Главная страница
qrcode

В. Е. Степанов психология учебник


НазваниеВ. Е. Степанов психология учебник
Дата30.05.2020
Размер1.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаstupnizkii-psygologia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#69795
страница1 из 38
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
1
В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова,
В. Е. Степанов
ПСИХОЛОГИЯ
Учебник
Рекомендовано уполномоченным учреждением
Министерства образования и науки РФ —
Государственным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Реклама и связи с общественностью»
(квалификация «бакалавр»)
Регистрационный номер рецензии 436 от 28 августа 2012 г.
(Федеральный институт развития образования)
Москва
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
2013
Серия «Учебные издания для бакалавров»
2
Ступницкий В. П.
Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.
ISBN 978-5-394-02063-6
Учебник для вузов, подготовленный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, содержит основы психологических знаний для изучения дисциплины «Психология». В нем подробно рассмотрены вопросы становления и развития мировой и отечественной психологии. Раскрыты проблемы личностного развития, группового поведения, конфликтологической культуры личности, а также ее деятельность в особых ситуациях.
В книгу включены вопросы для самоконтроля и обсуждения и глоссарий основных психологических понятий.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Реклама и связи с общественностью», а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами современной научной психологии.
С88
ISBN 978-5-394-02063-6
© Ступницкий В. П., Щербакова О. И.,
Степанов В. Е., 2013
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2013
УДК 159.9
ББК 88
С88
Рецензенты:
Д. Б. Богоявленская — доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН;
А. А. Вербицкий — доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент РАО.
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.1. Функции, принципы и предмет психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.2. Этапы развития психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.3. Становление психологии в историческом аспекте . . . . . . . . . . . 14 1.4. Отрасли психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Глава 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 2.1. Задачи и методы психологии как науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 2.2. Классификация психодиагностических процедур в практической психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 2.3. Требования к психодиагностическим методикам и их использованию в практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ
ЧЕЛОВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 3.1. Психология познавательных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 3.1.1. Ощущение и восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 3.1.2. Память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 3.1.3. Внимание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 3.1.4. Мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 3.1.5. Воображение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 3.2. Психические свойства личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 3.2.1. Темперамент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 3.2.2. Характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 3.2.3. Способности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 3.3. Психические состояния личности и их характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 3.4. Отклоняющееся поведение и психические аномалии в поведении личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
4
Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 275 4.1. Психика как системная функция мозга. Психологическая структура личности. Методы исследования личности . . . . . . . . . 275 4.2. Состояние сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 4.2.1. Сон и бодрствование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 4.2.2. Состояние и виды сна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 4.2.3. Физиология сна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 4.2.4. Гипноз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 4.3. Основные типологии личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305 4.4. Деятельность как специфический вид активности человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
Глава 5. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ . . . 346 5.1. Психология общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 5.2. Вербальные и невербальные элементы общения.
Анализ индивидуальных реакций и поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Глава 6. ГРУППА И КОЛЛЕКТИВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 6.1. Психология группы и коллектива. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 6.2. Межличностные отношения в группах и коллективах . . . . . 393 6.3. Формирование психологического климата в коллективе. . . 399
Глава 7. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. . . . . . . 403 7.1. Конфликт как проявление интерактивной стороны общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403 7.2. Проблема управления конфликтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 7.3. Развитие конфликтологической культуры личности . . . . . . 426
Глава 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ . . . . . . 442 8.1. Психологическая характеристика экстремальных условий деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 8.2. Поведение личности в экстремальных условиях . . . . . . . . . . . 444 8.3. Стратегии познавательного поведения и их влияние на эффективность деятельности в особых условиях . . . . . . . . . . . 448
ГЛОССАРИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513
5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник составлен авторами в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и предназначен для первоначального освоения дисциплины “Психология” студентами вузов в общем объеме подготовки бакалавров.
Первые две главы посвящены предмету, задачам и методам психологии. Рассматриваются этапы развития психологии и ее становление в историческом аспекте. Показаны отрасли психологии и основные психодиагностические процедуры, используемые в практике.
В третьей главе раскрываются познавательные процессы личности и ее психические свойства. Представлены психические состояния личности и их характеристика.
Четвертая глава посвящена психологической структуре личности и методам ее изучения. Показаны состояния сознания и основные типологические характеристики личности. Деятельность человека представлена как специфический вид его активности.
Глава, посвященная личности как субъекту и объекту общения, раскрывает основные положения, касающиеся теории и практики общения, его содержание и элементы.
В главе “Группа и коллектив” рассмотрены социальнопсихологические аспекты группового поведения и взаимодействия людей в совместной деятельности, их межличностные отношения, а также формирование психологического климата в трудовом коллективе.
Седьмая глава посвящена психологии конфликтного поведения и проблеме управления конфликтами. Показаны возможности развития конфликтологической культуры личности.
6
Поведение человека, его функциональные состояния, работоспособность и эффективность профессиональной деятельности в экстремальных условиях составляют основное содержание восьмой главы. В ней показаны стратегии познавательного поведения человека в особых ситуациях жизнедеятельности, установленные в специальных экспериментальных исследованиях с участием авторов.
Учебник написан доступным литературным языком с соблюдением этических норм и психолого-педагогических требований к интерпретации излагаемых материалов, что способствует его успешному восприятию и усвоению студентами.
Все главы учебника завершаются вопросами для самоконтроля при подготовке к обсуждению их на семинарских занятиях.
В конце учебника представлен глоссарий основных терминов и определений, а также список литературы, рекомендуемой для расширения знаний по рассматриваемым в учебнике вопросам.
Представленные в учебнике схемы, таблицы и графики способствуют наглядному восприятию и закреплению учебного материала в памяти.
7
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
1.1. Функции, принципы и предмет психологии
Термин “психология” происходит от двух древнегреческих слов: “психе” — душа и “логос” — знание или изучение. Предложен же этот термин был не в Древней Греции, а в Европе в
XIX в. Он получил всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа “Социальная психология” (1732) и “Эмпирическая психология” (1734).
Психология, не отличаясь в этом от других наук, выполняет несколько определенных функций (рис. 1.1).
Принципы психологии отражают те или иные уровни ее подхода. В настоящее время психология базируется на следующих принципах (рис. 1.2).
Психология как наука основывается на следующих научных дисциплинах: философия, социология, физиология, история, естественные науки и педагогика.
Психологическая наука — сложная область знаний о внутреннем мире человека (рис. 1.3).
Основная задача психологии — изучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности, которую Тейяр де Шар-
ден назвал “думающей материей, осознающей свою эволюцию”.
Психология — это:
• наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на осно
8
Рис. 1.1. Функции психологии как науки
Рис. 1.2. Принципы психологии
9
Рис. 1.3. Предмет психологии ве и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер;
• наука о закономерностях развития и функционирования психики, образования связей между психическими явлениями как особой формы жизнедеятельности организма;
• совокупность признаков и явлений, характеризующих поведение и функциональное состояние организма;
• объективное изучение реального человеческого поведения и психологических функций, проявляющихся в поведении человека. Эти функции ни в коей мере не даются человеку, а постепенно образуются и изменяются всей деятельностью человека; они отражаются в творениях — продукте деятельности, а творения, в свою очередь, формируют среду для их формирования и организации (Ж. П. Вернан);
• наука, которая должна выявить закономерности психического развития путем вскрытия примитивных форм, трансформаций, стадий, в которых представлены различные функции человеческого духа (П. Жане);
• совокупность душевных явлений, свойственных человеку и всем животным;
• наука, описывающая душевные явления;
• наука, объясняющая поведение;
• наука, показывающая отличие людей друг от друга, имеющих одно и то же физическое тело или состояния.
В первой четверти ХХ в. за рубежом предприняты попытки рассмотреть в качестве предмета психологии поведение че-
10
ловека, объяснить поведение с позиции стимула и реакций, избегая анализа побудительных причин и познавательной активности человека. Предлагалось также в качестве предмета психологии рассмотреть психический образ, который, как предполагалось, является причиной и результатом познавательной активности человека, в максимальной степени отражая специфический “душевный” предмет психологии. Некоторые ученые видели предметом психологии побудительные причины активности человека — мотивы, пытаясь вывести из них все многообразие психических феноменов.
Таким образом,
предметом психологии являются механизмы закономерностей психики как определенной реальности и поведение человека, реализующего и отражающего эти закономерности.
Современная психология включает множество различных дисциплин, связанных с изучением самих психических явлений и объяснением человеческого поведения.
1.2. Этапы развития психологии
В истории психологии различаются два больших периода:
первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй, когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период
(VI в. до н. э. — середина ХIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй (середина XIX в. — настоящее время) — больше столетия.
По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю
1
В качестве основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (табл. 1.1).
1
Цит. по: Boring E. G. A History of Experimental Psychology. N. Y.,
1929. P. 385.
11
Таблица 1.1
Развитие психологии в рамках философии и как самостоятельной науки
Хронология
Предмет изучения
Важнейшие итоги
12
3
VI в. до н. э. — V в.
Душа
Формирование двух направлений — материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души.
Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях
(сон, экстаз). Выделение проблем: “душа и тело”; “врожденное — приобретенное”. Указание на внутреннее чувство как способ познания души
V — XIII вв.
Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний
Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования
XIV — XVI вв.
Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV — XVI вв.
Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина “психология”
XVII — сер. XIX в.
Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания
Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистической психологии. Понятие о бессознательной психике
12
12
3
Нач. XIX —
60-е гг.
XIX в.
Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов
Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод.
Факты и теории ощущений и восприятии. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе
60-е гг. XIX — конец XIX в.
Непосредственное содержание опыта.
Психические акты и психические функции.
Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении
Проникновение экспериментальных методов в психологию
Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей в психологии
10-е гг. — сер.
30-х гг. XX в.
Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное.
Сознание в его общественно- исторической обусловленности.
Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности
Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурноисторическая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы “психология и марксизм”
Продолжение табл. 1.1
13
12
3
Конец 30-х —
50-е гг. XX в.
Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода
Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии
(о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии
60-е гг. XX в. — конец XX в.
Продолжение развития ранее выявленных предметных областей.
Процесс ориентировки.
Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность
Возникновение новых на правлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке.
Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.
Окончание табл. 1.1
14
В целом же в содержательном плане развитие психологии можно подразделить на следующие этапы.
Первый этап.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

перейти в каталог файлов


связь с админом