Главная страница
qrcode

Учись учиться


НазваниеУчись учиться
Дата28.07.2020
Размер0.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБайкова Л.А. Учись учиться. 2-е изд..pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#70332
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Л.А. Байкова
А.И. Самошин
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
Учебно-методическое пособие
Рязань 2011

2
ББК
Б18
88.8я73
Б18
Печатается по решению редакционно-издательского совета Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени
С.А. Есенина» в соответствии с планом изданий на 2011 год.
Рецензенты: Л.К. Гребенкина, д-р пед. наук, проф.
П.В. Горностаев, д-р пед. наук, проф. (г. Коломна, КГПИ)
Научный редактор Н.А. Фомина, д-р психол. наук, проф.
Байкова Л.А.
Учись учиться : учебно-методическое пособие / Л.А. Байкова,
А.И. Самошин ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-е изд. — Рязань, 2011. — 108 с.
ISBN 5-88006-692-6
Цель пособия — помочь студентам и старшеклассникам учиться с интересом и удовольствием. В увлекательной форме авторы книги посвящают молодого читателя в психологические тайны продуктивной учебнопознавательной деятельности, дают рекомендации по самопознанию и поиску оптимальных для каждого способов овладения новым знанием. Учебно-методическое пособие поможет студентам использовать психологические знания в сфере саморазвития и самосовершенствования; соединение теоретических знаний с практикой самообразования будет способствовать формированию психологической культуры будущего специалиста.
Книга будет полезна широкому кругу читателей: старшеклассникам, студентам, молодым педагогам, студентам-практикантам, классным руководителям, организующим активные формы воспитательной работы по овладению учащимися секретами самообразования, преподавателям вузов.
самообразование, субъектная позиция, мотивация, научная органи-
зация труда.
ББК 88.8я73
© Байкова Л.А., Самошин А.И., 2011
© Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет
ISBN 978-5-88006-692-6 имени C.А. Есенина», 2010

3
О
Т АВТОРОВ
Сколько времени потребовалось человечеству, чтобы научиться пользоваться огнем, изобрести колесо, придумать алфавит, который теперь дети изучают в первом классе? А сколько времени потратило человечество, чтобы изобрести числа и такую науку, как арифметика? Ответ прост — тысячелетия. В далеком средневековье любое арифметическое действие, например деление или умножение, считалось настолько трудным, что далеко не всякий университет мог обучать этой премудрости. А вы попробуйте это сделать, если вместо цифр стоят буквы.
В наше время открытия и изобретения стали обычным явлением. Так, двигатель внутреннего сгорания, атомная энергия, антибиотики, спутники, компьютеры еще недавно были неизвестны человечеству, а теперь о них знает каждый школьник. Сегодня мы отчетливо осознаем, что живем в непрерывно развивающемся мире. Одних только патентов ежегодно поступает около 250 тысяч, печатается более 400 тысяч книг и 4 миллиона журнальных статей.
Жизнь идет вперед очень быстро и предъявляет к каждому человеку все более высокие требования. Многим жителям планеты чтение сайтов Интернет заменяет чтение книг и журнальных статей. Интернет является инструментом, с помощью которого можно получить доступ к любой информации со всего мира.
Образование, полученное в школе или университете, — это лишь основа для самообразования. А. Дистервег писал, что ум человека нельзя наполнить знаниями. Он сам должен схватить и усвоить их. Овладеть знаниями может человек лишь посредством своей собственной деятельности. Наличие диплома — не гарантия нашей образованности. Почему? Ответ на этот вопрос дали

4 психологи. Оказывается, окончивший школу, техникум, институт через год помнит из того, что изучал, только 60—70 %, а через два года — всего 50 %. Испаряются наши знания «как сон, как утренний туман», если их не подкреплять, если перестать заниматься. Вот почему И.С. Тургенев писал в свое время: «будь ты хоть семи пядей во лбу, а учись, учись».
Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо серьезно и систематически заниматься. Жизнь требует постоянного пополнения знаний, приобретения и совершенствования новых навыков и умений. Сегодня объем знаний удваивается каждое десятилетие, а в прикладных науках — через каждые пять лет. Сведения об информационных и коммуникационных технологиях полностью обновляются каждый год. Так что специалист может
«постареть» за это время, хотя он и обладает базисными знаниями, но не работает самостоятельно, не повышает свой уровень.
А самый лучший путь к «вечной молодости» — самообразование.
Вопрос лишь в том, как это делать наиболее рационально и эффективно, как овладеть культурой и необходимыми навыками этой работы. Обучаясь в вузе, нельзя пользоваться теми же методами, что и в школе. Здесь на первое место выходит самостоятельность. Но как учиться самостоятельно? Вот здесь-то и нужна помощь. Как противопоставить обычному «авось» точный характер работы? Вместо «кое-как» — хорошо продуманный план?
Как заменить «когда-нибудь» точными календарными сроками?
Самостоятельная работа студента должна быть систематичной, планомерной и целенаправленной.
Был проведен эксперимент: одной части студентов давали инструкции, как учиться, а потом сравнивали с другой частью, которая таких инструкций не получала. Первая группа показала на сессии результат на 58 % выше, чем вторая. В одном из учебных заведений для первокурсников, которые плохо учились, ввели трехнедельный курс «Как надо заниматься», и это сразу подняло уровень их успеваемости до уровня среднего студента и выше.
Восточная поговорка гласит: «Дай человеку одну рыбу и он будет сыт один день, дай ему две рыбы — он будет сыт два дня, а научи человека ловить рыбу — он будет сыт всю жизнь».
Научитесь учиться и вы сэкономите не только время, но и повы-

5 сите производительность труда, а ваши знания обретут прочность, мышление — ясность, а внимание — устойчивость. Но самое главное, вы приобретете полезные знания и навыки на всю жизнь.
Вопросы самообразования можно рассматривать через призму законов психологии и педагогики. Один из этих законов отражает зависимость успешности обучения и воспитания от субъектной позиции студента (ученика). Субъектная позиция означает способность, желание и готовность человека заниматься познанием окружающей действительности и самого себя.
Знание законов обеспечивает успех. Каким образом? Представьте себе, что вам нужно сдвинуть с места огромный камень.
Если вы сильны, то справитесь, а если нет? Зато вы знаете закон рычага. Теперь с помощью обыкновенной палки легко сдвигаете этот камень. Кто двигал камень голыми руками, тот затратил много энергии. Вы сделали это экономно и разумно. Вот почему так важно уметь учиться, то есть экономично и разумно расходовать свои силы и получать хорошие результаты, самостоятельно строить стратегию своего обучения вне зависимости от преподавателя или структуры курса. Сейчас во всех учебных заведениях осуществляется переход от экстенсивных к интенсивным методам образования, то есть усиливается акцент на самостоятельную работу учащихся. Но процесс обучения и самообразования должен организовываться на основе правил научной организации труда. Только в этом случае можно сэкономить время и силы, сохранить здоровье, материальные ресурсы.
Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы работаете, ответьте на следующие вопросы:
1. Находите ли вы время на все, что хотите сделать?
2. Не испытываете ли вы цейтнот, когда работаете?
3. Не является ли этот цейтнот результатом плохого планирования работы или неэффективности методов обучения?
4. Занимаетесь ли вы иногда без видимых результатов?
5. Не затрачиваете ли вы на некоторые занятия больше времени, чем требуется?

6 6. Не занимаетесь ли вы при одних условиях более эффективно, чем при других? Знаете ли вы причину этих различий и возможности их использования?
7. Растрачиваете ли вы иногда время по пустякам, ничего не делая стоящего, интересного или результативного?
8. Меняете ли вы свои методы обучения в зависимости от предметов?
9. Удовлетворены ли вы своими успехами в учебе?
10. Знаете ли вы как увеличить эффективность обучения и исправить качество своей работы?
11. Успеваете ли вы сделать все, что запланировано?
Цель этой книги — помочь всем, кто хочет научиться заниматься самостоятельно, облегчить поиск рациональных путей и способов приобретения знаний, помочь преодолеть «информационный взрыв», стать субъектом своей жизни, образования, т.к. необходимость в этом велика.

7
К
АК МЫ УЧИМСЯ
Попробуйте сравнить себя с тем, каким вы были год-два назад.
Без сомнения, вы заметите много изменений. И дело не в том, что вы похудели или пополнели. Вы изменились не только физически.
За это время вы приобрели определенный жизненный опыт, стали больше знать, усовершенствовали какие-то навыки и, наоборот, утратили старые. Возможно, что вы научились лучше разбираться в чертежах, активнее выступать на собраниях, стали хорошо водить машину или работать на компьютере, у вас появились новые желания, вам стало нравиться то, что раньше не нравилось. Все это говорит о том, что произошли изменения в вашей обученности. Но из этого не следует, что любой опыт приносит качественный результат и изменения в личности. Если мы ежедневно делаем что-то одно и то же, то не развиваемся. Саморазвитие происходит тогда, когда ситуация отличается от той, к которой мы привыкли, и посредством того, что мы делаем в таком случае. Это означает, что мы обучаемся только тогда, когда лично вовлечены в какую-то деятельность, когда преодолеваем определенные трудности.
Образование — активный процесс, который длится всю жизнь. На основе знаний вы выбираете себе друзей, книги, одежду, профессию. Обучение в процессе образования всегда индивидуально. Какой бы одинаковой ни казалась ситуация для двух обучающихся, каждый учится согласно своим способностям, потребностям, интересам, целям, мотивам и прошлому опыту.
Научение происходит как непроизвольно, то есть без участия с вашей стороны, так и произвольно, то есть в результате вашего сознательного и упорного труда. Так, страх темноты был не результатом ваших усилий, а случился помимо вашей воли. Этот процесс ненамеренного научения называется условным и впервые был описан И.П. Павловым. Как он происходит?
Допустим, ребенок хочет погладить кролика. Но как только он дотрагивается до него, звучит громкий сигнал. Ребенок, естественно, пугается громкого звука. Если мы повторим это несколько раз, то он научится бояться кролика. Рефлекс замкнется, и ребенок будет показывать чувство страха при одном виде животного.

8
Если человек боится темноты, собак или змей, он может не знать, как произошло это научение. Все, что связано с нашими чувствами, заучивается благодаря условным рефлексам, без осознания. Иногда условный рефлекс может замыкаться на самых неожиданных вещах. Так, Шиллер во время приступа творчества обязательно клал на столе гнилые яблоки, писатель Золя привязывал себя к стулу, Монтескье надевал свежие манжеты, перед тем как сесть писать. Эти необычные действия настраивали их на творческую работу. Таких примеров можно привести множество.
Некоторые люди приходят с работы, берут газету, ложатся на диван и, прочитав несколько строк, засыпают. Газета действует в этом случае лучше снотворного. Срабатывает условный рефлекс. Поэтому очень важно понимать и контролировать проявление условных рефлексов, так как они оказывают либо положительное, либо негативное влияние на процесс обучения.
Чем больше мы готовы обучаться, тем успешней идет образовательный процесс. Некоторые психологи говорят о том, что готовность и желание учиться важнее способностей. Кроме того, знания и умения, которые требуются для организации учебной деятельности, являются важным условием успеха в профессиональной деятельности.
Без специальных знаний и умений организации интеллектуальной деятельности учение идет неэффективно. Предположим, вам необходимо решить математическую задачу. Вы пробуете один способ — не получается. Пробуете другой… И так до тех пор, пока не решите. Этот тип поиска идет путем проб и ошибок.
Посадите голодного кота в клетку, а чашку с молоком поставьте за клеткой. Он сразу рванется на прутья, пытаясь пролезть через любое отверстие, будет царапать, кусать прутья, бросаться из стороны в сторону, пока не нажмет случайно рычаг, которым открывается дверь. Посадите его снова. И снова он повторит все свои манипуляции, пока не добьется успеха. Постепенно кот усвоит то действие, которое открывает ему дверь. Теперь, после 15—20 попыток, он будет сразу нажимать на рычаг, когда его посадят в клетку. В данном случае кот усваивает связь между определенным объектом и его целью — блюдечком с молоком. Метод проб и ошибок трудоемок. Такой способ применяли алхимики, когда смешивали наудачу различные вещества. Несколько столетий неутомимо трудились они и дали

9 очень мало нашей науке. Современный химик, вооруженный гипотезой, может открыть больше полезных фактов, чем это сделали все алхимики за все свое существование.
В жизни все же часто приходится пользоваться методом проб и ошибок. Допустим, что вам нужно открыть ключом замок двери.
Ключей у вас целая связка. Вы берете последовательно ключ за ключом, пока не найдете нужный. Если у вас не заводится автомобиль и вы не знаете почему, то смотрите: есть ли бензин, есть ли искра, действует ли топливный насос, пока не найдете причины.
Многие ответы в жизни мы находим именно этим методом.
Необходимо пробовать, чтобы научиться. В этом смысле многое в нашем опыте взято путем проб и ошибок. Но этот метод неэкономичен там, где можно применить другие методы. Даже само количество проб и ошибок можно значительно уменьшить, если поразмышлять. Для этого думающий человек выдвигает гипотезу, предположение, каким способом можно решить данную проблему.
Ботаник Пфеффер заметил, что споры мужских цветов двигаются в воде и всегда находят женские цветы. Как они их находят? Очевидно, женские цветы выделяют какое-то вещество и оно служит путеводной нитью. Но что это за вещество? Может быть провести химический анализ цветов? Но это очень сложно, потребуются годы. Если же пробовать различные известные вещества, то можно натолкнуться на нужное? Но таких веществ тысячи. Всей жизни может не хватить. Тогда ученый берет все сто препаратов с верхней полки и смешивает их. Если среди них есть искомое, то споры начнут двигаться. Никакого движения. Он смешивает препараты со второй, потом с третьей, четвертой полки — нет результата. И, наконец, на пятой полке оказалось нужное вещество. Но как его найти? Ведь в смеси сто препаратов.
Пфеффер поступает очень просто — делит эту сотню пополам.
В первой половине ничего, а во второй — результат налицо. И он снова делит эти препараты на две половины, пока не находит желанную цель. В данном примере ботаник действовал путем метода проб и ошибок. Но это был не слепой перебор вариантов, а следование определенной системе.
Наше обучение часто идет через ассоциацию, т.е. через новые связи между стимулами и реакциями. Идея ассоциации лежит близко к идее условного рефлекса. Одним из самых общих методов в этом случае — ассоциировать неизвестное с извест-

10 ным. Это тот самый момент, когда мы говорим: «Дайте, я посмотрю, на что это похоже». Затем сравниваете, ассоциируете неизвестное с чем-то известным. Например, объясняя, что такое
«персик», учитель сравнивает его с яблоком по размеру, цвету, очертанию. Это ассоциация по подобию. У нас проявляются тенденции ассоциировать вещи по контрасту (ночь — день), по пространству (луна — звезды).
Наше обучение часто происходит через конструирование и реконструкцию. Согласно этой точке зрения обучение происходит, когда воспринимаются новые детали, которые подходят к тому, что мы знаем. Когда мы понимаем значение чего-то, когда мы складываем «два и два», то осознаем причину и следствие.
Тогда наш ум конструирует и реконструирует все, что входит в него и из чего получается смысл.
Наше обучение начинается со дня рождения и длится всю жизнь. Как говорится в пословице, «век живи, век учись», а каким ты станешь, будет зависеть от того, как ты учишься. Вы читаете газеты, слушаете радио, смотрите ТВ, путешествуете по
Интернету, беседуете с другими людьми и узнаете от них что-то новое. Вы узнаете лучше себя, других людей. Через пробы и ошибки, активное мышление, прозрение, сознательно и бессознательно вы находите новые пути удовлетворения своих потребностей. Вот почему этот беспрерывный процесс обучения нуждается в контроле. Для того чтобы обучение было целенаправленным, а не случайным, полезно знать следующее:
1. Осознавайте изменения, которые происходят в вашей личности, навыках, знаниях за определенный период времени.
2. Не позволяйте развиваться плохим привычкам в обучении и поощряйте хорошие. Человек может и должен изменять то, что происходит в нем. Другими словами, поощряйте хорошее обучение, хорошие условные рефлексы, которые повышают эффективность обучения.
3. Продумайте, в каком направлении вы хотите измениться: знать лучше свою специальность, лучше понимать и запоминать прочитанное, уметь хорошо вести записи, развивать настойчивость и усидчивость.
4. Если вы знаете, каким человеком хотите стать через год, через пять лет или десять, то включайте в ваш план такие упражнения, такой опыт, который вам поможет осуществить задуманное.

11
Н
ЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
ЭФФЕКТИВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
Вспомните, как вы читали и перечитывали главу, но все равно почти ничего не запомнили. Почему? Это случилось, вероятно, потому, что вы не были готовы к обучению. Очевидно, у вас не было достаточных знаний для понимания и усвоения прочитанного материала, но скорее всего у вас не было желания запомнить. Ваш интерес спал.
В описанном выше эксперименте кота посадили в клетку голодным. У него существовало побуждение к тому, чтобы подобраться к блюдечку с молоком. Мотивация также важна и для человека, без нее он не будет приведен в состояние готовности настойчиво и упорно работать, активно усваивать знания. Четкое осознание цели, страстное желание достичь этой цели, определенный план работы — вот первоначальные требования для эффективного обучения. Без мотивации человек не будет приведен в состояние готовности настойчиво и упорно работать.
Под мотивацией мы понимаем то, что нами движет, побуждение, условие, которое находится внутри нас, когда у нас есть цель.
Вот как студенты описали свою мотивацию, изучая исто-
рию:
1. Я учил потому, что хотел узнать больше об Отечествен-
ной войне, мой дед участвовал в ней.
2. Я учил потому, что таково было задание.
3. Я учил потому, что преподаватель считает очень важ-
ным знание этого периода.
4. Я учил потому, что у моего друга такое задание и он хо-
чет, чтобы я помог ему.
5. Я учил потому, что интересуюсь историей.
6. Я учил потому, что делаю это всегда.
7. Я учил потому, что меня завтра спросят на уроке.
Итак, эти студенты учили один и тот же предмет, но у них были разные побудители, мотивы:

12 а) личный интерес, б) потребность в материале, в) принятие чьего-то взгляда, г) материал надо знать, д) оказать кому-то помощь, е) желание получить хорошую оценку, ж) подчинение авторитету, з) желание избежать дискомфорта.
Вот и получается, что цель вроде одна, а мотивация у студентов совершенно различна.
Мотивация, без сомнения, определяет как объем, так и качество усвоенного материала в процессе образования.
Вот несколько советов для усиления мотивации:
● попытайтесь оценить важность в вашей настоящей и будущей жизни изучаемого предмета; если вы не видите в нем потребности (а это может случиться), попытайтесь найти в нем чтото хорошее, что побудит вас к увеличению усилий;
● проделайте такой эксперимент: свяжите изучаемый вами учебный предмет с профессией, придайте смысл учебному предмету и мотив для самостоятельной работы;
● поднимайте ваш уровень притязаний и свою значимость; интеллектуальная деятельность — тот же спорт: в ней могут быть победы, достижения, которые дают основания для того, чтобы вы уважали себя и были уважаемы другими.
Активное усилие — вот что необходимо. И усилие это — не слепое, а целенаправленное. Когда мы заинтересованы в чем-то, то пробуждается любопытство, концентрируется внимание. Когда интерес и потребность идут вместе, то это самая лучшая мотивация. Но часто в человеке одновременно присутствуют и борются взаимопротиворечащие мотивы. Какой мотив возобладает, станет доминирующим? Мы часто осознаем это противоречие. Как помочь победить мотиву познавательному? Можно самому найти внешние стимулы, пробуждающие в нас интерес к изучаемому материалу. Задайте себе вопрос, в чем новизна читаемой информации? В чем заключается необычность подачи материала? В чем его практическая значимость для вас? В чем противоречивость информации? Есть ли парадоксы, противоречия? С чем вы не согласны? Найденные ответы хотя бы на некоторые вопросы вызовут радость, удивление, удовлетворение от полученного решения.

13
Процесс обучения должен быть окрашен положительными эмоциями. Учение — это не мучение, а радостный труд. Образование, которое сопровождается чувством успеха, удовлетворением своей деятельностью, усиливает результативность обучения.
Это удовлетворение называют фактором подкрепления. Психологи считают, что эмоции, сопровождающие обучение, имеют большее влияние, чем другие факторы. Приятное воздействие имеет тенденцию возобновлять потребности, и мы стремимся повторить то, что привело нас к получению удовольствия. С другой стороны, недостаток удовлетворения, который возникает в результате неудач, гасит нашу активность.
Итак, мотивация и положительные эмоции— вот первые факторы эффективного обучения.
Что побуждает вас к учению? Проверьте себя. Мы предлагаем вам ответить на ряд вопросов анкеты «Мотивация учения» (см.:
Приложение 3).
Как обстановка отражается на эффективности обучения?
Какие условия лучше всего способствуют учебе? Одно из них — постоянство места. Вырабатывайте привычку заниматься в определенное время и определенном месте. Эффективности нужно учиться, а она во многом зависит от хороших привычек.
Привычное место для работы. Говорят, что философ Кант имел привычку обдумывать свои проблемы, глядя на соседский флюгер. И когда сосед убрал его, Кант подал на него в суд, так как отсутствие флюгера мешало его работе. Привычное место для работы ведет к эффективности. Оно становится своеобразным стимулом, на который организм отвечает соответствующей реакцией. И эта реакция начала работы становится условным рефлексом. Таким же образом другие ситуации могут стимулировать спокойствие или нервозность, рассеянность или концентрацию внимания. Если вы хотите узнать, есть ли у вас привычка работать согласно расписанию, то заметьте, как вы садитесь заниматься — без дебатов с самим собой или с уговорами и понуканием.
Стол и стул должны быть правильных размеров, чтобы можно было принять удобную позу. Ноги обязательно должны касаться пола. Мягкое кресло нежелательно, так как оно ведет к расслаблению, а нам требуется определенный мускульный тонус для работы.
В то же время избегайте как излишнего напряжения, так и не-

14 оправданного расслабления. Учитесь включать в работу весь мозг, все тело. Отсюда важность хорошей окружающей обстановки.
Работа на компьютере должна быть за удобным столом, в кресле, которое позволяет сохранять правильную посадку — сидеть прямо, опираясь в области нижних углов лопаток на спинку стула (кресла), не сутулясь, с небольшим наклоном головы вперед. Предплечья должны опираться на поверхность стола, снимая тем самым статическое напряжение мышц плечевого пояса и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90º. Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.
Нужно помнить, что во время работы на компьютере (ПЭВМ) в комнате повышается температура, снижается относительная влажность воздуха. Ухудшается его ионный состав. Поэтому обязательно проветривание комнаты в течение 10 минут через каждый час. На экран монитора не должен падать прямой солнечный свет и свет ламп. На экране не должны отражаться светильники. Солнечные лучи и блики не должны попадать в поле вашего зрения при работе на ПЭВМ. Основной поток естественного света должен быть слева. Помните, что оптимальное расстояние глаз до экрана видеомонитора должно составлять 60—70 см. Рассматривать информацию на экране ближе 50 см не рекомендуется. Гимнастика для глаз при работе с компьютером должна проводиться через
15 минут (см.: Приложение 1). При этих условиях вы дольше будете сохранять работоспособность и не повредите зрение.
Интернет будет хорошим помощником в самостоятельной познавательной и учебной деятельности, потому что обладает целым комплексом достоинств:
— высокая скорость передачи информации;
— двусторонний характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность;
— предоставление возможности работать с гипертекстом и мультимедиа;
— обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно структурированной информацией.
Реализация этих свойств возможна при использовании определенных услуг и сервисов сети.

15
Электронная почта (E-mail) позволяет обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Е-mail позволяет пользователям работать в удобное для себя время:
— передавать сообщения;
— хранить в памяти компьютера учебную информацию с возможностью распечатки ее на принтере;
— осуществлять демонстрацию текстов и графиков на экране дисплея;
— использовать и пересылать компьютерные обучающие программы.
С помощью электронной почты организуются так называемые «виртуальные учебные классы». Например, в Интернете с помощью использования режима «списки рассылки» (mailing lists) реализуется возможность совместного общения групп пользователей. В созданной учебной группе объясняются правила и способы подписки и она приступает к работе. Кроме того, email можно использовать для пересылки файлов, баз данных, документов. Для того чтобы использовать электронную почту, достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией.
Переход к письменной речи в E-mail воспитывает такие положительные моменты, как точность и краткость выражения мысли, аккуратность и т.п.
Электронные конференции, или, как их часто называют, компьютерные конференции, позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками «конференции», находящимися на различных расстояниях друг от друга. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик.
Электронные библиотеки — это новый уровень библиотечного обслуживания.
В настоящее время библиотека Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина оказывает студентам и преподавателям серьезную помощь в самообразовании: http

16 http:
РГПУ); http: // library.rspu.ryazan.ru/ (адрес электронного каталога библиотеки РГПУ).
В условиях компьютеризации функции библиотеки резко расширяются и усложняются, меняется миссия библиотеки. В современных условиях библиотека выступает в новом качестве —
«медиатеки». Наряду с традиционным книжным фондом в такой библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников (CD-ROM) необходимостью в библиотеке становится наличие компьютера с доступом в Интернет, электронного каталога, а также ксерокопировальной техники.
При работе с компьютером, который дает доступ к большому объему информации, при самообразовании возрастает роль следующих умений:
— умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
— навыки самостоятельного поиска учебного материала с использованием информационных и коммуникационных технологий;
— способности к академической мобильности;
— навыки работы в команде: умения сформулировать задачуи кооперативно ее решить;
— навыки самоконтроля;
— мотивация к самостоятельной познавательной деятельности, самостоятельному учению в целом и к конкретному курсу в частности.
Книги и материал. Учебные принадлежности всегда должны быть под рукой. Ручка, линейка, словарь, учебник, бумага, которые лежат на столе, помогают войти в настроение и ритм работы. Такое настроение разрушается, если нужно прерывать работу, чтобы найти карандаш или книгу. На столе не следует держать лишние бумаги и вещи. Любимая ручка, чистые листы бумаги, цветы или верный талисман настраивают на творческий процесс, воодушевляют на работу.
Так как нет двух людей, которые бы имели одни и те же потребности, то совет в отношении книг и материалов может но-

17 сить лишь общий характер. Однако хороший словарь, который дает правильное толкование слов — первое существенное условие для каждого занимающегося самостоятельно. Однотомный толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова, в котором дается написание и толкование слов, а также словарь иностранных слов являются тому ярким подтверждением. Дополнительно к ним имеется ряд словарей по отдельным отраслям знаний. Если информацию получить в тот момент, когда она требуется, то ассоциации будут богаче, поэтому новые повороты проблемы, которые бы остались незамеченными, будут четко возникать перед вами.
Вам следует изучать свои потребности и постепенно приобретать эти книги. Рассматривая свою программу обучения, важно спланировать, какую работу надо проделать в библиотеке, так как для нее требуется много книг, а какую — дома.
Хорошее освещение. Свет — это здоровье ваших глаз. За последние годы отмечается резкое увеличение расстройства зрения среди молодежи. Для сохранения остроты зрения не читайте на ходу, в троллейбусе, автобусе. Не следует читать лежа. Читайте только в хорошо освещенной комнате, источник света должен быть слева. Стол для занятий следует помещать так, чтобы днем свет не падал вам в лицо. Однако света должно быть достаточно.
Искусственное освещение должно быть таким, чтобы можно было легко читать, но не отбрасывать отсветы на книгу и на поверхность стола. Если приходится много читать, делайте перерыв через каждый час работы на 10-15 минут. Если у вас даже нормальное зрение, то все рано не следует смотреть телевизор больше трех часов в день.
Борьба с шумом. При учебе, как и при всякой умственной активности, требуется контроль. Следует так организовать свое окружение, чтобы получить усиливающие, желательные стимулы, а отвлекающие и неприятные насколько можно уменьшить.
Однако чтобы достичь совершенства, надо стать отшельником.
Недаром Эйнштейн писал, что самое лучшее место ученого — это место смотрителя маяка. Усилия, которые мы затрачиваем на борьбу с шумом и неудобствами, отвлекают энергию от основной задачи.

18
Психологи исследовали воздействие шума и тишины на работу машинистки. Оказалось, что машинистка тратит на 19 % больше энергии на борьбу с шумом. Скорость печатанья при тишине возрастала на 4,3 %. Отвлекающие внимание факторы могут не только нарушить работу или учебу, но и стать центром интереса. Звуки радио, разговор, шум на улице — все это мешает работе. Если нельзя отделаться от шума или контролировать его, то достаточно усилия воли, чтобы отодвинуть его на задний план. Тогда наступает вторичная адаптация, которая ведет к тому, что работа идет без дополнительной затраты энергии.
Интерес и желание заниматься помогут «закрыть» отвлекающие стимулы. Наше внимание не будет отвлекаться от работы, и мы перестаем замечать посторонние стимулы, как мы не замечаем шум на улице.
Идеальные условия желательны, но они не всегда возможны. Поэтому надо учиться адаптироваться к неблагоприятным условиям. Многие великие люди работали в плохих условиях и добивались высоких результатов. Так, например, композитор
Доницетти сочинял везде и в любой обстановке, Вальтер Скотт мог работать в обществе детей, шумевших и прыгающих вокруг него.
Полезен чистый воздух, но без сквозняков. Эксперименты показали, что средняя температура лучше воздействует на работоспособность, чем жаркая или холодная. Но здесь каждый должен находить «свою температуру», которая ему больше подходит. Очень важна циркуляция воздуха.
Итак, давайте проверим, удовлетворительны ли условия для ваших занятий. На сколько вопросов вы ответите «нет»?
1. Тихо ли в вашей комнате?
2. Хорошо ли освещено ваше рабочее место?
3. Удобны ли стул и стол для работы?
4. Под рукой ли у вас необходимые книги?
5. Есть ли у вас толковые словари?
6. Под рукой ли у вас необходимый материал (бумага, ручка)?
7. Подходит ли вам температура, влажность и движение воздуха в вашей комнате?

19 8. Правильно ли установлен видеомонитор вашего компьютера?
Отвечая «нет», вы тем самым видите, что вам необходимо исправить в первую очередь. Напишите список условий, которые необходимо изменить в лаборатории, в кабинете, на службе, чтобы повысить эффективность работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом