Главная страница
qrcode

Учебное пособие для бакалавров, специалистов и магистров по направлениям


Скачать 10.65 Mb.
НазваниеУчебное пособие для бакалавров, специалистов и магистров по направлениям
АнкорGraficheskii rastrovyi redaktor Gimp.pdf
Дата01.11.2018
Размер10.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGraficheskii_rastrovyi_redaktor_Gimp.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#47971
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В.В. Шишкин, О.Ю. Шишкина, З.В. Степчева
Графический
растровый редактор
GIMP
Учебное пособие для бакалавров, специалистов и магистров по направлениям
200100 – Приборостроение, 230400 – Информационные системы и технологии
Ульяновск
2010

2
УДК 004.928(075)
ББК 32.973.26-018.2я7
Ш 65
Рецензенты: доцент кафедры ММТС УлГУ, канд. техн. наук А. В. Николаев; кафедра «Информационные технологии» УИПК ПРО; профессор кафедры ВТ УлГТУ, канд. техн. наук А. Н. Афанасьев
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Шишкин, В. В.
Ш 65 Графический растровый редактор Gimp : учебное пособие /
В. В. Шишкин, О. Ю. Шишкина, З. В. Степчева,

Ульяновск :
УлГТУ, 2010. – 119 с.
ISBN 978-5-9795-0733-0
Пособие написано в соответствии с рабочей программой курса «Компьютерная графика» для бакалавров, специалистов и магистров по направлениям 200100 –
Приборостроение, 230400 – Информационные системы и технологии. В нем пред- ставлены основы работы с растровым графическим редактором Gimp.
Приведенный материал может быть использован студентами для самостоя- тельной работы, подготовки к лабораторным занятиям и экзаменам.
Учебное пособие подготовлено на кафедре «Измерительно-вычислительные комплексы» УлГТУ.
УДК 004.928(075)
ББК 32.973.26-018.2я7
© Шишкин В. В., Шишкина О. Ю.,
Степчева З. В., 2010.
ISBN 978-5-9795-0733-0 © Оформление. УлГТУ, 2010.

3
Оглавление
Предисловие ............................................................................................................... 5
1. Растровая графика и особенности растровых программ ............................. 6
1.1. Растровая графика ............................................................................................. 6 1.2. Достоинства и недостатки растровой графики .............................................. 7 1.3. Особенности растровых программ.................................................................. 9
2. Графический редактор GIMP и его установка ............................................. 10
3. Терминология редактора GIMP ....................................................................... 12
4. Основные окна редактора GIMP ..................................................................... 15
4.1. Окно Панель инструментов .......................................................................... 16 4.2. Окно GNU Image Manipulation Program ....................................................... 22 4.3. Окно Слои, Каналы, Контуры, Отменить – Кисти, Текстуры, Градиенты . 25 4.3.1. Диалоговое окно Слои .............................................................................. 26 4.3.2. Диалоговое окно Каналы ......................................................................... 29 4.3.3. Диалоговое окно Контуры ...................................................................... 31 4.3.4. Диалоговое окно История действий ..................................................... 34 4.3.5. Диалоговое окно Кисти ........................................................................... 35 4.3.6. Диалоговое окно Текстуры ..................................................................... 37 4.3.7. Диалоговое окно Градиенты .................................................................. 37
5. Инструменты цвета............................................................................................. 38
6. Маски в Gimp ....................................................................................................... 47
6.1. Маска слоя ....................................................................................................... 47 6.2. Быстрая маска .................................................................................................. 51
7. Работа с файлами ................................................................................................ 55
8. Работа с фотографиями ...................................................................................... 59
8.1. Масштабирование (Изменение размера) ...................................................... 59 8.2. Вращение ......................................................................................................... 62

4 8.3. Кадрирование .................................................................................................. 62 8.4. Повышение резкости ...................................................................................... 63 8.5. Устранение эффекта «красных глаз» ........................................................... 64
9. Рисование в Gimp ............................................................................................... 65
9.1. Рисование простых объектов инструментами рисования .......................... 65 9.2. Добавление текста к фотографии .................................................................. 66 9.3. Обведенный текст ........................................................................................... 69
10. Кисти в Gimp ...................................................................................................... 72
11. Фильтры в GIMP ............................................................................................... 74
12. Анимация в GIMP ............................................................................................. 78
12.1. Создание Gif-изображения ........................................................................... 79 12.2. Анимация с помощью интерактивного искажения ................................... 83 12.3. Быстрая анимация для Web ......................................................................... 86
Контрольные вопросы ........................................................................................... 90
Приложение 1. Лабораторные работы ................................................................ 91
Лабораторная работа № 1. Техника «живопись» в графическом редакторе
GIMP ........................................................................................................................ 91
Лабораторная работа № 2 ...................................................................................... 96
Часть 1. Карандашный рисунок из фотографии .............................................. 96
Часть 2. Разорванная фотография ................................................................... 101
Лабораторная работа № 3. Выделение с помощью быстрой маски .............. 108
Приложение 2. Глоссарий .................................................................................... 112
Рекомендуемая литература ................................................................................. 119

