Главная страница
qrcode

Исследование и оценка функц. состояния спортсменов (уч. пособие). Учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов


НазваниеУчебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов
АнкорИсследование и оценка функц. состояния спортсменов (уч. пособие).pdf
Дата05.04.2017
Размер3.47 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIssledovanie_i_otsenka_funkts_sostoyania_sportsmenov_uch_posobie
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#10970
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московская медицинская академия им. ИМ. Сеченова
_____________________________________________________________________________
Кафедра лечебной физкультуры и спортивной медицины
Учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов
Исследование и оценка функционального состояния спортсменов МОСКВА Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям
060101 65 - Лечебное дело и 060103 65 - Педиатрия.
Авторы С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, ЕЕ. Ачкасов
УДК 611.796
ББК Исследование и оценка функционального состояния спортсменов Учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов / С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум,Е. Е. Ачкасов. М Профиль – С, 2010. 72 с. обл. тираж 500 экз 978-5-903950-06-5
ISBN 978-5-903950-06-5
© Коллектив авторов © Оформление Профиль — С
Введение. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Исследование и оценка функционального состояния организма спортсменов .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . Практические навыки, которыми должен овладеть студент . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Необходимые базовые знания из предыдущих занятий по разделу врачебный контроль . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Оценка эффективности проведенной терапии оздоровительных мероприятий. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Цели функциональной диагностики у практически здоровых людей и спортсменов. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Общие требования, предъявляемые к функциональным пробам. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Виды функциональных проб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Требования ВОЗ, предъявляемые к тестирующим нагрузкам. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Цели проведения нагрузочной велоэргометрической пробыв кардиологии . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Противопоказания к проведению велоэргометрии и тредмил-теста: .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Критерии прекращения велоэргометрической пробы .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Исследование и оценка физической работоспособности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Максимальное потребление кислорода (МПК) . .. .. .. .. .. .. .. .. Способы определения МПК: прямой и непрямой . . . . . . . .19
Субмаксимальный тест pwc
170
. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Проведение теста PWC
170
с помощью велоэргометра. .. .. .. .. Определение PWC
170
спомощью степ-теста.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Определение PWC
170
с помощью специального модуля
АПК Истоки здоровья .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Прямые методы определения МПК .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Определение порога анаэробного обмена . . . . . . . . . . . . . . . . . Определение ПАНО по лактату . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .34
Исследование и оценка функионального состояния спортсменов
Определение направленности тренировочного процесса по показателю ПАНО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Контроль напаравленности тренировочного процесса с учетом рекомендаций по результатам тестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Оценка адаптационных резервов организма спортсменов . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Тест вариационной пульсометрии по Р. М. Баевскому) . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Выполнение теста вариационной пульсометрии с использованием модуля АПК Истоки здоровья . .. .. .. .. .. .. Комплексная оценка резервов здоровья спортсменов . .. .. .. .. Определение функциональных резервов ЦНС по тесту зрительно-моторной реакции (по Т. Д. Лоскутовой) .. .. .. .. .. Определение типа и уровня адаптивных реакций по Л. Х. Гаркави . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Определение психоэмоционального статуса по тестам
Люшера и Спилбергера . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Ситуационная задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Решение ситуационной задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тестовые задания для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ответы к тестовым заданиям . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Рекомендуемая литература для подготовки к занятию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 1 .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Приложение 2, 3 .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 68

