Главная страница
qrcode

ВНД. Высшая нервная деятельность. Основные положения определение, рефлекс, рефлекторная дуга, виды рефлексов, торможение, виды торможения. Внд


Скачать 29.53 Kb.
НазваниеВысшая нервная деятельность. Основные положения определение, рефлекс, рефлекторная дуга, виды рефлексов, торможение, виды торможения. Внд
Дата12.04.2020
Размер29.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВНД.docx
ТипДокументы
#68772
Каталог

Высшая нервная деятельность.

Основные положения: определение, рефлекс, рефлекторная дуга, виды рефлексов, торможение, виды торможения.

ВНД – это деятельность коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающая наилучшее приспособление организма человека к окружающей среде. Деятельность ЦНС носит рефлекторный характер. ВНД можно определить также как совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций.

Основоположники: Рене де Карт, Сеченов, Павлов.

Принципы учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности
Принцип структурности заключается в том, что каждой морфологической структуре соответствует определённая функция. Коре больших полушарий свойственна функция образования временных условно-рефлекторных нервных связей.
  • Принцип детерминизма предполагает, что рефлекторные реакции детерминированы: они имеют строгую причинную обусловленность. Для любого рефлекса необходим повод, толчок, воздействие из внешнего мира или внутренней среды организма.
  • Принцип анализа и синтеза состоит в том, что аналитическая и синтетическая деятельность ЦНС осуществляется благодаря сложному взаимодействию процессов возбуждения и торможения. Аналитическая деятельность коры больших полушарий помогает человеку расчленять сложные явления и предметы на более простые и изучать их в отдельности. Синтетическая деятельность коры больших полушарий, в основе которой лежит образование условных рефлексов, даёт возможность понять сущность предметов и явлений в целом.
    Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение сенсорных рецепторов, осуществляемая с помощью нервной системы. Каждый рефлекс осуществляется посредством рефлекторной дуги.

    Звенья рефлекторной дуги:
    Рецептор предназначен для восприятия изменений внешней или внутренней среды организма, что достигается посредством трансформации энергии раздражения в нервный импульс. Рефлексогенная зона – совокупность рецепторов, раздражение которых вызывает рефлекс.
  • Афферентный путь – передает сигнал в ЦНС. Для соматической нервной системы – афферентный нейрон с его отростками, тело лежит в спинномозговых ганглиях или в ганглиях ЧМН. Импульс от рецептора поступает на дендрит афферентного нейрона, а по аксону – в ЦНС
  • Вставочные нейроны. Их назначение – обеспечение связи с другими отделами ЦНС, переработка и передача импульсов к эффекторному нейрону
  • Эффекторный нейрон. Его назначение – переработка информации и формирование ответа в виде нервных импульсов, посылаемых к рабочему органу.
  • Эффектор (рабочий орган)
    Простейшая рефлекторная дуга – 2 нейрона (коленный рефлекс)

    Классификация: безусловные и условные.

    Безусловные рефлексы. Эти рефлексы являются врожденными, т.е. передающимися по наследству, сохраняющимися на протяжении всей жизни. Они сложились в процессе эволюции как приспособительные реакции.

    Различают следующие безусловные рефлексы:
    В зависимости от числа синапсов в центральной части рефлекторной дуги – моно (коленный рефлекс) и полисинаптические (большинство рефлексов)
  • По биологическому назначению:
    1)жизненно необходимые (пищевые, защитные-оборонительные);

    2)социальные, возникающие при взаимодействии с другими особями

    (половые, родительские);

    3)рефлексы саморазвития (исследовательские рефлексы), направленные на получение новых знаний об окружающем мире, освоение новых навыков, например рефлекс «что такое?»
      По виду раздраженных рецепторов – экстероцептивные (в коже, видимых слизистых оболочек и органов чувств), интероцептивные (во внутренних органах), проприоцептивные (рецепторы опорно-двигательного аппарата ивестибулярные)
    1. По локализации рефлекторной дуги – центральные (дуга проходит через ЦНС) и периферические (дуга замыкается вне ЦНС, только вегетативные)
    2. В зависимости от отдела нервной системы – соматические и вегетативные.
      Сложнейшим видом безусловных рефлексов являются инстинктывидовые стереотипные формы поведения, которые представляют собой, по сути, цепь безусловных рефлексов. Осуществляется с участием структур промежуточного и конечного мозга. При этом выполнение какого-либо действия приводит к началу следующего и т. д. К инстинктам можно отнести, например, постройку гнезда птицами и др.

      Условные рефлексы. Это рефлексы, приобретенные организмом на основе жизненного опыта. Они не передаются по наследству и являются строго индивидуальными, т.е. специфичными для каждого отдельного субъекта. Условные рефлексы необходимы для приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды. Они непостоянны: при изменении условий существования возникают новые и угасают старые, ненужные в данный момент.

      Для выработки условного рефлекса необходимо выполнение следующих условий:
      формирование условных рефлексов происходит с обязательным участием коры больших полушарий головного мозга (соответственно оптимальное, здоровое состояние)
    3. образование их возможно только на базе безусловных рефлексов.
    4. безусловный раздражитель должен быть сильнее условного, биологически более значимым;
    5. действие условного раздражителя должно предшествовать действию безусловного;
    6. многократная повторяемость действия условного и безусловного раздражителей;
    7. необходимо создание соответствующей обстановки, отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.
      Периоды образования условного рефлекса:

      • скрытый период, когда условные ответы не возникают, несмотря на неоднократные сочетания условного и безусловного раздражителей

      • период неустойчивых условных рефлексов, когда не все условные раздражители сопровождаются появлением условных ответов;

      • период генерализации, когда условные реакции возникают на все посторонние сигналы, помимо того, на который вырабатывается рефлекс;

      • период специализации, когда условный ответ возникает только на тот условный сигнал, на который шла выработка;

      • финальная стадия — появление условного рефлекса относительно стабильной величины

      В настоящее время не существует общепринятой научно обоснованной классификации условных рефлексов. Предлагается один из вариантов.
      Все условные рефлексы подразделяют на те же группы, что и безусловные, на базе которых они были выработаны
    8. По отношению сигнального раздражителя к безусловному (подкрепляющему) раздражителю все условные рефлексы делят на: натуральные и искусственные (лабораторные). Натуральные условные рефлексы формируются на сигналы, являющиеся естественными признаками подкрепляющего раздражителя. Например, запах, цвет мяса могут быть условными сигналами подкрепления мясом. Легко возникают условные рефлексы без специальной выработки на время. Например, прием пищи в одно и то же время ведет к выделению пищеварительных соков и других реакций организма (например, лейкоцитоз) к моменту приема пиши. Поскольку натуральные условные сигналы трудно измерить количественно (запах, цвет и др.), то в дальнейшем И.П.Павлов перешел к изучению искусственных рефлексов. Натуральные условные рефлексы отличаются большой прочностью и очень легко вырабатываются.
    9. Искусственными (лабораторными) называют условные рефлексы на такие сигнальные раздражители, которые в природе не имеют отношения к безусловному (подкрепляющему) раздражителю. Основными из этих условных рефлексов являются следующие.
      По сложности различают: а) простые условные рефлексы, вырабатываемые на одиночные раздражители (классические условные рефлексы И.П.Павлова); б) комплексные условные рефлексы — на несколько сигналов, действующих одновременно или последовательно; примером могут служить условные рефлексы переключения, заключающиеся в том, что один и тот же раздражитель может стать условным сигналом различных эффекторных реакций; в) цепные рефлексы — на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает свой условный рефлекс; г) инструментальные условные рефлексы.

      По соотношению времени действия условного и безусловного раздражителей различают рефлексы наличные и следовые. Для выработки условных наличных рефлексов характерно совпадение действия условного и безусловного раздражителей. Последний включается лишь несколько позже. Следовые рефлексы вырабатывают в условиях, когда безусловный раздражитель подают через некоторое время после выключения условного, т.е. условный рефлекс вырабатывается на след от сигнального стимула.

      По выработке условного рефлекса на базе другого условного рефлекса различают условные рефлексы второго, третьего и других порядков. Рефлексы первого порядка — это условные рефлексы, выработанные на базе безусловных рефлексов (классический условный рефлекс). Условные рефлексы второго порядка вырабатываются на базе условных рефлексов первого порядка, при которых безусловный стимул отсутствует. Условный рефлекс третьего порядка образуется на базе условного рефлекса второго порядка. Чем выше порядок условных рефлексов, тем труднее идет их выработка. У собак удается образовать условные рефлексы только до третьего порядка.

      Условные рефлексы на время могут быть не только натуральными, но и искусственными. При неоднократной подаче безусловного раздражителя с неизменным интервалом между его подачами образуется рефлекс на время, т.е. за некоторое время до подачи подкрепления возникает условная эффекторная реакция.
        В зависимости от сигнальной системы различают условные рефлексы на сигналы первой и второй сигнальных систем. Последние вырабатываются только у человека: например, после образования условного зрачкового рефлекса на свет (сужение зрачка) произнесение слова «свет» также вызывает сужение зрачка у испытуемого.
        После образования и закрепления условный рефлекс может преобразоваться в навык — автоматическое действие. Например, обучение письму, игре на музыкальных инструментах, вождению автомобиля первоначально требует от обучающегося большой концентрации внимания, занимает огромное количество времени. Когда же навык приобретен, человек уже не задумывается над тем, как написать ту или иную букву, какую педаль необходимо нажать, чтобы автомобиль остановился. Все эти действия он осуществляет уже автоматически.

        Условные рефлексы могут ослабевать или даже исчезать вообще. В основе этих процессов лежит торможение – это совокупность процессов в центральной нервной системе, вызывающих угасание условных рефлексов.

        Торможение делят на два вида: врожденное и приобретенное
        Врожденное: внешнее и запредельное.
        Внешнее – это торможение, которое проявляется в ослаблении или прекращении наличной условнорефлекторной реакции при действии какого-либо постороннего раздражителя. Если после предъявления условного раздражителя возникает интенсивный сигнал (свет, звук, резкий запах), у испытуемого животного вызывается безусловный ориентировочный рефлекс («что такое?»). Слюно- и сокоотделение при этом не возникают.

        По характеру влияния посторонних раздражителей на условнорефлекторную деятельность они были разбиты на две группы — гаснущего тормоза и постоянного тормоза.
        Гаснущий тормоз — это посторонний сигнал, который с повторением его действия теряет свое тормозящее влияние, так как не имеет существенного значения для организма. В обыденной жизни на человека действует масса посторонних сигналов, на которые он сначала обращает внимание, а затем перестает их замечать.
      1. Постоянный тормоз — это такой посторонний раздражитель, который с повторением не теряет своего тормозящего действия. Сюда относят болевые раздражители, раздражения от переполненных внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.). Эти раздражители имеют существенное значение для человека и требуют от него принятия решительных мер к их устранению.
        Запредельное (охранительное) торможение возникает при действии на корковые клетки чрезвычайно сильных или длительных условных раздражителей. Между силой условного раздражителя и величиной ответной реакции имеется определенное соответствие («закон силы»): чем сильнее условный сигнал, тем сильнее условнорефлекторная реакция. Однако закон силы сохраняется до определенной величины, выше которой эффект начинает уменьшаться, несмотря на увеличение силы или частоты раздражения. При чрезмерной силе условного сигнала эффект его действия может полностью исчезнуть.
          Приобретенное (внутреннее, или условное) торможение уловных рефлексов требует выработки. Различают несколько видов внутреннего торможения: угасательное, дифференцировочное, запаздывательное и условный тормоз.
          Угасательное внутреннее торможение условного рефлекса. Временные связи при этом между центрами анализаторов и безусловных рефлексов ослабляются или даже исчезают совсем. Если животному с выработанным рефлексом на свет долгое время предъявлять условный раздражитель, не подкрепляя его безусловным (пищей), — через какое-то время слюно- и сокоотделения на свет происходить уже не будет.

          Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких по параметрам к условному раздражителю. Например, у животного выработался слюноотделительный рефлекс на определенный звуковой сигнал. Предъявление же другого звукового сигнала, не сильно отличающегося от первого, без подкрепления пищей приведет к тому, что животное перестанет реагировать на изначальный условный раздражитель.

          Запаздывательное торможение возникает при постепенном увеличении интервала между условным раздражителем и подкреплением пищей.

          Условный тормоз вырабатывается при попеременном предъявлении подкрепляемого и неподкрепляемого условного раздражителя. При этом последнему предшествует добавочное раздражение. Через некоторое время добавочное раздражение вызывает прекращение слюно- и сокоотделения на условный раздражитель.

          Понятие о первой и второй сигнальных системах.

          Высшая нервная деятельность человека отличается от таковой у животных. Поведение животных значительно проще поведения людей. Опираясь на это, И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.

          Первая сигнальная система имеется как у животных, так и у человека. Она обеспечивает конкретное предметное мышление, т.е. анализ и синтез конкретных сигналов от предметов и явлений внешнего мира, поступающих в головной мозг через рецепторы органов чувств.

          Вторая сигнальная система имеется только у человека. Ее возникновение связано с развитием речи. При восприятии произносимых слов органом слуха или при чтении возникает ассоциация с каким-либо предметом или действием, которое обозначает данное слово. Таким образом, слово является символом. Вторая сигнальная система связана с усвоением информации, поступающей именно в виде символов, в первую очередь — слов. Она делает возможным существование абстрактного мышления. Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном и постоянном взаимодействии. Вторая сигнальная система появляется у ребенка позже первой. Развитие ее связано с обучением речи и письму. Речь является высшей функцией центральной нервной системы, в первую очередь коры больших полушарий головного мозга.

          Таким образом, первая сигнальная система подразумевает под собой получение определенных жизненных навыков при непосредственном взаимодействии с окружающей средой без сознательной передачи полученного жизненного опыта от одного поколения к другому. Вторая сигнальная система заключается в восприятии окружающего мира как в непосредственном контакте с ним, так и при помощи осмысления различной информации, получаемой о нем. Эта информация может передаваться от одного индивидуума к другому, из поколения в поколение.

          Типы высшей нервной деятельности

          Тип высшей нервной деятельности — это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Темперамент – проявление в поведении человека типа его высшей нервной деятельности.

          Критерии типа ВНД: сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

          Сила определяется интенсивностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Уравновешенность характеризуется их соотношением между собой. Подвижность — это возможность смены процессов возбуждения процессами торможения.

          Характеристика типов высшей нервной деятельности
          Свойства высшей нервной деятельности
          Типы высшей нервной деятельности
          Сила
          Слабый
          Сильный
          Сильный
          Сильный
          Уравновешенность
          -
          Неуравновешенный
          Уравновешенный
          Уравновешенный
          Подвижность
          -
          -
          Инертный
          Подвижный
          Темперамент
          Меланхолик
          Холерик
          Флегматик
          Сангвиник



          Следует отметить, что четко разделить всех людей по четырем типам темперамента не представляется возможным. Гораздо чаще встречается сочетание черт того или иного темперамента

          Характер — это совокупность устойчивых свойств личности, в которых выражаются способы его эмоционального реагирования и поведения, неповторимое сочетание психологических свойств личности. Характер человека формируется на основе врожденных индивидуальных свойств нервной системы под влиянием воспитания, окружающей обстановки.

          Формы психической деятельности: память, внимание, эмоции, сознание, мышление, сон

          Память — это совокупность процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение, воспроизведение и (или) забывание информации, получаемой через сенсорные системы. Отвечает кора больших полушарий (лобная и височная доли), гиппокамп, таламус. Наибольшего развития память достигает к 23 — 25-летнему возрасту. В пожилом возрасте способность к запоминанию и воспроизведению информации постепенно ухудшается.

          Классификация памяти:
          По способу приобретения: врожденную, приобретенную память и импринтинг.
          Врожденная память представляет собой, по сути дела, весь набор безусловных рефлексов, имеющихся у организма.

          Импринтинг занимает промежуточное положение между врожденной и приобретенной памятью. Эта специфическая форма обеспечивает запоминание и узнавание родителей. Импринтинг развивается в раннем детстве.

          Приобретенная память — вся та информация, которую человек приобретает в течение своей жизни.
            По модальности запоминаемой информации: двигательная, эмоциональная, сенсорно-образная и символическая (словесная и логическая)
            Двигательная память — это память на двигательные навыки, позу, положение тела. Она создает базу для автоматических действий: письма, игры на музыкальных инструментах, трудовых навыков и т.д.

            Эмоциональная память — способность к воспроизведению ранее испытанных эмоций при возникновении ситуаций, схожих с уже пережитыми. Этот вид памяти сохраняет пережитые человеком чувства.

            Сенсорно-образная память — память зрительная, слуховая, обонятельная и др. Она сохраняет информацию об образе: лицах людей, музыкальных мелодиях, запахах, художественных картинах и др.

            Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, передаваемой словами, например, при чтении, разговоре. Логическая (смысловая) память связана с запоминанием лишь смысла сообщений, без учета деталей, конкретной последовательности слов.
              По наличию или отсутствию волевого компонента: произвольной и непроизвольной.
              Произвольная память — запоминание информации, необходимой для человека. Она возникает при желании запомнить конкретную информацию и всегда сопровождается наличием цели запоминания. Произвольная память тесно связана с вниманием и волей. Необходима она для получения профессионального опыта, специальных знаний. Непроизвольная память не имеет цели, но благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека.
                По длительности хранения информации: иконическая, кратковременная, долговременная
                Иконическая память осуществляет мгновенное запечатление информации. Сохраняемый в ней образ максимально точен, но время его существования измеряется долями секунды (0,1 —0,5 с). За счет иконической памяти сохраняется, например, зрительный образ при моргании. Кратковременная память (в том числе и оперативная) обеспечивает возможность воспроизведения информации в течение короткого промежутка времени (от 20 с до нескольких минут). Ее объем, выраженный в буквах или словах, составляет в среднем 7±2 единиц. Оперативная память удерживает промежуточные результаты какой-либо деятельности.

                Долговременная память сохраняет информацию на часы, дни, недели, месяцы и годы. Для запечатления в ней информации, как правило, необходим произвольный характер запоминания, многократное повторение материала. Долгий след в памяти оставляют также события, имевшие яркий эмоциональный оттенок, большую значимость для человека.

                Основные этапы запоминания какой-либо информации: ознакомление с информацией; повторение; запоминание; хранение; воспроизведение или забывание.

                Механизмы запоминания чрезвычайно сложны и до сих пор еще нет четкой единой теории, объясняющей данный процесс. Некоторые ученые утверждают, что в центральной нервной системе возникает многократно повторяющаяся циркуляция нервного импульса. Другие объясняют механизм запоминания синтезом специфических веществ (белки, РНК), химическими изменениями в нейронах.

                Та информация, которая не имеет значения для человека или не воспроизводится длительное время, забывается. Это предохраняет память от чрезмерного ее переполнения несущественной информацией. Утрата памяти на события в определенный промежуток времени называется амнезией, которая может развиваться при черепно-мозговых травмах, различных заболеваниях головного мозга.

                Внимание — это направленность сознания человека на определенные объекты и явления окружающей действительности при одновременном частичном или полном отвлечении от всего остального.

                Виды: произвольное и непроизвольное.

                Непроизвольное внимание привлекают неожиданные, новые и интенсивные раздражители.

                Произвольное внимание характеризуется концентрацией на сознательно выбранный объект.

                Характеристики внимания— устойчивость, концентрация и переключаемость.

                Устойчивость внимания определяется временем, в течение которого оно может быть направлено на тот или иной объект.

                Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности на каком-либо объекте.

                Концентрация и устойчивость внимания — это два тесно связанных друг с другом понятия. Максимальными они бывают при направленности на интересующий, актуальный (доминантный), важный для человека объект.

                Переключаемость внимания характеризует возможность быстрой смены объекта внимания.

                Эмоции – внутренние переживания человека, отражающие его отношение к событиям, явлениям окружающего мира, другим людям, проявляющиеся определенным поведением. Они субъективны. Положительные, отрицательные.

                Сознание — высший уровень психической деятельности головного мозга, свойственный только человеку. Это форма отражения реальной действительности человеком, регулирующая его поведение; организуемый головным мозгом процесс внутреннего контроля над взаимодействием организма с внешней средой, над осуществлением логических операций с хранящейся в памяти информацией. Сознание неразрывно связано с речью. Развивается оно постепенно с приобретением индивидуального опыта. Следовательно, существуют социальные факторы происхождения сознания, к которым относятся речь, трудовая деятельность и жизнь в обществе.

                Мышление — психическая деятельность человека, направленная на обобщенное и опосредованное познание действительности путем раскрытия связей и отношений между познаваемыми явлениями.

                Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач, действия с конкретными предметами. Этот тип мышления присущ также некоторым видам высших животных. Наглядно-образное мышление — осуществление мыслительных операций над образами предметов и объектов без непосредственного их участия. Абстрактно-логическое мышление осуществляется с помощью языка. Этот вид позволяет познать человеку отдельные свойства и качества вне их связи с другими особенностями предметов и явлений.

                Сон представляет собой периодически наступающее особое функциональное состояние организма, характеризующееся выключением сознания, относительной обездвиженностью, снижением мышечного тонуса и электрической активности мозга, специфическими вегетативными реакциями. Сон — физиологическая потребность организма, обеспечивающая восстановление сил, полноценный отдых. Продолжительность нормального сна взрослого человека в среднем составляет 8 ч.

                Фазы: медленный и быстрый сон.

                Медленноволновой (медленный) сон составляет около 80 % общего времени сна.

                В эти периоды уменьшается частота сердечных сокращений, частота дыхания, снижается обмен веществ, температура тела. У некоторых людей медленный сон может сопровождаться появлением храпа.

                Быстрый сон называют стадией быстрых движений глаз: за закрытыми веками, на фоне расслабления мышц, можно заметить быстрые движения глазных яблок. Учащается дыхание, ускоряется сердечный ритм. Продолжительность ее в среднем 15 — 20 мин, после чего опять наступает медленный сон. Общая продолжительность быстроволнового сна составляет около 1,5 —2,0 ч. В этот период человек видит сны.

                Существуют различные расстройства сна, один из основных — бессонница. Ей страдают около 10 % людей. Одной из тяжелых форм расстройств сна является сомнабулизм (лунатизм). Это состояние характеризуется тем, что человек встает с постели, разгуливает по спальне и дому, не просыпаясь. При пробуждении он не может вспомнить об этом факте.

          перейти в каталог файлов


  • связь с админом