Главная страница
qrcode

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений


НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений
АнкорСмирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность.doc
Дата13.10.2017
Размер7.72 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСмирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая
ТипУчебное пособие
#23134
страница29 из 29
Каталог
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

Работа 2.17. Автоматический анализ показателей сердечно-сосудистой системы на разных стадиях образования двигательного навыка



Для работы необходимы: электрокардиограф, компьютер, имеющий двухпрограммный режим работы, испытуемые. Один режим работы предназначен для автоматического измерения кардиоинтервалов (КИ) и вычисления статистических показателей: среднего значения КИ и дисперсии; другой – для измерения и вычисления статистических показателей скрытого периода двигательной реакции оператора во время его слежения за появлением сигналов на экране. Сигналы на экране дисплея генерируются со случайными интервалами с частотой 1 – 5 в 1 с.

При научении необходимым условием освоения любого навыка является внимание человека. Характерными признаками внимания являются урежение пульса, уменьшение его вариабельности, позволившие использовать в качестве одного из показателей функциональной активности величину КИ. В качестве меры освоения навыка может служить укорочение латентного периода реакции, которое в норме составляет 100 – 500 мс.

Ход работы. Работа начинается с ознакомления с клавиатурой пульта и изучения инструкции по работе на компьютере. В качестве испытуемых выступают студенты. Запись электрокардиограммы производят в I отведении. При появлении зрительных сигналов необходимо как можно быстрее нажать кнопку «пуск». Оценкой работы служит среднее время реакции.

Через каждые 15 предъявлений сигнала строят графики и результаты расчета статистических показателей латентного периода реакции и КИ. Всего предъявляется 40 – 50 дискретных сигналов.

Рекомендации к оформлению работы. Вклейте в тетрадь графики и таблицу со значениями статистических показателей латентного периода и КИ. Сравните и опишите изменения показателей на разных стадиях обучения.

Работа 2.18. Анализ скорости обучения оператора в детерминированных средах



Для работы необходимы: компьютер, программа, включающая подпрограммы: 1) датчика псевдослучайных чисел; 2) генерации последовательности букв (от 4 до 8 букв в последовательности); 3) измерения скрытого периода реакции (периода времени между моментами генерации сигнала и нажатия оператора на клавишу); 4) сравнения генерируемой буквы с буквой нажимаемой клавиши и вычислений количества ошибок при их несовпадении; 5) вычислений среднего значения и дисперсии (5) скрытого периода реакции (Т), оцениваемого по общему числу предъявленных сигналов, среднего значения и дисперсии скрытого периода реакции для каждой буквы в отдельности (Тт); 6) печати показателей обучения N, Т, ; испытуемые.

Первым этапом любого поведенческого акта является анализ многочисленной информации, на основании которого принимается решение и предсказываются параметры результата предстоящего действия. Аналогом детерминированной среды, в которой проводится обучение, может служить модель анализа детерминированной последовательности сигналов – букв типа К Б З К Б.

При многократном повторении последовательности у оператора может подсознательно сформироваться ее модель.

Задача состоит в слежении за сигналами на экране компьютера, при появлении каждого из которых необходимо как можно быстрее нажать соответствующую клавишу. Мерой обучения оператора может служить среднее время латентного периода двигательной реакции и количество шагов обучения N: Т = где Т – среднее время латентного периода реакции, ti – время латентного периода реакции при i-м появлении сигнала; т – число букв, используемых в последовательности.

Количество шагов обучения N определяется числом предъявленных последовательностей в процессе обучения.

Ход работы. На компьютере работает каждый студент. Необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией работы (инструкция выводится на экран). При появлении на экране любой буквы необходимо как можно быстрее нажать соответствующую клавишу. Обучение производится до тех пор, пока не сформируется модель (динамический стереотип) всей последовательности букв.

Рекомендации к оформлению работы. 1. Вклейте в тетрадь таблицу со значениями показателей обучения N, Т, , ti. 2. Сравните средние значения латентного периода реакции на каждую из букв Тт со средним значением латентного периода реакции Т покритерию Стьюдента. 3. Определите, имеется ли значительное увеличение латентного периода реакции на какую-либо одну букву или ряд букв по сравнению со средним значением Т.

Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти



Для работы необходимы: компьютер, программа, включающая 2 подпрограммы: «анкетные данные» (программа 1) и «анализ продуктивности кратковременного запоминания» (программа 2); испытуемый.

Основой кратковременной памяти являются электрофизиологические процессы. Кратковременная память обеспечивает запечатление только ограниченной части поступающей из внешней среды информации, имеет индивидуальные особенности. Произвольное воспроизведение запечатленной информации осуществляется при включении внимания и требует умственных усилий. Эти усилия тем более значительны, чем больше количество информации необходимо воспроизвести.

Ход работы. Вводят в компьютер анкетные данные. Вначале на экран дисплея выводят 2 двузначных числа. Их необходимо запомнить, воспроизвести и ввести в компьютер, нажав на соответствующие клавиши пульта. На каждом следующем этапе добавляют одно число. Как только при воспроизведении чисел допускается ошибка, вывод чисел на экран прекращают и испытуемому сообщают максимальную последовательность чисел, характеризующую объем кратковременного запоминания. Затем весь процесс повторяют, но время, отводимое на восприятие информации, уменьшают.

Рекомендации к оформлению работы. Результаты работы вклейте в тетрадь протоколов. Отметьте, в какой мере они соответствуют вашим представлениям о ваших возможностях кратковременного запоминания.

Вопрос: произошли ли изменения объема воспроизводимой информации при уменьшении времени действия сигнала?

Рекомендуемая литература



1. АгаджанянА.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб., 1998.

2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 1991.

3. Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. – Л., 1976.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991.

5. Губарь А.В., Косицкий Г.И. и др. Руководство к практическим занятиям по курсу нормальной физиологии. – М., 1963.

6. Данилова И.И., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д, 1999.

7. Дегтярев В.П. Системные механизмы боли. – М., 1998.

8. Косицкий Г.И., Полянцев В.А. Руководство к практическим занятиям по физиологии. – М., 1988.

9. Косицкий Г.И. Лекции по клинической физиологии. – М., 1974.

10. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998. -Т. 2.

11. Правдивцев В.А., Ясенев В.В., Козлов С.Б. и др. Основы системных механизмов высшей нервной деятельности. – Смоленск, 1997.

12. Смирнов В.М. Физиология человека. – М., 2001.

13. Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К. В. Судакова. – М., 2000.

14. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. – СПб., 1994. – Т. 2.

15. Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. – М., 1984.

16. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., 1977.

17. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М., 1990.

Содержание




Предисловие 3

Часть I. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА 3

Общие положения 3

Этапы процесса анализа и синтеза 5

Структурно-функциональная характеристика коры большого мозга 6

Локализация функций в коре большого мозга 8

Часть II. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ 12

Глава 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ 12

1.1. Понятия 12

1.2. Классификация анализаторов 13

1.3. Структурно-функциональная организация анализаторов 14

1.4. Свойства анализаторов 16

1.5. Кодирование информации в анализаторах 18

1.6. Регуляция деятельности сенсорных систем 20

Глава 2. Анализаторы 21

2.1. Зрительный анализатор 21

2.1.1. Структурно-функциональная характеристика 22

2.1.2. Механизмы, обеспечивающие ясное видение в различных условиях 27

2.1.3. Цветовое зрение, зрительные контрасты и последовательные образы 31

2.2. Слуховой анализатор 33

2.2.1. Структурно-функциональная характеристика 33

2.2.2. Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука 35

2.3. Вестибулярный и двигательный (кинестетический) анализаторы 38

2.3.1. Вестибулярный анализатор 38

2.3.2. Двигательный (кинестетический) анализатор 40

2.4. Внутренние (висцеральные) анализаторы 41

2.5. Кожные анализаторы 42

2.5.1. Температурный анализатор 42

2.5.2. Тактильный анализатор 43

2.6. Вкусовой и обонятельный анализаторы 44

2.6.1. Вкусовой анализатор 44

2.6.2. Обонятельный анализатор 46

2.7. Болевой анализатор 49

2.7.1. Структурно-функциональная характеристика 49

2.7.2. Виды боли и методы ее исследования 50

2.7.3. Обезболивающая (антиноцицептивная) система 52

Глава 3. Системный механизм восприятия 55

Часть III. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 63

Глава 4. История. Методы исследования 63

4.1. Развитие концепции рефлекса. Нервизм и нервный центр 63

4.2. Развитие представлений о ВНД 65

4.3. Методы исследования ВНД 67

Глава 5. Формы поведения организма и память 72

5.1. Врожденные формы деятельности организма 72

5.2. Приобретенные формы поведения (научение) 77

5.2.1. Характеристика условных рефлексов 77

5.2.2. Классификация условных рефлексов 78

5.2.3. Пластичность нервной ткани 80

5.2.4. Стадии и механизм образования условных рефлексов 82

5.2.5. Торможение условных рефлексов 85

5.2.6. Формы научения 87

5.3. Память* 92

5.3.1. Общая характеристика 92

5.3.2. Кратковременная и промежуточная память 93

5.3.3. Долговременная память 94

5.3.4. Роль отдельных структур мозга в формировании памяти 100

Глава 6. Типы ВНД и темперамент в структуре индивидуальности 102

6.1. Основные типы ВНД животных и человека 102

6.2. Типологические варианты личности детей 104

6.3. Основные положения по формированию типа ВИД и темперамента индивидуальности 105

6.4. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе 108

6.5. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани 109

6.6. Роль генотипа и среды в формировании личности 109

Глава 7. Потребности, мотивации, эмоции 113

7.1. Потребности 113

7.2. Мотивации 114

7.3. Эмоции (чувства) 120

Глава 8. Психическая деятельность 125

8.1. Виды психической деятельности 125

8.2. Электрофизиологические корреляты психической деятельности 127

8.2.1. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма 127

8.2.2. Психическая деятельность и вызванные потенциалы 128

8.3. Особенности психической деятельности человека 129

8.3.1. Деятельность и мышление человека 129

8.3.2. Вторая сигнальная система 130

8.3.3. Развитие речи в онтогенезе 131

8.3.4. Латерализация функций 134

8.3.5. Социально-детерминированное сознание* 135

8.3.6. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга 136

Глава 9. Функциональное состояние организма 137

9.1. Понятия и нейроанатомия функционального состояния организма 137

9.2. Бодрствование и сон. Сновидения 140

9.2.1. Сон и сновидения, оценка глубины сна, значение сна 140

9.2.2. Механизмы бодрствования и сна 144

9.3. Гипноз 146

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ 147

10.1. Уровни интегративной деятельности мозга 147

10.2. Концептуальная рефлекторная дуга 148

10.3. Функциональная система поведенческого акта 149

10.4. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта 151

10.5. Активность нейронов и поведение 152

10.6. Механизмы управления движением 153

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИОЛОГИИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 158

1. Физиология сенсорных систем* 158

Работа 1.1. Определение поля зрения 158

Работа 1.2. Определение остроты зрения 159

Работа 1.3. Аккомодация глаза 160

Работа 1.4. Слепое пятно (опыт Мариотта) 160

Работа 1.5. Исследование цветового зрения 160

Работа 1.6. Определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) 161

Работа 1.7. Стереоскопическое зрение. Диспарантность 161

Работа 1.8. Исследование слуховой чувствительности к чистым тонам у человека (тональная аудиометрия) 161

Работа 1.9. Исследование костной и воздушной проводимости звука 162

Работа 1.10. Бинауральный слух 163

Работа 1.11. Эстезиометрия кожи 163

Работа 1.12. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия) 164

Работа 1.13. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи 164

Работа 1.14. Термоэстезиометрия кожи 165

Работа 1.15. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия) 166

Работа 1.16. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека 167

Работа 1.17. Определение порогов различения 168

2. Высшая нервная деятельность 169

Работа 2.1. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок у человека 169

Работа 2.2. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека 170

Работа 2.3. Исследование биоэлектрической активности коры большого мозга – электроэнцефалография 171

Работа 2.4. Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека 172

Работа 2.5. Связь реактивности с личностными чертами – экстраверсией, интроверсией и нейротизмом 173

Работа 2.6. Роль словесных раздражителей в возникновении эмоций 173

Работа 2.7. Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека 174

Работа 2.8. Изменение параметров вызванного потенциала (ВП) на вспышку света 175

Работа 2.9. Отражение семантики зрительного образа в структуре вызванных потенциалов 175

Работа 2.10. Влияние цели на результат деятельности 176

Работа 2.11. Влияние обстановочной афферентации на результат деятельности 177

Работа 2.12. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания 178

Работа 2.13. Оценка трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания 178

Работа 2.14. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности 180

Работа 2.15. Влияние умственного труда на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы 180

Работа 2.16. Роль обратной афферентации в оптимизации режима деятельности оператора у компьютера 181

Работа 2.17. Автоматический анализ показателей сердечно-сосудистой системы на разных стадиях образования двигательного навыка 181

Работа 2.18. Анализ скорости обучения оператора в детерминированных средах 182

Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти 182

Рекомендуемая литература 183






1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

перейти в каталог файлов


связь с админом