Главная страница
qrcode

вода, почва, воздух. Вопрос Химический состав воздуха


Скачать 484.12 Kb.
НазваниеВопрос Химический состав воздуха
Дата13.11.2019
Размер484.12 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлавода, почва, воздух.rtf
ТипДокументы
#66573
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

Вопрос 1. Химический состав воздуха.

Химический состав воздуха имеет важное значение в осуществлении дыхательной функции. Атмосферный воздух – это смесь газов: кислорода, углекислого газа, аргона, азота, неона, криптона, ксенона, водорода, озона и др. (см. в табл. 1).


Кислород – наиболее важен. В покое человек поглощает 0,3 л/мин. При физической деятельности потребление кислорода возрастает и может достигать 4,5 –8 л/мин Колебания содержания кислорода в атмосфере невелики и не превышают 0.5%. Если содержание кислорода уменьшается до 11-13%, появляются явления кислородной недостаточности.  Содержание кислорода до 7—8 % может привести к смертельному исходу.

Углекислый газ (СО2), или двуокись углерода, — бесцветный газ без запаха, образующийся при дыхании людей и животных, гниении и разложении органических веществ, сгорании топлива и др. При наихудших гигиенических условиях в помещении (большое скопление людей, плохая вентиляция и др.) его концентрация обычно не превышает 1 % из-за проникновения наружного воздуха. Такие концентрации не вызывают отрицательных явлений в организме. При продолжительном вдыхании воздуха с содержанием 1 — 1,5% углекислого газа отмечается ухудшение самочувствия, а при 2—2,5 % обнаруживаются патологические сдвиги. Значительные нарушения функций организма и снижение работоспособности происходят, когда содержание углекислого газа составляет 4—5 %. При содержании 8—10 % происходит потеря сознания и смерть.

Азот. Индифферентный газ, служит разбавителем других газов. Повышенное вдыхание азота может оказать наркотическое действие

.


Вопрос 2. Виды загрязнения воздуха (антропогенные, биогенные, природные).

Химические загрязнение – это внесение в экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов. По происхождению загрязнения бывают природного, биогенного и антропогенного характера.

Природные загрязнения могут происходить из-за природных явлений – извержение вулкана, пылевые бури.

Антропогенные загрязнения возникают в результате человеческой деятельности (промышленной, автотранспорта.)

Загрязнения биогенного происхождения могут быть как природного происхождения – поступление в воздух пыльцы растений при весеннем цветении, выделений насекомых (выделения тараканов, клещей) или животных (птичий пух в воздухе от голубей и их помет), так и антропогенного – загрязнения разлагающимся навозом на птицефабриках или свинофермах. Сюда же относится массовое распространение микробов с отходами, произведенными человеком.

Вопрос 3. Принципы защиты атмосферы от загрязнений.

Принципы защиты воздушной среды включают в себя следующие мероприятия: законодательные, технологические, санитарно-технические, архитектурно-планировочные и организационные.

Законодательные мероприятия включают международные и государственные. Согласно Киотскому соглашению все государства, его подписавшие, обязуются соблюдать квоту по выбросам углекислого газа.

На предприятиях проводятся технологические мероприятия: по созданию более безопасных технологий, замене горения на электричество, герметизации процессов, предварительной очистке сырья и т д.

Обязательно проведение санитарно-технических мероприятий – установка очищающих аппаратов: пылеосадочных камер – циклонов (воздух завихряется, пыль выпадает в центре), жалюзийных пылеуловителей, аппаратов фильтрации, тканевых или электростатических фильтров (эффективность – 99,9%), аппаратов мокрой очистки через слой гравия – скруберов (эффективность 90%).

Архитектурно-планировочные мероприятия: 1) зонирование территорий - промышленная зона специально отделяется от жилой разрывом не менее 500 м, который называется санитарно-защитной зоной, и 2) располагается с наветренной стороны по розе ветров, 3) застройка жилых кварталов отдельно расположенными домами – рядами или отдельными зданиями или с двух противоположных сторон квартала – для лучшего проветривания.

В организационные мероприятия включается мониторинг (постоянный автоматический контроль) за загрязнением воздуха, воды и почвы, а также состоянием здоровья проживающего населения. Мониторинг помогает своевременно выявлять источники загрязнений, факторы риска для заболеваний людей, оценивать и прогнозировать состояние заболеваемости населения и принять необходимые меры.


Вопрос 4. Физические и органолептические свойства воды.

Основные физико-химические свойства воды влияют на все процессы, в которых вода принимает участие. Наиболее важны следующие свойства:

Чистота воды – наличие в ней примесей, бактерий, солей тяжелых металлов, хлора и др.

Поверхностное натяжение – это степень сцепления молекул воды друг с другом. Этот параметр определяет степень усвояемости воды организмом. Чем более «жидкая» вода, тем меньше энергии требуется организму для разрыва молекулярных связей и осуществления взаимодействия. Поверхностное натяжение воды в среднем сейчас составляет около 73 д/см. Поверхностное натяжение клетки нашего организма около 43 д/см.

Жесткость воды – наличие в ней солей. От жесткости зависит также степень взаимодействия воды с другими веществами.

Кислотно-щелочное равновесие воды. Основные жизненные среды (кровь, лимфа, слюна, межклеточная жидкость, спинномозговая жидкость и др.) имеют слабощелочную реакцию (в среднем 7,5 ед.). Кислотно-щелочное равновесие воды в настоящее время колеблется от 3,0 ед. до 7,0 ед. При сдвигах их в кислую сторону, меняются биохимические процессы, организм закисляется. Это ведет к развитию болезней.

Окислительно-восстановительный потенциал воды (ОВП). Это способность воды вступать в биохимические реакции. Она определяется наличием свободных электронов. Это очень важный показатель для организма человека. ОВП межклеточных жидкостей в организме в среднем равно -50 – (-100).
ОВП воды в среднем равно +55 – (+630).

Структура воды. Вода представляет собой жидкий кристалл. Диполи молекулы воды ориентируются в пространстве определенным образом, соединяясь в структурные конгломераты. Это позволяет жидкости составлять единую биоэнергоинформационную среду. Вся жидкость в организме структурирована. Только в таком состоянии она способна проводить энергетические импульсы. Когда вода находится в состоянии твердого кристалла, молекулярная решетка жестко ориентирована. При таянии разрываются жесткие структурные молекулярные связи. И часть молекул, высвобождаясь, образует текучесть воды

Органолептические свойства воды — это именно те ее признаки, которые воспринимают органы чувств человека.  К ним относятся запах, вкус, цвет и прозрачность, т. е. те свойства, которые могут быть определены органами чувств человека.

Прозрачность. Это важный показатель чистоты воды. Под прозрачностью воды понимается ее способность пропускать свет и делать видимыми предметы, находящиеся на определенной глубине. Прозрачность воды определяется количеством содержащихся в ней механических и химических примесей. Прозрачность питьевой воды должна быть не менее 30 см, а воды плавательных бассейнов — 20 см.

Цвет. Питьевая вода должна быть бесцветной. Окраска воды, как и ее мутность, делает воду неприятной для питья. Совершенно бесцветная вода встречается редко, например, в подземных водоносных слоях.

Запах. Чистая питьевая вода не должна иметь никакого запаха. Любой запах указывает на присутствие в воде либо продуктов биологического распада растительных или животных организмов, либо каких-либо химических соединений, посторонних для питьевой воды. Например, запах сероводорода указывает на возможное наличие в воде патогенных микроорганизмов. (в баллах)

Вкус. Питьевая вода не должна иметь посторонних привкусов. Изменения вкуса воды или появление неприятного вкуса свидетельствуют о возможном наличии в ней органических веществ, продуктов распада различных органических веществ животного или растительного происхождения.

Температура. Наиболее благоприятной для питьевой воды считается температура +7…+12°С. Такая вода эффективнее утоляет жажду, способствует охлаждению слизистой оболочки полости рта и пищевода и вызывает усиление деятельности слюнных желез.



Вопрос 5. Причины загрязнения источников водоснабжения.

Основные причины загрязнения воды:

Сточные воды - это та вода, которая оказывается в канализации.
Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды. В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. И основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества (из-за моющих средств). Именно они наносят основной урон по живым водным организмам.

Промышленные отходы.
Оказываются они в водоёмах по различным причинам. Случается так, что промышленные отходы сливаются в реки и моря нарочно. А иногда происходят несчастные случаи или утечки, в результате которых отходы оказываются в воде.

 Фермерские хозяйства.
Из-за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды). Но отказаться от ведения фермерских хозяйств было бы самоубийством, поскольку они являются поставщиками пищи. Поэтому с данной проблемой ничего не поделаешь.

 Утечки нефти.
К сожалению, случаются они слишком часто. И, попадая в водоёмы, нефтепродукты оказывают множество неблагоприятных воздействий на живые организмы.

 Твёрдые отходы.
В мире существует множество водоёмов, которые служат в качестве каких-то помоек. Туда сбрасывается различный мусор, который в большом количестве собирается на поверхности водоёмов. Из-за чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих процессов, происходящих в этих экосистемах.

Тепловое загрязнение.
Под этим пунктом подразумевается слив в водоёмы тёплой воды, которая образуется в результате работы тепловых и атомных электростанций. Из-за увеличения температуры воды ускоряются многие процессы, что приводит к различным проблемам. В таких водоёмах наблюдаются массовые вымирания живности и ускоренное 
Атмосферные загрязнения. В атмосфере нашей планеты содержится множество 


Вопрос 6. Защита воды от загрязнений.

С этой целью предусматриваются следующие экозащитные мероприятия:
развитие безотходных и безводных технологий; внедрение систем оборотного водоснабжения;
  • очистка сточных вод (промышленных, коммунально-бытовых и др.);
  • закачка сточных вод в глубокие водоносные горизонты;
    очистка и обеззараживание поверхностных вод, используемых для водоснабжения и других целей

  • .

    Вопрос 7. Понятие почвы как биосферы.

    Почва – поверхностный слой коры Земного шара, играющий большое значение в жизни человека. Это неотъемлемое звено кругооборота веществ в природе – элемент ее биосферы.

    Биосферные функции почвы:

    Обеспечение постоянного взаимодействия большого геологического и малого биологического круговоротов (циклов) веществ на земной поверхности.

    Стабилизатор земной поверхности и аккумулятор элементов минерального питания растений, основа ландшафтной среды.

    Аккумуляция органического вещества и связанной с ним химической энергии солнечного света.

    Балансирование химического состава атмосферы и гидросферы.

    Регулирование биосферных процессов, в частности плотности жизни на Земле.

    Нейтрализует вещества, поступающие из земных глубин, из горных пород.


    Вопрос 8. Гигиеническое значение почвы. Пути загрязнения почвы.

    Для гигиенистов важен поверхностный слой почвы – 25 см (пахотный). Именно в нем растут растения, он чаще загрязняется и из него загрязнения поступают в воздух, водоемы и растения. Именно к этому слою предъявляются гигиенические требования.

    Гигиеническое значение почвы определяется:
    выявлением факторов, обуславливающих ее влияние на жизнедеятельность человека;
  • необходимостью оценки степени этого влияния на здоровье;
  • разработкой профилактических мероприятий по защите как почвы от антропогенного воздействия, так и человека от заболеваний, обусловленных этим загрязнением.
    Основные загрязнители почвы:
    пестициды (ядохимикаты);
  • минеральные удобрения;
  • отходы и отбросы производства;
  • газодымовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
  • нефть и нефтепродукты.


    Вопрос 9. Процессы самоочищения почвы.

    Почва является важной составной частью биосферы, в которой происходит обезвреживание (детоксикация) основной массы поступающих в нее органических веществ: растений, деревьев, насекомых, животных – это белки, жиры, углеводы (Б,Ж,У) и продукты их обмена. Они распадаются до образования неорганических веществ – этот процесс называется минерализацией. В результате этого в почве образуется новое органическое вещество –гумус (греч. – перегной). А этот процесс называется гумификацией. Гумус не пахнет, медленно разлагается на составные части, которые усваивают растения. Он очень необходим растениям для полноценного роста.

    Вместе оба процесса – минерализация и гумификация, направленные на восстановление первоначального состояния почвы, получили название процессов самоочищения почвы. Это сложный процесс, зависящий от химического состава почвы, ее физических свойств (пористости, воздухо- и влагопроницаемости (например, песок, глина и т.д.), обеспечивающих доступность воздуха и воды, состава микрофлоры и фауны почвы.


    Вопрос 10. Биогеохимические провинции.

    В природе часто возникают ситуации, когда в почве значительно больше каких-либо химических элементов (одного или нескольких), чем требуется растению и наоборот. Химический элемент, находящийся в недостаточном количестве для нормального развития растения, называется дефицитным. Избыток элементов в геохимической среде также может сдерживать развитие растений и снижать их урожайность. Элементы, удаление которых из среды увеличивает продукцию живого вещества, называются избыточными. Резкий дефицит или избыток элементов в среде может приводить к серьезным заболеваниям растений, животных и человека. Такие болезни в 1938г. А.П. Виноградов назвал биогеохимическими эндемиями, а районы их распространения – биогеохимическими провинциями. Биогеохимической провинцией может считаться любая геохимическая аномалия, т. е. участок земной коры (или поверхности земли), отличающийся существенно повышенными концентрациями или отсутствием каких-либо химических элементов или их соединений, вызывающих отклонения в здоровье местных жителей.


    Вопрос 11. Гигиена детей и подростков- определение, цели, задачи.

    Определение:

    Гигиена детей и подростков - раздел профилактической медицины, изучающий: условия среды обитания и деятельности детей, влияния этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

    Цели:

    - обоснование и разработка санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения;

    - разработка комплекса оздоровительных мероприятий которые способствуют укреплению здоровья

    и физического развития детей и подростков.

    Задачи:

    - охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

    - разработка научного обоснования условий воспитания и обучения, в том числе допустимых учебных нагрузок, производственном обучении детей;

    - нормирование факторов внешней среды, т. е. установление санитарно-гигиенических норм и требований для детских учреждений, предметов пользования, одежды, игрушек, учебников;

    - регулярный контроль за соблюдением гигиенических норм и требований в местах проживания и временного пребывания детей о подростков.


    Вопрос 12. Дошкольная, школьная гигиена, гигиена молодежи.

    Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки и самостоятельная дисциплина изучает вопросы охраны и укрепления здоровья. Эта научная дисциплина состоит из следующих разделов: до-школьная гигиена, школьная гигиена и гигиена молодежи.

    Дошкольная гигиена — гигиена детей младших возрастных групп, предшествующих поступлению в школу.

    Школьная гигиена — гигиена учащихся образовательных школ, гимназий, лицеев и т.д.

    Гигиена молодежи — гигиена учащихся высшей школы (студентов) и вечерних школ рабочей молодежи.

    Главные задачи гигиены детей и подростков:

    •изучение влияния естественных (природных) и искусственных факторов, обусловленных деятельностью человека, а также условий труда и быта на развитие и здоровье растущего организма;

    •разработка мероприятий и норм, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.



    Вопрос 13. Основные периоды жизни детей и подростков, их особенности.

    Выделяют следующие основные этапы психического и физического развития ребенка:

    •Внутриутробный. Это период от зачатия до родов и занимает он примерно 280 дней или 38-40 недель. Во время внутриутробного развития происходит полное формирование организма человека, закладываются все органы, а также может происходить формирование будущих предпочтений и характера.

    •Неонатальный. Это период, когда малыш только-только появился на свет и пока ему не исполнится месяц или 4 недели. В этот период ваш малыш крайне уязвим, за ним нужна полная забота и уход. Он учится правильно кушать, какать, спать, делает какие-то первые непроизвольные движения. В этот период важно поддерживать максимально комфортную среду для ребенка.

    •Грудничковый. Это период с месяца до года жизни малыша. В это время он учится управлять своим телом, учится сидеть, вставать, ползать, ходить и еще очень много чего, также активно познает мир и изучает окружение. Быстрее всего малыш развивается именно в первый год жизни. У него появляются первые зубы и ближе к году он становится более самостоятельным и частично отделяется от мамы. В этот период вам нужно тщательно следить за развитием и состоянием ребенка, вовремя проходить все обследования и посещать врачей.

    •Ясельный. Это период с года до трех лет. В этот период ребенок совершенствует свои навыки, он учится бегать, разговаривать, принимать решения и становится еще более самостоятельным. Речь и мышление становятся лучше, ребенок продолжает активно расти и развиваться. В это время многие дети уже начинают ходить в детский сад и идет более полный отрыв от мамы. Для большинства малышей это огромный стресс. И важно правильно подготовить ребенка к походу в детское учреждение. Основным родом занятия у детей этого возраста является игра. Они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, принимать решения самостоятельно.

    •Дошкольный. Это период от 3 до 7 лет. В это время у вашего ребенка закладывается характер и идет становление его как личности. У него складывается манера поведения и речи, многое он копирует с родителей, поэтому очень важно подавать ребенку хороший пример. Очень активно развивается речь, ребенок продолжает учиться ладить и контактировать со сверстниками. Также у него развиваются все психологические и физические процессы. Он быстро растет, происходит очередное возрастное развитие ребенка, смена зубов, меняется телосложение и структура тела, он становится самостоятельным. Умеет делать логические выводы и принимать решения, может постоять за себя.

    •Младший школьный возраст. Это период от 7 до 12 лет, то есть начальная школа. Ребенок становится более внимательным, ответственным и все больше начинает осознавать, что он личность и может смело принимать решения самостоятельно. Дети учатся планировать свою дальнейшую деятельность, у них активно развивает интеллектуальные навыки. Происходит полная смена молочных зубов на коренные.

    •Старший школьный возраст. Это период полового созревания с 13 до 17 лет. Это огромный скачек в росте и развитии ребенка. Он часто становится неуправляемым, непослушным и считает, что он уже взрослый и может принимать решения самостоятельно и делать все, что захочет. На этом возрастном этапе происходит открытие внутреннего мира ребенка, формируются собственные взгляды. Ребенок становится совсем взрослым и у него начинается более самостоятельная жизнь.
      1   2   3

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом