Главная страница
qrcode

Вопрос Что такое ум Ума нет! В природе этого качества физически не существует. Ум


НазваниеВопрос Что такое ум Ума нет! В природе этого качества физически не существует. Ум
АнкорSOZNANIE.doc
Дата12.02.2019
Размер2.09 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSOZNANIE.doc
ТипДокументы
#55620
страница12 из 17
Каталог
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Второй шаг в моей технике Динамической медитации – катарсис. Я призываю вас к сознательному безумию. Что бы ни пришло вам в голову, позвольте этому произойти; способствуйте этому. Никакого сопротивления, только поток эмоций.

Хотите визжать – визжите. Громкий визг, настоящий визг, в который вовлечено все ваше существо, обладает особой, глубоко лечебной силой. Визг освобождает многое, визг исцеляет многие болезни. Если этот визг настоящий, он вместит в себя все ваше существо.

Поэтому в течение следующих десяти минут (вторая стадия также длится десять минут) позвольте себе выразиться через крик, движения тела, визг, плач, прыжки, смех – так сказать, «выплеснуться». Через несколько дней вы почувствуете, что это такое.

Возможно, на первых порах вам придется принуждать себя, делать над собой усилие, даже лицедействовать. Мы стали настолько фальшивыми, что не можем совершать ничего подлинного и истинного. Мы не способны искренне смеяться, вопить или визжать. Все наши поступки – лишь фасад, маска. Когда вы перейдете к этой технике, ваши действия могут быть поначалу вынужденными. Вам потребуется, возможно, усилие, немного лицедейства. Но пусть вас это не беспокоит. Продолжайте. Вскоре вы достигнете тех источников, где вы многое в себе подавили. Вы коснетесь этих источников, освободите их и почувствуете, что ваше бремя исчезло. К вам придет новая жизнь, новое рождение.

Это сбрасывание бремени – основа, без которой никакая медитация невозможна. Повторяю, я не имею в виду исключения, они для нас несущественны.

Сделав второй шаг, выбросив все из себя, – вы окажетесь пустым. А под пустотой я понимаю следующее: пустоту от всех подавлений. В этой пустоте может что-то произойти. Может произойти трансформация; может случиться медитация.

На третьем шаге я использую звук ХУУ. В прошлом использовались многие звуки, каждый из которых действует по-своему. Индусы, например, использовали звук АУМ. Это вам, наверное, известно. Но я не предлагаю вам АУМ. АУМ стучится в центр сердца, а современный человек не сосредоточен на сердце. АУМ стучится в дверь дома, где никого нет. Суфии использовали звук ХУУ. Если громко произносить ХУУ, этот звук глубоко проникает в сексуальный центр. Вот почему его используют для того, чтобы стучаться к вам внутрь. Когда вы стали пустым, звук ХУУ может глубоко в вас проникнуть.

Движение этого звука возможно только в том случае, если вы пусты. Если же вы заполнены подавлениями, то ничего не произойдет. В этом случае прибегать к мантрам или звукам порой даже опасно. Каждый слой подавления изменит путь звука, и в конечном итоге произойдет нечто такое, что вам и не снилось, чего вы не ждали и не хотели. Ваш ум должен быть пуст, только в этом случае можно произносить мантру.

Поэтому я никогда не предлагаю мантру без предварительной подготовки. Сначала должен произойти катарсис. Мантрой ХУУ не следует пользоваться, не сделав два предыдущих шага. Без этих шагов ею пользоваться нельзя. Только на третьем шаге (длящемся десять минут) можно прибегнуть к ХУУ – произнесите его как можно громче, вложите в него всю свою энергию. Вы стучите этим звуком в дом своей энергии. И если вы пусты, – а вы стали пустым благодаря катарсису на втором шаге, – ХУУ проникает вглубь и ударяет в ваш сексуальный центр.

По сексуальному центру можно ударить двояко. Во-первых, естественным образом. Всякий раз, когда вас привлекает лицо противоположного пола, по сексуальному центру наносится удар извне. Этот удар также есть тонкая вибрация. Женщина привлекла мужчину, или мужчина привлек женщину. Почему? Благодаря чему в мужчине и благодаря чему в женщине это происходит? В них ударяет положительное или отрицательное электричество, тонкая вибрация. На самом деле, это – звук. Например, вы замечали, что птицы используют звук, как сексуальный сигнал. Их пение сексуально. Они многократно ударяют друг друга определенными звуками, которые попадают в сексуальный центр.

Тонкие вибрации электричества ударяют вас извне. Когда в ваш сексуальный центр ударили извне, ваша энергия устремляется наружу – к другому. После чего возможно воспроизведение, рождение. От вас кто-то родится.

ХУУ ударяет в тот же центр энергии, только изнутри. А когда по сексуальному центру ударяют изнутри, энергия течет внутрь. Это внутреннее течение энергии совершенно вас преображает. Вы преобразились: вы родили самих себя.

Вы преображаетесь только тогда, когда ваша энергия меняет направление движения. Только что она текла наружу, и вот уже течет внутрь. Только что она текла вниз, а вот уже течет вверх. Это движение энергии вверх и есть знаменитая кундалини. Вы почувствуете, что она действительно движется по вашему позвоночнику, и чем выше она поднимается, тем выше поднимаетесь вместе с ней вы. Если эта энергия достигнет брахмарандхра – последнего, седьмого центра, находящегося в вершине головы, – вы станете высочайшим человеком.

На третьем шаге я применяю ХУУ, как способ поднять вашу энергию. Первые три шага приносят катарсис. Они еще не медитация, лишь подготовка к ней, «разбег» для прыжка, но еще не прыжок.

Четвертый шаг – прыжок. На четвертом шаге я говорю вам: «СТОП!». Когда я говорю «СТОП!», вы должны замереть. Не делайте абсолютно ничего, потому что любое движение может отвлечь вас, и тогда все пойдет насмарку. Все что угодно – кашель, чихание – у вас ничего не получится, ваш ум отвлекся. Движение энергии вверх тотчас же прекратится, потому что ваше внимание переместилось.

Не делайте ничего, смертью вам это не грозит. Даже если вам очень хочется чихнуть, а вы десять минут не чихаете, от этого вы не умрете. Даже если вам хочется кашлянуть и вы чувствуете в горле раздражение, потерпите и ничего не делайте, вы тоже не умрете. Пусть ваше тело замрет, чтобы энергия могла устремиться по нему единым потоком вверх.

Когда энергия устремляется вверх, вы обретаете все большее безмолвие. Безмолвие – побочный продукт энергии, поднимающейся вверх; напряжение – побочный продукт энергии, текущей вниз. Все ваше тело станет таким безмолвным, словно оно исчезло. Вы не сможете его почувствовать. Вы лишились тела. А когда вы безмолвны, безмолвно и все бытие, ибо бытие – это зеркало. Оно отражает вас. Оно отражает вас в тысячах и тысячах зеркал. Когда безмолвны вы, становится безмолвным и все бытие. Я скажу вам так: в своем безмолвии будьте просто свидетелем – непрерывным вниманием; не делайте ничего, оставайтесь свидетелем, оставайтесь с самим собою; не порождайте ничего – ни движения, ни желания, ни становления – просто пребывайте здесь и сейчас, безмолвно свидетельствуйте обо всем, что происходит.

Это пребывание в центре, пребывание в самом себе возможно благодаря первым трем шагам. Пока эти три шага не сделаны, вы не способны оставаться с самим собою. Можно говорить об этом, можно думать, мечтать, но этого не случится, потому что вы не готовы.

Три первых шага готовят вас к встрече с мгновением. Они делают вас сознательным. Это и есть медитация. В медитации случается нечто, пребывающее за пределами слов. Как только это случится, вы уже не останетесь прежним; это невозможно. Это рост, а не просто переживание». (Ошо, "Грандиозный вызов").

Указания к выполнению «Динамической медитации Ошо»
Дышите как можно чаще, глубже и энергичнее, но все же оставайтесь свидетелем. Наблюдайте за происходящим так, словно вы – зритель, словно все происходит не с вами, а с кем-то другим. Все происходит в теле, а сознание просто наблюдает.

«Динамика» проводится с закрытыми глазами и сопровождается музыкой. При этом предпочтительнее, чтобы желудок был пуст, а одежда проста и комфортабельна.
Первая стадия. 10 минут музыки.

Дышать хаотично через нос, сосредоточиваясь на выдохе. Тело само позаботится о вдохе. Дыхание должно проникнуть глубоко в легкие. Дышите как можно быстрее и энергичнее, все больше и больше увеличивая скорость дыхания, пока вы сами не превратитесь в дыхание. Как только ваша энергия придет в движение, она начнет двигать вашим телом. Разрешите телу естественные движения, чтобы помочь накопить энергию. Естественные движения рук и тела помогут энергии подняться. Наблюдайте и чувствуйте, как она накапливается; не прерывайте первую стадию раньше времени и ни в коем случае не снижайте темпа.

Вторая стадия. 10 минут музыки.

Теперь позвольте этой накопившейся энергии взорваться и выйти наружу. Позвольте ей выразится в любой форме: кричите, плачьте, смейтесь, танцуйте, тряситесь, пойте, говорите что угодно, разрешите себе «сойти с ума». Двигайтесь всем телом, не сдерживая ничего, что хочет выйти из вас, выразить себя. Вначале можно применить небольшое актерство, которое может помочь вам начать. Не разрешайте уму вмешиваться в то, что с вами происходит, будьте тотальны.

Третья стадия. 10 минут музыки.

Плечи и шея расслаблены, поднимите руки как можно выше, не выпрямляйте их. С поднятыми руками подпрыгивайте вверх, произнося звук «хуу! хуу! хуу!» из самой нижней части живота каждый раз, когда опускаетесь на полные ступни (следите, чтобы пятки касались пола). Постарайтесь вбивать этот звук вовнутрь себя как можно глубже, пусть звук ударяет глубоко в ваш сексуальный центр. Приложите все свою энергию, до полного изнеможения.

Четвертая стадия. Стоп. 15 минут тишины.

Как только услышите СТОП!, замрите в том положении, в каком вы находитесь в момент стопа. Не ищите удобного положения. Кашель или любое другое движение нарушит ход энергии, и все ваши усилия будут потеряны. Будьте свидетелем всего, что происходит внутри и вокруг вас.

Пятая стадия, последняя.

15 минут музыки. Празднуйте!... Танцуйте, пойте, веселитесь под музыку, выражая благодарность бытию. Несите вашу радость с собой в течение всего дня. Если место, где вы находитесь, не позволяет вам шуметь, ведите себя тихо: катарсис второй стадии можно делать с помощью движений тела. В третьей стадии звук «ху-у!» вбивайте в тишине, про себя, а пятую стадию превратите в выразительный танец.


«Кундалини» – пробуждение жизненной силы
«Когда вы делаете медитацию "Кундалини", следите, чтобы тряска происходила сама по себе. Постойте тихо и почувствуйте, как понемногу начнет дрожать ваше тело, помогите ему, и постепенно это превратится в тряску. Если вы заставите себя трястись через силу, это будет равносильно простому гимнастическому упражнению. Тряска останется только на поверхности, она не проникнет в вас. Внутри же вы будете твердым, как камень, станете лишь манипулятором движений своего тела. А тело не главное, главное – это вы. Когда я говорю «тряситесь», я имею в виду вашу закаменевшую душу, трясите ее до самых корней, пока она не станет жидкой, не начнет расплавляться, свободно течь. И когда душа растет, тело последует за ней. И потом уже не будет того, кто трясется, останется только трясение. Оно произойдет просто само по себе...». Ошо.
Первая стадия. 15 минут музыки.

Расслабьтесь и позвольте себе трястись всем телом. Глаза лучше закрыть, но можно оставить и открытыми.

Вторая стадия. 15 минут музыки.

Танцуйте ... так, как вам захочется. Пусть тело движется само, не закрепощайте его и не пытайтесь контролировать движения. Не расслабляйтесь специально, это вас еще больше закрепостит. Позвольте телу быть естественным по отношению к ситуации, к музыке.

Третья стадия. 15 минут музыки.

Стоя или сидя, закройте глаза и не двигайтесь. Свидетельствуйте все, что происходит внутри и вокруг вас.

Четвертая стадия. 15 минут тишины.

Лягте с закрытыми глазами и оставайтесь без движений, расслабьтесь.

3. Наблюдение себя осознанным и бессознательным
Работа транссознания начинается с понимания того, что значит быть осознанным, знаем ли мы себя осознанными, осознанными в том смысле, в каком мы себя таковыми считаем. Как понять, осознан я или нет? Можно попытаться теоретически выяснить для себя, что такое сознание, а потом искать способ этому соответствовать. Можно ничего не искать и решить, что вы знаете, что значит быть осознанным, что вы всегда осознанны в том, что вы делаете. Но лучше ничего не считать, а попробовать для начала разобраться, что имеется ввиду, когда речь идет о понимании вами вашей осознанности.

Понятно, что когда мы говорим об осознанности, мы говорим об этом, как о проявленном сознании. А поскольку все есть Сознание – и камень, и ветер, и птица, и человек, то уместно будет сказать и об уровнях сознания. То есть вся живая и неживая природа находится на том или ином уровне сознания. А это значит, что всегда есть какой-то уровень осознанности. Каждый человек всегда осознан на своем уровне. Вот найти этот уровень своей осознанности, двигаться в нем, проживая его, это и значит быть осознанным.

Если человек пользуется чужим опытом, чужим знанием, для него это объективное знание. Такое знание не является собственно знанием, и может быть лишь стимулом к познанию, к обретению истинного знания – трансзнания. Но человек удовлетворяется объективным знанием, потому что просто информированности, осведомленности о жизни зачастую хватает. Да и сама информация давно уже стала разменной монетой, ее можно купить или продать и сделать на этом бизнес. Зачем истиннные знания? Манипуляция с чужим знанием приносит моральную и материальную прибыль. Этого достаточно.

Объективные знания часто остаются просто информацией, мы не желаем даже убедиться, соответствуют ли они истине. Просто верим. Можно сказать, что это знания веры. Конечно, как и любые знания, знания веры имеют отношение к жизни. Если пользоваться этими знаниями, как опытом жизни, хотя бы и чужим, безусловно, находятся подтверждения тому, что они работают в тех или иных ситуациях, где можно просто следовать определенной последовательности действий. А когда есть соответствие, когда знания работают и жизнь "получается", кажется, что это и есть осознанность. Но эта осознанность, в лучшем случае, касается контроля за тем, чтобы все, что делаешь, соответствовало принятому правилу следования.

Второй тип знаний – это знания, обретаемые человеком благодаря собственному опыту. Но опыт опыту рознь. Если он ставит своей целью накопить знания, он пропускает возможность получить знания напрямую, потому что вынужден удовлетворяться первым попавшимся подходящим ему результатом. И если это устраивает его по практическим соображениям, то на этом процесс познания и осознания жизни заканчивается. Похоже, так обретается опыт, который мы имеем ввиду, когда говорим о собственном опыте. Назовем это знание знанием собственного опыта. Практически такое знание мало чем отличается от знания веры.

Но поскольку это все-таки связано с собственным опытом жизни, параллельно с обретением знаний происходит что-то еще. И вот это "еще" происходит потому, что никакой собственный опыт не проходит бесследно. Опыт обретается в результате проживания жизни, которая учит нас, хотя бы неосознанно, другому "знанию" – мудрости. Обретается некая сноровка жить. Эта сноровка очень важная вещь. Именно благодаря сноровке мы обретаем силу принимать все происходящее и случающееся с нами. Если нам не удается это осознавать, то это работает на уровне подсознания, на уровне нашей интуиции. Но мы говорим об осознанности, а это значит, что обретенное знание и интуитивное понимание работают теперь за нас там, где нет сил принимать жизнь непосредственно.

И, наконец, третье, последнее, осознанное знание или трансзнание. Это знание тотального опыта жизни. Опыт не может быть критерием жизни, пока жизнь не будет проживаться до конца, тотально. Тотально проживать жизнь – это значит не оставлять ничего на потом, не оставлять следов в подсознании, которые обязательно когда-то будут предъявлены. Психологи говорят о непрожитых, нереализованных желаниях и намерениях, которые мы носим в себе, как о незавершенных гештальтах.

Жить тотально в своем темпе времени – это и есть жить осознанно. Прожитое до конца дает истинное знание – трансзнание. Пока мы пользуемся накопленным знанием, пока знания остаются, осознанность подменяется знанием. Если же все, что происходит, проживается до конца и в знаниях отпадает всякая необходимость, тогда мы истинно осознанны, осознанны вне ума.

Многое не осознается, потому что ум ставит блоки. Многие наши чувства не осознаются, потому что знание ума препятствует этому. Ум не отпускает чувства пройти глубже в свои ощущения.



Все, что мы ощущаем, используя сенсорные каналы органов чувств, передается в мозг и потом в ум. Это естественный природный путь, и его не обойти. На рисунке 4 показан этот путь. Поэтому, если ум что-то не понимает или не принимает, он блокирует весь этот канал. Человек лишается возможности пройти глубже, открыться своей внутренней чувствительности, овладеть скрытым измерением чувств. Он не в состоянии быть осознанным непосредственно, когда суждения не нужны, когда есть чистое восприятие и понимание глубины проникновения в реальность через внутреннюю чувствительность, через ощущения и впечатления о происходящем.

Ум блокирует сознание двумя путями: когда он удовлетворяется своими объяснениями, суждениями о том, что происходит, или, когда он блокирует его на уровне неприятия, раздражения или страха, бессознательно запоминая происходящее в виде аудио, видео или кинестетических картинок.

Мы не осознаем, когда получаем объяснение о том, что происходит, потому что само объяснение становится истиной, которая устраивает нас. Теперь уже нет необходимости двигаться дальше, узнавать что-либо еще. И еще мы не осознаем, когда раздражены или напуганы, страх становится хозяином. И в том и в другом случае ум блокирует жизненную энергию, она не распространяется дальше ума, жизнь как бы останавливается. Ум подменяет жизнь!

Момент осознанного восприятия связан с перераспределением энергии из неосознаваемого ума в сферу живого положительного мышления ума и далее в сферу сознания не-ума. Пока остаются предубеждения, истинного осознания нет.

Ум – это знания, которые мы храним. Если работать с этими знаниями, можно идти все дальше и дальше, но нельзя дойти до точки, в которой они заканчиваются. Знания самодвижущиеся, потому что ум динамичен. Он растет и у него – своя жизнь. Так что если убираются какие-то знания, они возникнут снова. Нет смысла обрывать листья и, даже – ветви, все появится вновь.

Не нужно пытаться бороться со знанием или пытаться его изменить. Нужно наблюдать и помнить только об одном: "Я – не это". Пусть это будет мантрой: "Я – не это". Помните об этом, станьте бдительны и вы увидите, что происходит.

Осознание сознания
Чтобы уйти от знаний и того, что они порождают, нужно вернуться к осознанию объектов внешнего и внутреннего мира. Это позволит обнаружить незавершенные гештальты (нереализованные конфигурации мыслей, чувств, эмоций, мотивов, желаний и пристрастий), которые сохраняют связь с прошлым, с памятью нереализованных событий. Вызывая из подсознания непрожитые ситуации прошлого, создаются условия для трансформационного роста сознания.
Осознание объектов внешнего мира в настоящий момент
Выберите партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди своим осознанием внешнего мира. Осознание начинается словами: "Сейчас я осознаю, что..." – и заканчивается сообщением об осознании ощущений от звуков, запахов, кинестетических раздражителей и видеоизображений. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внешнего мира в течение 5 – 10 минут. Старайтесь избегать интерпретации, оценки, суждения чего-то конкретного, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира.

Затем переключитесь и слушайте, как партнер рассказывает о своем осознании. Если вы чувствуете, что партнер начинает интерпретировать или оценивать, если он оказался во власти своих воображений, помогите ему вернуться в реальную ситуацию беспристрастного восприятия и осознания только того, что происходит прямо сейчас в этом месте.

Смотрите на партнера. Начните осознание партнера, его присутствие, как внешнего объекта (видеоинформации). Сопровождайте проговариванием своих наблюдений.
Осознание объектов внутреннего мира в текущий момент
Выберите партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди своим осознанием внутреннего мира. Закройте глаза и обратите внимание на стимулы внутри вас. Осознание объектов внутреннего мира можно начинать словами: "Сейчас я осознаю..." – и заканчивать сообщением об осознании ощущений, возникающих в коже, суставах, мышцах, желудке, гениталиях и т. д., таких как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке или в ноге и т. п. Продолжайте повторять эти высказывания в течение 5 – 10 минут. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим осознанием. Очень важно быть внимательным ко всему, что происходит в вашем теле, не судите, не интерпретируйте, беспристрастно наблюдайте происходящее.
Осознание воображений, своего внутреннего диалога – "болтовни" ума
Работа выполняется в паре. Осознание внутреннего диалога включает умственную активность, отличную от текущего опыта органов чувств. По сути это осознание вашей памяти и тех программ, которые продолжают функционировать независимо от того, где вы находитесь и что делаете. Это нереализованные потребности, желания и пристрастия, а также различные фантазии, подозрения, обиды, страхи, чувство вины и т. п. Начинайте осознание словами: "Сейчас я осознаю..." – и заканчивайте его сообщением о своем осознании интереса к тому, сколько, например, времени, или об осознании предположения о содержании мыслей партнера, или сколько, например, потребуется еще времени для осознания своего внутреннего диалога. Делайте это в течение 4 – 6 минут. Затем послушайте партнера.
Осознание своей спонтанности в настоящий момент
Просто сидите и наблюдайте, куда поведет вас сознание вашего ума – мир ваших блуждающих мыслей, ваших автоматизмов и ваше непосредственное осознание, если специально не сосредоточиваться на каком-либо конкретном осознании (внутреннем, внешнем и т. д.). Начинайте осознание словами: "Сейчас я осознаю..." – и заканчивайте его сообщением о том, что вы осознаете в данный момент, в осознании чего вы находитесь. Вы можете обнаружить, что осознаете сейчас запахи, или свою умственную активность. Вы можете обнаружить также связи между различными действиями, – осознавать шум в комнате, воображать, что кто-то наблюдает за вами и испытать, например, сухость во рту.

Как только вы полностью идентифицировали каждую форму осознания и пронаблюдали, куда оно вас ведет, вы готовы совершенствовать свою способность к концентрации. Вы можете расширить сферу своего сознания за счет просмотра своих осознаний, например, вы переходите от осознания внешних объектов к осознанию своего внутреннего состояния, а дальше к внутреннему диалогу или тем состояниям, которые возникают при вспоминании и т. д. Каждый раз при переходе из одной формы осознания в другую проговаривайте то, что вы осознаете. Продолжайте этот просмотр в течение 4 – 6 минут. Затем послушайте партнера.

Обратите внимание на то, что часто происходит путаница, когда вы принимаете свои сенсорные впечатления за интуитивное убеждение, мнение относительно них. То есть, когда вы думание о чувствовании выдаете за само чувствование.

Смотрите на партнера. Начните осознание партнера, его присутствие как внешнего объекта (видеоинформации). Сопровождайте проговариванием своих наблюдений. Затем начните предложение словами: "Я представляю, что..." – и заканчивайте его сообщением о ваших фантазиях или убеждениях относительно партнера. Например, вы можете осознавать, что ваш партнер сидит скрестив руки, и представить, что ему холодно. Продолжайте описывать ваше осознание ощущений и фантазий в течение 7 – 10 минут, затем выслушайте партнера.
Осознание субъектно-объектных отношений
Вы выбираете нежелательное для вас поведение, которое вами не осознается, но очевидно для других. Можете воспользоваться помощью других, если это вам трудно сделать. Например, поведение, в котором проявляется тенденция постоянно извиняться, избегать смотреть в глаза, говорить шепотом или быть настойчивым и нетерпеливым, безапелляционным и т. п.

Если поведение не осознается, его нужно преувеличить. Например, в вашем поведении проявляется тенденция постоянно извиняться, начинайте каждое предложение словами "извините, пожалуйста". Если вы осознаете поведение и считаете его нежелательным, попробуйте его усилить или изменить на противоположное. Если вы робкий человек и говорите шепотом, попробуйте быть хвастливым, громким и авторитарным. Проделайте все это в течение 10 – 12 минут.
"Нападающий и защищающийся"
Сядьте лицом к лицу с партнером и решите, кто из вас будет играть роль "нападающего", а кто "защищающегося". Затем ведите диалог. Твердо стойте на своей позиции, не сдавайтесь. Если вы "нападающий", говорите своему партнеру, как он должен вести себя, что должен делать. Ругайте и критикуйте его с позиций явного превосходства, силы и уверенности в себе. Если вы "защищающийся", постоянно извиняйтесь и оправдывайтесь. Говорите своему партнеру, как вы стараетесь, как хотите угодить и как что-то мешает вам выполнить его требования.

Время: 5 – 10 минут. Поменяйтесь ролями.

Постарайтесь полностью испытать власть, авторитет "нападающего" и манипулирующую пассивность "защищающегося". Будьте максимально беспристрастными, не судите, не подстраивайтесь, войдите максимально в роль вплоть до истинного проживания этого качества поведения. Наблюдайте, что в это время происходит с вами и с партнером одновременно, что вы чувствуете от этого процесса в целом.

Осознание памяти
Вспомните какое-нибудь приятное событие. Убедитесь в том, что вы ассоциированы в картинке и видите ее своими собственными глазами. Обратите внимание на свои ощущения. Теперь диссоциируйтесь, то есть выйдите из своего тела и посмотрите со стороны на человека, очень похожего на вас, который видит и слышит то, что вы видели и слышали тогда. Это почти наверняка изменит ваше отношение к событию.

Диссоциация от воспоминания лишает его своей эмоциональной силы. Приятное воспоминание утрачивает свою прелесть, а неприятное теряет свою боль.

Теперь выполните следующее.

Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окрашенной ситуации, которую вы можете хорошо вспомнить. Сначала осознайте визуальную часть вспоминания, как будто бы вы поворачивали ручку регулятора яркости изображения. Отметьте, какие изменения это вносит в ваше переживание.

Далее, можете приблизить или удалить образ. Что при этом изменяется? Наблюдайте свое состояние.

Теперь, если он был цветным, сделайте его черно-белым. Если же он был черно-белым, добавьте ему цвета. Посмотрите, что происходит.

Далее, есть ли в нем движение? Если да, то замедляйте его до тех пор, пока оно не остановится. Затем увеличивайте скорость.

Сделайте то же самое с аудиальной и кинестетической частями этого вспоминания. Не забывайте быть присутствующим во всем, что вы делаете.

Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состояние на диссоциированное и обратно.

Очень важно видеть разницу между действительно произошедшим событием и тем смыслом и влиянием, который мы ему придаем, то есть тем способом, которым мы его помним. Нельзя оценивать событие, нужно принимать его целиком, таким какое оно есть. Большинство вспоминаемых событий не прожиты из-за отсутствующей на тот момент силы принять их, поэтому вместе с событием в памяти записано суждение о нем. Это может быть страх, чувство вины, а может быть просто объяснение того, почему оно отвергнуто. Это нужно иметь ввиду.

Возможно, ваш внутренний голос, говорит вам: "Оставьте этот эпизод, он не имеет сейчас значения". Или вы просто пробегаете в памяти какое-то место, потому что оно вас задевает или вы испытываете страх. Оставайтесь беспристрастным наблюдателем происходящего. Если ум вмешивается, смотрите, как он это делает, но не отвергайте это, просто наблюдайте.

Осознание памяти – это предмет субъективного переживания, которое трудно передать словами. Если вы осознанны в том, что вы видите, вы можете быть режиссером своего фильма и можете сами решать, как вам быть, а не быть во власти бессознательной репрезентации событий, которые, казалось бы, возникают сами по себе. Подобно телевизору, ум показывает массу повторений, многие из которых являются старыми и не очень хорошими фильмами. Вам нет необходимости смотреть их. Они подлежат уничтожению. Ваше несуждение и беспристрастное наблюдение и свидетельствование сделают свою работу.

В результате наблюдения приходит понимание того, что живущее в человеке существо, порожденное установками и непрожитыми событиями жизни, должно умереть, то есть все, что не нужно и не прожито – стирается, происходит как бы стирание личной истории.

Сохранение личной истории – это поддержание через репрезентацию чувств собственных моделей мира. Какие-то нам нужны, а что­-то нужно убрать, потому что они периодически "выходят без дела наружу" и делают нашу жизнь невыносимой. Стирание личной истории делает человека незаметным, непроявленным, не способным зацепиться, тем, кого нельзя зацепить.

Стирание личной истории – это не стирание календарных событий в жизни человека. Стирание связано с освобождением от прошлого, растождествлением с тем, что делает нас зависимыми и обусловленными этим прошлым, включая обусловленность непрожитыми событиями этой и прошлых жизней. После стирания своей личной истории мы перестаем мыслить и чувствовать в категориях прежнего эго. Стирание личной истории – это не замена одного образа другим, это обретение большей осознанности и присутствия во всем и везде.

Осознание подсознания
Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идете по заброшенному городу поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вот вы заметили маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный дом, в котором никто не живет. Вы подходите к нему и смотрите в грязные стекла его окон. Присматриваетесь внимательнее и видите там старые заброшенные предметы. Ваш взляд останавливается на одном из них и вы тщательно рассматриваете его. Затем вы отходите от дома и возвращаетесь в город.

Теперь опишите от первого лица предмет, обнаруженный вами за окном. Вообразите себя этим предметом. Как вы чувствуете себя? Почему вас там оставили? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Ответив на все эти вопросы, через несколько минут "станьте собой" и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему?

Можете придумать другой сюжет. Вообразите себя цветком, который меняет цвет и форму, как он ощущает ветер, солнце, дождь.

С помощью этой техники вы сможете заново пережить непрожитые гештальты.
Смех – способ введение в состояние не-думания, смех – это возможность обнаружить свою осознаваемую часть ума
«Смех выносит некоторую часть энергии из вашего внутреннего источника на поверхность. Энергия начинает течь, она следует за смехом подобно тени. Вы это замечали? – когда вы смеетесь по-настоящему, в течение нескольких секунд вы пребываете в глубоком медитативном состоянии. Мышление останавливается. Невозможно смеяться и одновременно думать. Смех и мышление диаметрально противоположны: вы либо смеетесь, либо думаете. Если вы смеетесь по-настоящему, мышление прерывается. Если вы продолжаете думать, смех будет кое-как плестись позади. Это будет уродливый смех.

Когда вы по-настоящему смеетесь, ум внезапно исчезает. Насколько мне известно, танец и смех – это самые лучшие, естественные, легко отворяемые двери. Если вы танцуете, мышление останавливается. Вы продолжаете танцевать, вы кружитесь, кружитесь, вы становитесь водоворотом – все границы, все разделения исчезают. Вы даже не знаете, где кончается ваше тело и где начинается бытие. Вы перетекаете в бытие, а бытие перетекает в вас; они перекрывают друг друга. Если же вы танцуете – не управляете танцем, а позволяете ему управлять вами, позволяете ему овладеть вами, если вы одержимы танцем, – ваше мышление прерывается.

То же самое происходит и со смехом. Если вы одержимы смехом, ваше мышление прерывается.

Пробудившись утром, прежде чем открыть свои глаза, потянитесь как кошка. Потянитесь каждой частичкой своего тела. Спустя три-четыре минуты, по-прежнему не открывая глаза, начните смеяться и смейтесь в течение пяти минут. Сначала вы будете принуждать себя, но вскоре звук вашего усилия вызовет подлинный смех. Затеряйтесь в смехе. Для этого вам понадобится несколько дней, вы к этому совершенно не привыкли. Но вскоре ваш смех станет спонтанным и совершенно изменит природу вашего дня». Ошо.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

перейти в каталог файлов


связь с админом