С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, ЕЕ. Ачкасов
СПИСОК
основных сокращений и условных обозначений, использованных в работе
АПК – аппаратно-программный комплекс
АДС – артериальное давление систолическое
АДД – артериальное давление диастолическое
ВК – врачебный контроль
ВНС – вегетативная нервная система
ДЖЕЛ – должная жизненная емкость лекгих
ДС – дыхательная система
ВПН – врачебно-педагогические наблюдения
ЖЕЛ – жизненная емкость легких
ИМ – инфаркт миокарда
ИПЗ – интегральный показатель здоровья
ЛФК – лечебная физкультура
МПК – максимальное потребление кислорода НС – нестабильная стенокардия
НЦД – нейроциркуляторная дистония
ОДС – опорно-двигательная система
О
2
Д – кислородный долг
ПАНО – порог анаэробного обмена
ПАРС – показатель активности регуляторных систем ПДП – показатель двойного произведения
ПО
2
– потребление кислорода
ССС – сердечно-сосудистая система ФР – физическая работоспособность
ФС – функциональное состояние
ЦНС – центральная нервная система
ЧД – частота дыхания
ЧСС – частота сердечных сокращений
ЧССмакс – максимально допустимая частота сердечных сокращений
ЭКГ – электрокардиограмма
Аобщ
– объем выполненной работы в Вт – кислородный пульс О – кислородный долг – кислородная стоимость нагрузки – физическая работоспособность – частота дыхания – дыхательный коэффициент – минутная вентиляция легких – вентиляционный эквивалент – потребление кислорода max – максимальное потребление кислорода, N – мощность нагрузки
Исследование и оценка функионального состояния спортсменов
В настоящее время грамотная и адекватная подготовка высококвалифицированных спортсменов требует четко организованной системы врачебного контроля. Всевозрастающие объемы и интенсивность тренировочных нагрузок, которые необходимы для максимального повышения общей и специальной работоспособности, требуют тщательного учета функционального состояния организма спортсмена в каждый момент тренировочного процесса.
Рост достижений в спорте сегодня связывают в основном с совершенствованием учебно-тренировочного процесса, приведением в соответствие биологических закономерностей протекания адаптационных процессов с главными параметрами тренировочных и соревновательных нагрузок, корректным управлением физическим состоянием атлетов на основе ожидаемой структуры соревновательной деятельности и планируемого спортивного результата. При таком подходе организация и проведение тренировочного процесса реализуются только при условии объективной оценки функционального состояния спортсмена
Вот почему важнейшим разделом спортивной медицины является функциональная диагностика, ив частности, тестирование физической работоспособности, функциональной готовности, адаптационных резервов и других характеристик функционального состояния спортсменов. Это в равной степени относится как к спорту, таки к массовой оздоровительной физической культуре. Именно поэтому современный врач, занимающийся медицинским обеспечением спорта и физической культуры, должен иметь обширные познания в этой области спортивной медицины с целью подбора функциональных проб и тестов, адекватных задачам физической тренировки, их качественного проведения и объективной оценки результатов тестирования. Для этого нужно использовать современную диагностическую аппаратуру, в том числе аппаратно-программные комплексы для исследований не только в условиях лаборатории, но и непосредственно вовремя выполнения тренировочных нагрузок.
Динамическое наблюдение за функциональным состоянием спортсмена позволяет обеспечивать высокую физическую работоспособность, повысить эффективность тренировочного процесса, что способствует достижению высоких спортивных результатов
С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, ЕЕ. Ачкасов
Цель занятия изучить методы исследования и оценки функционального состояния организма спортсменов методы оценки физической работоспособности (тест PWC
170
, спироэргометрическое тестирование, методы оценки адаптационных резервов организма тест вариационной пульсометрии), современные методы врачебно- педагогических наблюдений (кардиомониторирование).
Практические навыки, которыми должен овладеть
студент:
• Уметь провести, оценить и правильно оформить в протоколе субмаксимальный тест Уметь оценить аэробную и анаэробную работоспособность организма, максимальное потребление кислорода (МПК) при проведении спироэргометрии.
• Определять МПК непрямыми методами по формулами номо- граммам.
• Уметь использовать монитор сердечного ритма (POLAR) при проведении нагрузочного тестирования и ВПН.
• Уметь оценить адаптационные резервы организма по показателю ПАРС в тесте вариационной пульсометрии.
Необходимые базовые знания из предыдущих занятий по разделу врачебный контроль
Оценка функционального состояния организма – важный этап любого диагностического исследования. Медицинское обследование в условиях мышечного покоя не является достаточным для любого обследуемого контингента (спортсмены, здоровые люди или лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья. Исследование функционального состояния (ФС) в клинике внутренних болезней позволяет прогнозировать ведущие тенденции в развитии патологического и компенсаторного процессов. Оценка общего ФС при заболеваниях является методологической основой для следующих целей:
Оценка морфофункционального дефекта

Уточнение реабилитационного потенциала обследуемого

Прогнозирование вероятности развития неадекватных и (или)
• парадоксальных реакций на проводимые лечебные мероприятия
Исследование и оценка функионального состояния спортсменов
Рекомендации по оптимизации проводимой терапии, включая
• медикаментозную
Стратификация больных по степени риска возникновения
• осложнений (при проведении физиотерапии, занятий лечебной физкультурой и т. д.)
Оценка эффективности проведенной терапии (оздоровительных мероприятий)
У практически здоровых людей исследование ФС позволяет выявить неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья (донозо- логическая диагностика. Задача оценки ФС человека непременно возникает тогда, когда ставится вопрос о его профессиональной пригодности, работоспособности, прогнозируется динамика заболевания или его исход.
Цели функциональной диагностики у практически здоровых людей и спортсменов:
Оценка резервов и качества здоровья

Оценка текущего функционального состояния и адаптационных резервов Профессиональный отбор (космонавты, летчики, спасатели,
• работники силовых структур и др.)
Индивидуализация двигательного режима, выбор оптимальных
• нагрузок, построение индивидуальной программы тренировки
Определение и оценка физической работоспособности

Выявление ранних признаков физического перенапряжения и
• состояния перетренированности
Оценка эффективности индивидуальной оздоровительной
• программы
Основным функциональным исследованием организма спортсменов является определение и оценка ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ее кислородное обеспечение, а также соотношение аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.
В функциональной диагностике важное значение имеют функциональные пробы – это нагрузки, задаваемые обследуемому для определения функционального состояния и резервных возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом
С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, ЕЕ. Ачкасов
Общие требования, предъявляемые к функциональным
пробам
Они должны быть:
безопасны для здоровья специфичны для исследуемой системы адекватны возможностям исследуемой системы точно дозированы

Выделяют функциональные пробы для оценки состояния ССС,
ДС, ЦНС, ВНС, ОДС. По применяемым факторам различают:
Дыхательные пробы (с задержкой на вдохе, выдохе, с гипер-
• вентиляцией)
С переменой положения тела – ортостатическая, клиноорто-
• статическая
Физические нагрузки (динамические, статические)

Физические факторы (электростимуляция предсердий, холо-
• довая проба)
Психоэмоциональные

Фармакологические

В методическом пособии Врачебный контроль, подготовленном на кафедре ЛФК и ВК ММА им. ИМ. Сеченова в 2009 г, подробно изложена методика проведения и оценка дыхательных проб (Штанге,
Генчи), ортостатической пробы, пробы Мартине с ю приседаниями и определение типов реакции ССС на физическую нагрузку.
Пробы с физической нагрузкой или нагрузочные функциональные пробы классифицируют по) характеру выполнения физической нагрузки а) динамические,
б) статические) типу нагрузки а) бег, б) приседания, в) подскоки, г) нагрузка на велоэргометре, д) тредмиле;
Исследование и оценка функионального состояния спортсменов) интенсивности выполнения нагрузки а) максимальной интенсивности, б) субмаксимальной интенсивности, в) умеренной интенсивности
4) времени регистрации показателей а) рабочие, б) послерабочие;
5) степени сложности выполнения а) простые, б) сложные) комбинации видов нагрузки в пробе а) простые, б) комбинированные) по количеству подходов в пробе а) одномоментные (Мартине, ГЦОЛИФК – (в настоящее время
РГУФК),
б) двухмоментные (PWC
170
), в) многомоментные (проба Летунова);
8) по виду задаваемой нагрузки на велоэргометре (рис. 1
). Длительность ступени в модели нагрузки без интервалов отдыха на рис. в, г, как правило, 3 минуты. Это время, достаточное для достижения устойчивого состояния и стабилизации регистрируемых показателей. Мощность первой ступени и увеличение нагрузки на последующих ступенях определяется в зависимости от обследуемого контингента. Обычно для здоровых мужчин – это 50 Вт, для здоровых женщин – 25 Вт (также как и для кардиологических больных, для спортсменов – из расчета 1 Вт на кг массы тела.
Требования ВОЗ, предъявляемые к тестирующим
нагрузкам:
должны подлежать количественному измерению;
ȣ
точно воспроизводиться при повторных тестах;
ȣ
вовлекать в работу не менее 2/3 мышечной массы и обеспечивать максимальную интенсификацию работы физиологических систем;
быть простыми (исключать сложнокоординированные дви-
ȣ
жения);
обеспечивать возможность регистрации физиологических параметров вовремя теста.
С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, ЕЕ. Ачкасов а
б в
г д
Рис. 1. Модели нагрузки при велоэргометрии
Исследование и оценка функионального состояния спортсменов
Всем этим требованиям в полной мере отвечает ВЕЛОЭРГОМЕ-
ТРИЯ, (рис. 2
см. на вклейке) являющаяся по этой причине наиболее часто используемой и информативной нагрузочной пробой.
Велоэргометрия позволяет строго дозировать физическую нагрузку, оценивать выполненную работу количественно в ваттах (Вт) или
(кГм), регистрировать помимо ЧСС и АД электрокардиограмму.
Кабинет функциональной диагностики, где проводится исследование, должен быть оснащен дефибриллятором и набором средств для оказания неотложной помощи.
Велоэргометрическое тестирование проводят обычно впервой половине дня натощак или через 2–3 ч после еды. Желательно, чтобы за сутки до проведения исследования обследуемый не принимал лекарственных препаратов, оказывающих влияние на результаты пробы с физической нагрузкой нитратов пролонгированного действия, блокаторов β-адренорецепторов, антагонистов кальция, ингибиторов АПФ, сердечных гликозидов, мочегонных средств, некоторых противоаритмических препаратов. Цели проведения нагрузочной велоэргометрической пробыв кардиологии:

Верификация диагноза ИБС;

Оценка толерантности к физической нагрузке для определения функционального класса;
ȣ
для определения прогноза заболевания;
ȣ
для решения вопроса о ранней реабилитации у больных с
ȣ
ИМ;
для оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
ȣ
Подобные исследования у больных ИМ и нестабильной стенокар- дей могут осуществляться только в специально оснащенных блоках интенсивной терапии или кардиореанимационных отделениях при участии врачей-реаниматологов!!! Противопоказания к проведению велоэргометрии и тредмил-теста
Абсолютные:
1. Острый ИМ (или подозрение на ИМ.
2. Нестабильная стенокардия (НС.
С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, ЕЕ. Ачкасов
3. Сердечная недостаточность II–III стадии.
4. Дыхательная недостаточность II–III степени.
5. Острое нарушение мозгового кровообращения или хроническая дисциркуляторная недостаточность II–III степени.
6. Острые инфекционные заболевания, сопровождающиеся лихорадкой. Острый тромбофлебит. Относительные
1. Выраженная АГ (АД выше 200/100 мм рт. ст.
2. Тяжелые нарушения ритма и проводимости (АВ-блокада
II–III степени, мерцательная аритмия, пароксизмальные тахикардии.
3. Тахикардия неясного генеза (ЧСС выше 100 уд. в мин.
4. Стеноз устья аорты (клапанный, подклапанный).
5. Аневризмы сердца и сосудов.
6. Частые синкопальные состояния в анамнезе.
7. Неврологические и психические заболевания.
8. Заболевания опорно-двигательной системы и др. Критерии прекращения велоэргометрической пробы отказ от работы вследствие общей усталости жалобы на боли в области сердца, одышку, чувство нехватки воздуха появление резкой общей слабости (бледность, холодный пот возникновение выраженного головокружения, головной боли, тошноты, нарушений координации движений достижение максимальной или субмаксимальной возрастной
ȣ
ЧСС; горизонтальное или косонисходящее снижение (депрессия) сегмента RS–T на 1,0 мм подъем сегмента RS–T на 1,0 мм и более появление угрожающих нарушений ритма (частая ЖЭ, по-
ȣ
литопная ЖЭ, залповая ЖЭ, пароксизм суправентрикулярной или желудочковой тахикардии, пароксизм мерцательной аритмии);
возникновение АВ-блокады или блокады ножек пучка Гиса;
ȣ
Исследование и оценка функионального состояния спортсменов изменение комплекса QRS: углубление и увеличение продолжительности ранее существовавших зубцов Q, переход патологического зубца Q в комплекс QS; снижение АДД на 20 мм рт. ст подъем АДС до 220 мм рт. ст. и/или АДД до 110 мм рт. ст. и
ȣ
выше.
Новый материал
Важным функциональным исследованием организма спортсменов является определение и оценка физической работоспособности
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом