основные принципы построения успешного межличностного общения
(А.Л. Церковский) .................................................................................................. 208 4.5. Методы формирования навыков коммуникации (А.А. Герберг) ............... 214 4.6. Скрипты и техники коммуникаций (А.А. Герберг) ..................................... 236 4.7. Технологии публичных выступлений (А.Л. Церковский) .......................... 250 4.8
. Коммуникативные барьеры в процессе общения (А.А. Герберг) .............. 255 4.9
. Современные технологии информирования населения и пациентов
(В.С. Глушанко, А.А. Герберг) .............................................................................. 267 4.10. Особенности коммуникации с пациентами с различными нозологическими формами заболеваний (В.С. Глушанко)................................ 278 4.11. Особенности коммуникации в паллиативной медицине. Рекомендации и политика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (В.С. Глушанко,
А.А. Герберг) .......................................................................................................... 293

4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стремительный прогресс биомедицинской науки и практики конца
ХХ – начала ХХI вв. в корне изменяет облик медицины как формы знания и деятельности. С технологизацией медицины изменилось понимание самой профессии врача. Ценностные и социальные основания современной медицины становятся все более глубокими и значимыми, а нравственные и коммуникативные качества актуализируются в качестве необходимых составляющих профессиональной компетентности врача.
В соответствии с образовательным стандартом высшего образования по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» в цикле общепрофессиональных и специальных дисциплин введено преподавание учебной дисциплины «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении».
Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении −учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о теоретических основах и организационных принципах биомедицинской этики и коммуникации в здравоохранении. Цель преподавания и изучения учебной дисциплины заключается в формировании у студентов моральных ценностей, осознанного нравственного отношения к жизни, здоровью и смерти человека, а также навыков коммуникации, разработки стратегий взаимодействия с пациентами и населением, со средствами массовой коммуникации.
Данное пособие направлено на методическое сопровождение самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины
«Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении» и призвано выполнить роль навигатора в огромном море информации по соответствующим проблемам. Подчеркнут междисциплинарный характер курса: равная значимость этической, медицинской, правовой, социальной и психологической составляющих.
Пособие включает в себя учебно-методический материал, этико- правовые документы для ознакомления и изучения, темы докладов, рефератов и творческих проектов по каждой теме, а также перечень основной и дополнительной литературы. Учебный материал излагается в соответствии с новыми требованиями типовой программы.
Предназначено для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении». Может использоваться магистрантами, аспирантами, соискателями ученых степеней высших медицинских учреждений образования, а также слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки медицинских кадров.

5
1
. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА:
СТАТУС, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1.1.
НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.1. Своеобразие медицины. Цель и моральные основания медицинского знания и деятельности.
1.1.2. Этика и мораль. Профессиональная этика врача. Моральные кодексы медицинской этики.
1.1.3. Исторические этапы развития медицинской этики.
1.1.4. Биоэтика и биомедицинская этика: социокультурные предпосылки и предмет.
1.1.1. Своеобразие медицины. Цель и моральные основания
медицинского знания и деятельности
Медицина представляет собой особую форму знания и практической деятельности, объектом которой выступает человек. Однако в отличие от других конкретных наук, изучающих человека, предмет медицинского
исследования и объяснения является, пожалуй, самым многогранным и сложным по своей объективной природе. В центре внимания медицины находится нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, а
именно, его здоровье и болезнь. Медицина выделяет в изучении человека все то, что имеет непосредственное отношение к его здоровью, стремясь тем самым избавить человека от болезней и страданий, возвратить его к нормальной жизнедеятельности. Целью медицинского знания и
деятельности является спасение жизни человека, помощь в достижении
здоровья. Таким образом, в познавательной и практической составляющих профессии врача именно ее моральное основание − «решительное действие на благо страдающего человека» − становится образующим началом медицинской деятельности.
О связи медицины с моралью свидетельствует значение самого слова
«медицина» (от латинского «medicina»). Если сравнить близкие к
«medicin а» слова «medicare» и «medicamen», которые имеют по два значения: «лечить и отравлять» и, соответственно, «медикамент и яд, волшебство», то уже в этих значениях содержится предостережение о мере ответственности врача перед пациентом.
Суждение о том, что нравственная культура врача

это не просто
заслуживающее уважения свойство его личности, но и качество,
определяющее его профессионализм, остаетсяобщепризнанным и бесспорным со времен Гиппократа. Для медицинского познания и практики

6
всегда одинаково значимы как сами профессиональные знания, умения и навыки, так и система нравственных ценностей, которая лежит в их основании. Сохранение жизни и укрепление здоровья человека выступают
в качестве аксиологических (ценностных) оснований и нравственных
ориентиров деятельности врача.
Такое своеобразие медицины обусловило то, что она явилась единственной сферой человеческой деятельности, изначально подчиненной нравственным регулятивам профессиональной этики.
1.1.2. Этика и мораль. Профессиональная этика врача.
Моральные кодексы медицинской этики
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова ethos, которое первоначально (в частности, в «Илиаде» Гомера) означало «место пребывания, совместное жилище». Впоследствии оно приобрело новое значение – «обычай, характер». Отталкиваясь от этого значения термина ethos, Аристотель образовал прилагательное ethicos – «этический». Им он обозначил особый класс человеческих добродетелей, отличных от разума: мужество, умеренность, порядочность и т.д. Для обозначения науки, изучающей этические добродетели, Аристотель создал новое существительное ethica. Так в IV веке до н.э. этическая наука получила свое наименование, которое сохраняет до сих пор. Сам древнегреческий мыслитель определял этику как практическую философию, целью которой являются не знания, а поступки, и которая призвана дать руководящие идеи для поведения человека, способствовать его нравственному совершенствованию.
Латинским аналогом термина ethos является слово mos, которое переводится как «нрав, обычай, характер». Цицерон образовал от слова mos прилагательное moralis, а от него в IV веке н.э. возник термин moralitas –
«мораль». Следовательно, по значению греческий термин ethica и латинский moralitas совпадают. В русском языке есть собственный термин с тем же значением – «нравственность».
В современном языке термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку. Под моралью понимают явление, которое эта наука изучает. Вычленение этических норм проходило параллельно со становлением этики и последующим оформлением ее в науку.
Этика

это наука, предметом изучения которой выступает мораль
(нравственность) как система норм, принципов и идеалов, регулирующих
поведение и отношение человека к обществу, другому человеку, самому
себе.
Этическое знание весьма многообразно. Ядро проблемного поля этики концентрируется вокруг следующих вопросов: Что есть добро и зло? добродетели и пороки? Что такое счастье? В чем смысл жизни? Что есть свобода, долг, совесть, любовь? и др. В то же время этика исследует не

7
только фундаментальные ценности и цели человеческой жизни, но и анализирует природу и внутреннюю структуру морали, изучает ее генезис и историческое развитие, исследует различные моральные системы, пытается обосновать мораль (доказать необходимость исполнения моральных требований), выясняет ее место и роль в системе других феноменов культуры.
Одна из областей этики представлена профессиональной этикой.
Профессиональная этика − это система моральных принципов и норм, регулирующих поведение специалиста на основе конкретизации общечеловеческих моральных ценностей к специфике профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика специализирована, носит прикладной характер и ее главными особенностями являются
корпоративность
(касается только представителей профессии и сочетает в себе плюсы солидаризма и минусы группового эгоизма), асимметричность отношений (власть специалиста и зависимость от его действий других людей), специфичность проявления
высших моральных ценностей в той или иной профессиональной деятельности, наличие специально-профессиональных моральных норм и ценностей, выраженных в моральных клятвах и кодексах.
Медицинская этика считается одним из первых и наиболее традиционных видов прикладной профессиональной этики и включает в
себя принципы и нормы, регулирующие поведение всех медицинских
работников
при
выполнении
профессиональных
обязанностей.
Медицинская этика носит преимущественно корпоративный характер, так как преобладающее внимание в ней отводится нравственным нормам, регулирующим взаимоотношения врача и пациента, а также взаимоотношений «внутри» медицинской профессии: врач − врач, врач − провизор, врач − медсестра. Составной частью медицинской этики является
врачебная этика − нравственные принципы поведения врача.
Основы медицинской этики были заложены еще в древние времена.
Так, уже в VI—V в. до н.э. в древнеиндийском народном эпосе «Аюр-
Веды» («Знание жизни») сформулированы этические требования, предъявляемые к врачам: врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, доброжелательным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия.
Автором одной из этих книг был крупный хирург того времени Сушрута.
Сушрута указывал, что лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия и жизни, в руках невежды — огню и мечу. Известный врач древней Греции, знаменитый Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) в своем трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто, ...быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача

8
«презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности, знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку» (Гиппократ. Клятва. Закон. О враче.
Наставления.

Мн., 1998).
Любая профессиональная деятельность имеет свои ценности, законы, обычаи, моральные нормы, нравственные обязательства, отношения, которые составляют этический кодекс данной профессии. Медицинская деятельность первой выработала свой профессиональный кодекс поведения. Одним из самых древних медико-этических документов является всем известная «Клятва Гиппократа». Изложенные в ней нормы поведения врача, не только отражают специфику отношений в конкретную историческую эпоху, но и наполняются глубоким нравственным содержанием, которое не зависит от времени и места реализации этих норм. Это обусловлено целями и задачами врачевания, в силу чего они во многом актуальны и сегодня, пусть и несколько изменяясь, приобретая свой стиль, особую форму выражения в том или ином современном этическом документе.
Примером современного морального кодекса профессиональной медицинской этики могут служить «Международный кодекс медицинской
этики» (принят 3-ей Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации в 1949 г.), «Кодекс врачебной этики», принят I съездом врачей
Республики Беларусь (1998) и «Клятва врача Республики Беларусь» (О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 №2435-ХII: в редакции Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 № 363-3. с изм. и доп., ст. 55), в которых отражены принципиально важные, необходимые и общезначимые для каждого врача морально-этические и правовые нормы и принципы взаимоотношений между врачом и участниками лечебного процесса (пациентом, его родственниками, коллегами и др.) (Все эти и
другие первоисточники и этико-правовые документы приведены ниже в
отдельном разделе).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

перейти в каталог файлов


связь с админом