5
Предисловие
GIMP (GNU Image Manipulation Program) – многоплатформенное, много- фунциональное программное обеспечение, пригодное для решения широкого круга задач по созданию и обработке различных изображений. GIMP способен стать незаменимым помощником в таких областях, как подготовка графики для
Web-страниц и полиграфической продукции, создание анимационных роликов, обработка кадров для видеофрагментов и построение текстур для трехмерной анимации.
GIMP – свободное программное обеспечение, выпускаемое под лицензи- ей GPL (General Public License), предоставляющей пользователям право досту- па к исходному коду программ и право изменять его.
Настоящее учебное пособие посвящено практическим аспектам работы в редакторе GIMP, предназначено для студентов специальностей 200100 –
Приборостроение, 230400 – Информационные системы и технологи, изучаю- щих машинную и компьютерную графику в рамках вариативной части матема- тического и естественнонаучного цикла учебного плана, предусмотренной го- сударственным стандартом высшего профессионального образования, а также может быть полезно для широкого круга работников, практикующих в области компьютерной графики и цифрового искусства.
В содержании пособия отражена необходимая для работы теоретическая часть, касающаяся растровой графики, подробная последовательность установ- ки редактора GIMP и дальнейшие приемы работы в нем.
В приложении 1 представлены лабораторные работы, предназначенные для практического овладения важнейшими приемами работы в GIMP в системе аудиторных занятий или при самоподготовке. Приведенные в них примеры по- зволяют закрепить теоретический материал и сформировать практические навыки.

6
1. Растровая графика и особенности растровых программ
1.1. Растровая графика
Растровое изображение представляет из себя мозаику из очень мелких элементов – пикселей. Растровый рисунок похож на лист клетчатой бумаги, на котором каждая клеточка закрашена определённым цветом, и в результате та- кой раскраски формируется изображение.
Принцип растровой графики чрезвычайно прост. Он был изобретён и ис- пользовался людьми за много веков до появления компьютеров. Во-первых, это такие направления искусства, как мозаика, витражи, вышивка. В любой из этих техник изображение строится из дискретных элементов. Во-вторых, это рисо- вание «по клеточкам» – эффективный способ переноса изображения с подгото- вительного картона на стену, предназначенную для фрески. Суть этого метода заключается в следующем. Картон и стена, на которую будет переноситься ри- сунок, покрываются равным количеством клеток, затем фрагмент рисунка из каждой клетки картона тождественно изображается в соответствующей клетке стены.
Создание изображения в растровом графическом редакторе (Gimp, Paint,
Fractal Design Painter, Corel Photo-PAINT, Adobe PhotoShop) похоже на работу художника, когда он пишет картину на настоящем холсте настоящими краска- ми. Здесь компьютерный художник водит «кистью» – курсором мыши по
«электронному полотну» – экрану, закрашивая каждый из пикселей рисунка в нужный цвет. Таким образом каждому пикселю присваивается цвет. Этот цвет закрепляется за определённым местом экрана и как бы «высыхает» подобно тому, как высыхает краска на настоящем холсте. Перемещение фрагмента изо- бражения «снимает» краску с электронного холста и, следовательно, разрушает рисунок.
Растровая графика работает с сотнями и тысячами пикселей, которые формируют рисунок. Пиксели «не знают», какие объекты (линии, эллипсы, прямоугольники и т. д.) они составляют.
В компьютерной графике часто используется следующая терминология:

видеопиксель – наименьший элемент изображения на экране;

пиксель – отдельный элемент растрового изображения;

точка – наименьший элемент, создаваемый принтером.
При этом для изображения одного пикселя на экране компьютера может быть использован один или несколько видеопикселей. Экран дисплея разбит на

7
фиксированное число видеопикселей, которые образуют графическую сетку
(растр) из фиксированного числа строк и столбцов. Размер графической сетки обычно представляется в форме N
M, где N – количество видеопикселей по го- ризонтали, а М – по вертикали. На современных дисплеях используются, на- пример, такие размеры графической сетки: 640
480, 800600, 1024768,
1240
1024 и др. Изображение на экране дисплея создаётся путём избиратель- ной засветки электронным лучом определённых видеопикселей экрана. Чтобы изображение могло восприниматься глазом, его необходимо составить из сотен или тысяч видеопикселей, каждый из которых должен быть подсвечен.
1.2. Достоинства и недостатки растровой графики
Достоинства растровой графики
1. Если размеры пикселей достаточно малы (приближаются к размерам видеопикселей), то растровое изображение выглядит не хуже фотографии.
Таким образом, растровая графика эффективно представляет изображе- ния фотографического качества.
2. Компьютер легко управляет устройствами вывода, которые используют точки для представления отдельных пикселей. Поэтому растровые рисунки мо- гут быть легко распечатаны на принтерах.
Недостатки растровой графики
1. В файле растрового изображения запоминается информация о цвете каждого видеопикселя в виде комбинации битов. Бит – наименьший элемент памяти компьютера, который может принимать одно из двух значений: вклю- чено или выключено. Наиболее простой тип изображения имеет только два цвета (например, белый и чёрный). В этом случае каждому видеопикселю соот- ветствует один бит памяти. Если цвет видеопикселя определяется двумя бита- ми, то мы имеем четыре (2 2
) возможных комбинации значений включе- но/выключено. Используя для значения выключено символ 0, а для включено –
1, эти комбинации можно записать так: 00, 01, 10, 11. Четыре бита памяти по- зволяют закодировать 16 (24) цветов, восемь бит – 28 или 256 цветов, 24 бита –
224 или 16777216 различных цветовых оттенков.
Простые растровые картинки занимают небольшой объём памяти (не- сколько десятков или сотен килобайт). Изображения фотографического качест- ва часто требуют несколько мегабайт.

8
Например, если размер графической сетки – 1240
 1024, а количество используемых цветов – 16777216, то объём растрового файла составляет около четырех Мб, так как информация о цвете видеопикселей в файле занимает
1240
 1024  24 = 30474240 бит или 30474240 бит : 8 = 3809280 байт или
3809280 байт : 1024 = 3720 Кб или 3720 Кб : 1024 = 3,63 Мб.
Таким образом, для хранения растровых изображений требуется большой объём памяти. Одним из способов решения проблемы является сжатие графи- ческих файлов, т. е. использование программ, уменьшающих размеры файлов растровой графики за счет изменения способа организации данных.
2. Растровое изображение после масштабирования или вращения может потерять свою привлекательность. Например, области однотонной закраски мо- гут приобрести странный («муаровый») узор; кривые и прямые линии, которые выглядели гладкими, могут неожиданно стать пилообразными. Если умень- шить, а затем снова увеличить до прежнего размера растровый рисунок, то он станет нечётким и ступенчатым, а закрашенные области могут быть искажены.
Причина в том, что изменение размеров растрового изображения произ- водится одним из двух способов:

все пиксели рисунка одинаково изменяют свой размер (одновременно становятся больше или меньше);

пиксели добавляются или удаляются из рисунка (это называется вы- боркой пикселей в изображении).
При первом способе масштабирование изображения не меняет количест- во входящих в него пикселей, но изменяется количество элементов (видеопик- селей или точек), необходимых для построения отдельного пикселя, и при уве- личении рисунка «ступенчатость» становится всё более заметной – каждая точ- ка превращается в квадратик.
Выборка же растрового изображения может быть сделана двумя способа- ми. Во-первых, можно просто продублировать или удалить необходимое число пикселей. Во-вторых, с помощью определённых вычислений программа может создать пиксели другого цвета, определяемого первоначальным пикселем и его окружением. При этом возможно исчезновение из рисунка мелких деталей и тонких линий, появление «муарового» узора или уменьшение резкости изобра- жения (размытие).

9
1.3. Особенности растровых программ
Графические программы – это инструменты компьютерного художника, с помощью которых он создаёт и редактирует изображения. В настоящее время существует много различных графических программ. Поэтому важно знать, ка- кая программа наилучшим образом подходит для решения конкретной задачи.
Улучшение качества изображений, а также монтаж фотографий выпол- няются в растровых программах. Для создания иллюстраций обычно использу- ются векторные программы, которые также называют программами рисования.
Любая графическая программа содержит набор инструментов для работы с изображениями. Инструменты кисть или карандаш предназначены для рисо- вания прямых и кривых линий. Инструменты прямоугольное выделение (прямо-
угольник), эллиптическое выделение (эллипс) используются для построения геометрических фигур. Закраска выполняется инструментом заливка. Для соз- дания надписей и заголовков используется инструмент текст.
При работе с изображением часто возникает необходимость увеличить его фрагмент, чтобы лучше рассмотреть мелкие детали. В этом случае нужно воспользоваться инструментом масштаб.
В графических программах реализованы возможности, позволяющие пе- ремещать, копировать, удалять, масштабировать, зеркально отражать, вращать отдельные части изображений. Прежде, чем выполнить операцию над фрагмен- том изображения, его необходимо выделить. Для выделения области необхо- димо точно указать, какая группа пикселей составляет область (например, цве- ток или яблоко). Вот почему в растровых программах встречаются разнообраз- ные инструменты выделения. Некоторые из них используются для выделения областей простой формы (прямоугольников или эллипсов), другие – для облас- тей со сложной криволинейной границей.
Так как основное понятие растровой графики – пиксель, большинство ин- струментов и команд растровых программ изменяют яркость и цветовые оттен- ки отдельных пикселей. Это даёт возможность улучшать резкость изображений, осветлять или затемнять отдельные его фрагменты, а также удалять небольшие дефекты (морщинки, царапины и т. д.).
Как правило, в растровых программах имеются и средства для получения эффекта объёма. Однако трёхмерные образы реальных объектов (персонажи, интерьеры и т. д.) следует создавать в программах трёхмерного моделирования.

10
2. Графический редактор GIMP и его установка
GIMP – это мощный профессиональный графический редактор с массой вспомогательных программ. Само название «GIMP» является аббревиатурой
GNU Image Manipulation Program и переводится на русский язык как «програм- ма обработки изображений».
GIMP (Гимп) – кроссплатформенный, открытый и свободный растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графи- ки. Частично поддерживается векторная графика. Проект основан в 1995 году
Спенсером Кимбеллом и Питером Маттисом как дипломный проект, в настоя- щий момент поддерживается группой добровольцев. Распространяется на усло- виях GNU General Public License (после 1997 года). Любой человек может бес- платно использовать программу на любой операционной системе, может изме- нять ее исходные коды, дорабатывать их, возможно любое распространение и копирование программы.
GIMP может работать в Microsoft Windows, Mac OS X, Linux, FreeBSD,
Sun OpenSolaris.
GIMP полностью переведен на множество языков, включая русский.
При помощи GIMP можно решать различные задачи работы с графикой.
Среди них типичные: создание графики и логотипов, текстур, масштабирова- ние, кадрирование, коррекция цвета, монтаж, ретуширование, преобразование изображений в различные форматы, коллажирование с использованием слоев.
GIMP позволяет автоматизировать выполнение повторяющихся действий и легко расширяем за счёт простой установки дополнений.
К основным возможностям GIMP можно отнести следующие:

работа со слоями и каналами изображения;

поддержка кроме собственного формата файлов XCF более трех десят- ков известных форматов, включая форматы Photoshop (PSD), GIF, PNG, TIFF,
JPEG, EPS, BMP, ICO и др.;

работа с кистями формата .gbr, .vbr, поддержка анимированных кистей
.gih, возможность использовать кисти Adobe Photoshop .abr;

работа с фильтрами, масками и разными режимами смешивания слоев;

расширяемость за счет установки дополнений;

настройка работы с дисками и памятью компьютера;

очень гибкая настройка интерфейса программы, возможность выбора между однооконным и многооконным интерфейсом;

возможность полной перенастройки клавиатурных комбинаций.

11
GIMP постоянно развивается: появляются версии программы с новыми функциональными возможностями. В данном пособии будет рассматриваться
GIMP версии 2.6.8.
Установка GIMP не отличается от установки любой другой программы и не вызывает никаких затруднений. При установке GIMP в Windows необходимо запустить инсталлятор gimp-2.6.8-i686-setup.exe. После прочтения лицензии
GPL, по которой распространяется программа, вы перейдете к окну Ready to
Install. При нажатии кнопки Install now программа будет установлена в каталог
C:\Program Files\GIMP-2.0. Если необходимо установить программу в другой каталог, нажмите кнопку Customize и выберите необходимый каталог.
Прежде, чем начать работать, можно изменить некоторые настройки
Gimp. Настройка осуществляется через пункт меню Правка – Параметры. Ме- ню содержит четырнадцать вкладок, отвечающих за различные аспекты. Для начала можно выбрать пункт Окно изображения и поставить галочку на Изме-
нять размер окна при масштабировании. Это удобно при изменении масштаба изображения. Также в пункте Окружение можно увеличить количество уровней
отката (по умолчанию задано пять). Уровни отката – это возможность вернуть предыдущий вариант изображения в том случае, если вы сделали что-нибудь неправильно. Таким образом, можно смело экспериментировать с изображе- ниями не боясь что-либо испортить.
За счет конфигурирования используемых ресурсов (Правка – Парамет-
ры – Окружение) можно существенно увеличить быстродействие GIMP, одна- ко, нужно помнить, что все эти настройки связаны с оперативной памятью, а когда она заканчивается, GIMP начинает записывать все действия на жесткий диск, что существенно замедляет работу, поэтому нужно учитывать параметры именно вашего компьютера при настройке конфигураций в этой вкладке.
Можно изменить параметры по умолчанию для создаваемого изображе- ния (например, размер или цвет фона), можно настроить клавиатурные сочета- ния под себя или изменить единицы измерения и т. п.
Однако надо отметить, что предустановленные настройки графического редактора Gimp позволяют пользователю сразу приступить к работе.

12
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом