Главная страница
qrcode

Вода. Учебное пособие для студентов медицинского университета самара 2002 удк 612. 02


НазваниеУчебное пособие для студентов медицинского университета самара 2002 удк 612. 02
АнкорВода.doc
Дата12.08.2018
Размер0.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВода.doc
ТипУчебное пособие
#44207
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7






САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

О.С. СЕРГЕЕВ, Л.И. УКСУСОВА

ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов медицинского университета

САМАРА 2002

+

УДК 612. 02
О.С. Сергеев, Л.И. Уксусова. Общая патофизиология. Типовые патологические процессы Патофизиология водно-электролитного обмена. Учебное пособие. Самара, 2002. 65 с. Библ. 10. Табл. 17. Схем 6. Рис. 10.

В «Учебном пособии», составленном на базе курса лекций по патофизиологии, в расши­ренном варианте представлен теоретический блок информации по типовому патологическому процессу, касающемуся водно-электролитного баланса., а также основанные на нем тестовые задания с эталонными ответами. В теоретическом блоке последовательно излагаются вопросы этиологии, патогенеза общих и локальных нарушений водного баланса и сопутствующих изменений электролитов. Материалы предназначены студентам высших медицинских учебных заведений, могут оказаться полезными ординаторам, аспирантам, преподавателям и врачам различных специальностей, медицинским работникам и биологам. В создании пособия принимали участие сотрудники кафедра патофизиологии Э.И. Вигушина и Т.И. Челпанова.
Рецензенты – доктор медицинских наук профессор В.В. Симерзин, доцент Е.Ф. Стебихова.
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим отделом СамГМУ

@ Самарский государственный

медицинский университет

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Предисловие

I. Общая характеристика водно-электролитного обмена……………………………3

II. Дизгидрии……………………………………………………………………………

II. 1. Гипогидратации ………………………………………………………….

II. 1. 1. Гиперосмолярная гипогидратация ……………………………

II. 1. 2. Изоосмолярная гипогидратация ………………………………

II. 1. 3. Гипоосмолярная гипогидратация ……………………………..

II. 2. Гипергидратации …………………………………………………………

II. 2. 1. Изоосмолярная гипергидратация …………………………

II. 2. 2. Гипоосмолярная гипергидратация…………………………….

II. 2. 3. Гиперосмолярная гипергидратация……………………………

III. Отеки…………………………………………………………………………………

IV. Нарушение электролитного баланса ………………………………………………

IV. 1. Нарушения баланса натрия ………………………………………………

IV. 2. Нарушение баланса калия ………………………………………………..

V. Нарушение минерального баланса …………………………………………………

V. 1. Нарушение баланса микроэлементов ……………………………………

VI. Резюме

VII. Ситуационные задачи по теме «Патофизиология

водно-электролитного обмена» …………………………………………………

VIII. Тестовые задания по теме «Патофизиология водно-электролитного

обмена»……………………………………………………………………………

VIII. 1. Эталоны ответов на тестовые задания …………………………………

Литература ………………………………………………………………………………

П Р Е Д И С Л О В И Е



Учебно-методическое пособие «Патофизиология водно-электролитного обмена» предназначено главным образом студентам второго и третьего курсов медицинского и медико-био­логического факультетов, но могут быть полезны ординаторам, субординаторам, врачам-ге­матологам и аспирантам, так как охватывают материал не только теоретического, но и клинического характера. Практически в «Учебном пособии» представлены сведения по основным нарушениям водного и электролитного обмена – дизгидриям, отекам, изменениям электролитного баланса.

Основное назначение материалов «Учебного пособия» - помочь студентам, обучаю­щимся, экзаменующимся и занимающимся самостоятельно объективно оценить уровень соб­ственных знаний по патологии системы крови. В теоретическом блоке можно найти эталоны ответов на 94 тестовых заданий. Среди предложенных в каждом тестовом задании эта­лонных ответов даются не только положительные и отрицательные, но и ложноотрицательные сведения. Тем не менее, значительная их часть несет правильную информацию, однако, поскольку она запрограммирована в форме вопроса, у читателя всегда возникает некоторая доля сомнения в правильности выбранного им ответа.

Для корректного ответа на поставленные вопросы требуется настойчивая и кропотливая работа, ибо при кажущейся простоте выбрать среди однотипных именно «тот самый ответ» представляется не легкой задачей. Механически же заучить ответы на все тестовые задания в виде буквенных и цифровых выражений практически невозможно. Однако определенный запас теоретических знаний по общим типовым патологическим процессам заметно облегчает поиск правильного ответа и успешное завершение задачи в целом.

Составляя «Учебное пособие», мы исходили из того, что при освоении значительных объемов информации студент или слушатель не всегда может отделить «зерна от плевел», главное от второстепенного. Поэтому методическое пособие должно обеспечить глубокое осмысливание знаний, почерпнутых из лекционного курса, учебников и учебных пособий, в том числе из теоретического блока настоящей книги. С этой целью ответы на многие вопросы патофизиологии даны в форме положений, охватывающих различные стороны этиологии и патогенеза патологических процессов в целом и отдельных их сторон.

Итоговая оценка по тестовому контролю определяется по общепринятым в педагогике критериям. «Удовлетворительно» ставится в том случае, если экзаменуемый, отвечая на по­ставленные вопросы, «набрал» из предложенного стандартного объема ответов более 66% (практически 70%) всей заложенной в них информации. Если этот объем составил менее 66% (практически менее 60%) – «неудовлетворительно», а более 80% - «хорошо» и «отлично» (более 90%).

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА.

Обмен воды в организме определяется степенью сбалансированности ее поступления и выделения. Суточная потребность организма в жидкости зависит от многих факторов: массы тела, веса, возраста, характера и условий трудовой деятельности, температурного режима жизни и т.п. Обычная суточная потребность человека в воде колеблется в широких пределах 1–3 л, но в большинстве своем составляет величину близкую к 2,5 л (данные таблицы 1). Этот объем складывается из жидкости, входящей в состав пищи (около 1 л), питья (около 1,5 л) и оксидационной влаги – эндогенной воды, образующейся в процессе окислительного метаболизма, особенно в ходе превращения жира (около 300-400 мл).

Избыток воды выводится почками (около 1, 5 л), что приблизительно соответствует объему выпиваемой жидкости, потом, путем испарения влаги с поверхности кожи (0,4-0,6 л) и легких (0,5-0,7 л), калом (0,05-0,1 л). Нормальные суточные показатели неощутимых водных потерь при дыхании и с поверхности кожи потом у взрослых составляет около 15 мл/кг массы тела, что соответствует примерно 1 л. У новорожденных аналогичные потери жидкости более значительны, достигая 50 мл/кг массы; минимальное количество воды, обеспечивающее водно-электролитный баланс, составляет 1,5 л. Ежедневный обмен внеклеточной жидкости у новорожденных достигает 50%, а у взрослых – только 15%.

Общее содержание воды в организме. Суммарный объем жидкости в организме взрослого человека составляет 45–60% от массы тела (30-45 л) – у мужчин 60%, у женщин 50% (данные таблицы 2). При ожирении количество воды уменьшается до 50% и 42%, соответственно. Жировая ткано содержит приблизительно 30% воды, обезжиренная масса – 72-73%. При пониженном питании объем жидкости в тканях увеличивается: у мужчин – до 70%, у женщин – до 60%, а по мере старения общее количество воды уменьшается до 40-50%. У новорожденных общее количество воды составляет 80% от массы тела (данные таблицы 3).

Большая часть всей жидкости, то есть примерно 2/3 от 30-45 л, 20-30 л находится внутри клетки – так называемое внутриклеточное водное пространство; 1/3 (то есть 10-15 л) – вне клеток, так называемое внешнее пространство, или сектор, или отсек.

Внешнее водное пространство – это жидкость, окружающая клетки, объем и состав которой поддерживается с помощью регулирующих механизмов. Основным катионом внеклеточной жидкости является , основным анионом - . Именно хлориду натрия принадлежит главная роль в поддержании осмотического давления и объема жидкости данного сектора. Общее количество внеклеточной жидкости занимает объем, близкий к 20% от массы тела.

Внеклеточное пространство включает в себя: 1) внутрисосудистый водный сектор – плазма, объем 4-5% от массы тела; 2) интерстициальный сектор – межтканевая жидкость (интерстициальная жидкость отличается от плазмы значительно меньшим содержанием белка); 3) трансцеллюлярный сектор – влага, находящаяся в полостях организма: спинно-мозговая жидкость, пищеварительные соки желудочно-кишечного тракта и т.п.(1-2% от массы тела).

Плазма. Для понимания механизма обмена веществ на уровне микроциркуляторного русла необходимо напомнить физико-химические свойства плазмы. Плазма крови представляет собой сложный раствор, содержащий ионы (,, , и др.), молекулы неэлектролитов (мочевина, глюкоза и др.), и протеины. Осмотическое давление плазмы равно сумме осмотических давлений содержащихся в них ингредиентов, в первую очередь, хлорид натрия, бикарбонаты и др. Осмотическую концентрацию выражают термином осмолярности, величина которой равна 285-300 ммоль/л. 50% осмотического давления плазмы создается ионами и 33% - . В норме осмотическое давление плазмы достигает величины, близкой к 5750 мм рт. ст. (7,6 атм.).

Таблица 1.

Нормальный водный баланс (мужчина 70 кг).


(+) Дневное поступление, мл

(-) Дневные потери, мл

Питье


1400–1800

Моча

1400–1800

Вода в пище

700–1000

Кал

100

Эндогенная вода

300–400

Кожа

300–500







Легкие

600–800

ВСЕГО

2400–3200




2400–3200
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом