Главная страница
qrcode

Введение Актуальность исследования


Скачать 181.72 Kb.
НазваниеВведение Актуальность исследования
Дата09.04.2020
Размер181.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDIPLOM_V_RABOTE2.docx
ТипДокументы
#68712
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что современный мир диктует необходимость регулярно обновлять, модернизировать и дополнять методы работы, практикуемые в киноиндустрии. Именно киноиндустрия (а она, по сути, находится на стыке проблем, связанных с культурой, высокими технологиями, с экономикой и социологией) получает всё больше вызовов со стороны молниеносно меняющегося мира. Меняются технологии, внутри которых она существует – стереосистемы, кинозалы, носители информации, способы передачи изображения и многое другое. Меняется политическая и экономическая ситуация, что вынуждает кинобизнес ежечасно реагировать на вызовы времени, кризисы, спады, революции и изменения экономических моделей. И самое главное – меняются люди. Это и есть самая тонкая сфера знаний, требующая ювелирной точности, огромного багажа информации, быстроты реакций, чуткости к социальным процессам. Почему люди могут игнорировать кинотеатр, построенный с последними техническими достижениями? Почему могут до отказа забивать крохотные залы провинциального киноцентра? Ответы кроются в нюансах работы со зрителем. Эта интересная и захватывающая наука, требующая глубокого и взвешенного подхода к ней. Сегодня это особенно актуально – киноиндустрия переживает так много угроз, как никогда. Зрители кино уходят в Интернет, продажи билетов не растут, впереди – обилие новых технологических новинок и туманное будущее. Что ждёт кинотеатры? Как им следует вести себя в сложившейся ситуации, чего ожидать от зрителя, чем его привлечь и на что делать ставку? Сегодня кинотеатру необходимо быть уверенным в своей аудитории. Этого не добиться простым вливанием денег в рекламные бюджеты или закупкой последних кинематографических новинок. Это задача для социально-культурного проектирования, предполагающая полноценное, всестороннее и аргументированное проникновение в проблему. Именно такую цель мы поставили перед собой: обратить аппарат социально-культурного проектирования на службу киноиндустрии (и конкретно, в рамках нашего исследования, местному киноцентру «Премьер»), чтобы поспособствовать её благополучию, которое немыслимо без формирования адекватной, активной и стабильной зрительской аудитории.

Через формирование зрительской аудитории посредством социально-культурного проектирования можно превратить кинотеатр или киноцентр не просто в средство досуга и развлечения, но в полноценную образовательную, просветительскую, социализирующую институцию. Грамотная работа с киноаудиторией способна раскрыть тот созидательный потенциал, который содержится в киноискусстве как таковом, в его истории и технологиях. Социализация, воспитание и взращивание аудитории посредством приобщения к кинематографу, к культуре кинопросмотров, к лекционно-просетительской, образовательной деятельности является важной задачей и видится нам очень перспективным направлением деятельности, направленным на благо как киноиндустрии, так и общества в целом.

Социальная значимость проблемы заключается в том, что кинотеатр является социально-культурным институтом, услугами которого с разной периодичностью пользуется подавляющее большинство населения. Совокупная аудитория этих институтов огромна, что предполагает большое количество возможностей для её изучения и описания. Просмотр кино в кинотеатре – не только способ досуга и времяпрепровождения, при правильном подходе к работе с аудиторией и при должном использовании приёмов и способов социально-культурного проектирования посещение кинотеатра может стать определяющим фактором поведения, сыграть значительную роль в деле социализации, формирования личности, ее интеграции в сферу культуры. На сегодняшний день киноиндустрия предельно коммерциализирована, что зачастую становится препятствием для полноценной социокультурной деятельности и полноценной работы со зрительской аудиторией. Именно поэтому необходимо не только изучать кинотеатральную индустрию, но и создавать новые и модернизировать старые технологии работы с кинотеатральной аудиторией.

Цель исследования: определить роль технологии социально-культурного проектирования в формировании активной зрительской аудитории кинотеатра.

Реализация поставленной цели включает решение следующих задач:
Детально ознакомиться с принципами и технологиями проектирования социально-культурных институтов.
  • Выявить специфику кинотеатра как объекта и субъекта социально-культурного проектирования.
  • Создать социологический портрет зрителя кинотеатра.
  • Проанализировать опыт работы со зрителями зарубежных и российских кинотеатров.
  • Разработать реальный проект формирования активной зрительской аудитории кинотеатра.
    Объект исследования зрительская аудитория кинотеатра.

    Предмет исследования социально-культурное проектирование как технология развития активной субъектной позиции зрительской аудитории кинотеатра.

    Степень разработанности проблемы

    Кинематограф в качестве социального института рассматривали такие социологи как: Балков С.А., Брейтман А.С., Иосифян С.А., Жабский М.И., Рондели Л.Д., Семенюк А.Г., Серебренников A.B., Полуэтов И.А., Гращенкова И.Н., Коган Л.Н., Шеремета А.Н., Хренов H.A и другие.

    М.И. Жабский в своих работах говорит о взаимоотношения кино и масс; рассматривает киноаудиторию с различных сторон и в различных аспектах, изучает вопросы о сохранности российской кинокультуры; вместе с Ю. Фохт-Бабушкиным и К.И. Тарасовым рассуждает о функционировании кино в обществе.

    Наряду с М.Жабским вопросы работы со зрительской аудиторией кинотеатра, структуру и динамику зрителя, отношение различных социальных групп к киноискусству, мотивы посещения кинотеатров изучал Хренов Н.А. Кинематограф, как социокультурный институт изучала И.В. Гожанская.

    История развития, техническое оснащение и анализ состояния кинотеатров на современном этапе рассмотрены в работах: Огурчикова П.К., Ирского Г.Л., Шемякина Д.Н., Касаткина В.М., Кришнула Б.И., Кошкина М.А., Карасева Л.А., Шекова Е.Л., Зориной Т.Р., Шемакина Д.Н., и других. Однако большинство узкоспециализированных источников являются устаревшими.

    Проблема формирования зрительской аудитории кинотеатра средствами социально-культурного проектирования изучена недостаточно. Так как в рамках работы над проблемой, автором исследования не было выявлено ни одного источника, детально рассматривающего этот вопрос, мы видим необходимость изучения данной темы.

    Методы исследования (теоретические и эмпирические): углубленное изучение научной литературы, анализ и синтез теоретических представлений и практического опыта, наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование, экспертный опрос, сравнение и обобщение полученных данных.

    Базы исследования: Москва, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей кино», г. Пермь, Краевое государственное автономное учреждение культуры «Пермкино» (киноцентр «Премьер»).

    Новизна исследования заключается в изучении и апробации технологии социально-культурного проектирования как механизма развития активной субъектной позиции зрительской аудитории кинотеатра – темы, практически не исследованной в условиях социально-экономических трансформаций современного общества.

    Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в деятельности учреждений и организаций, специализирующихся на кинопоказе; использования результатов данной работы в образовательных программах академической подготовки и повышения квалификации кадров, реализации авторского проекта фестивального кинотеатра «Три скамейки» на практике.

    Структура выпускной квалификационной работы включает в себя 3 главы, введение и заключение, список источников, проект и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы проектирования кинотеатра как социально-культурного института, глава состоит из трёх параграфов. Первый посвящён рассмотрению общих принципов и технологий проектирования социально-культурных институтов, во втором в этом же контексте рассматривается конкретный вид института (кинотеатр), в третьем даётся детальное описание социологического портрета кинотеатрального зрителя. Вторая глава посвящена социально-культурному анализу проблемы формирования зрительской аудитории кинотеатра и также состоит из трёх параграфов: в первом приводится международный опыт работы со зрительской аудиторией, во втором – специфический российской опыт, и, наконец, третий рассматривает в этом контексте конкретное учреждение – пермский киноцентр «Премьер». Также в данную работу включён детально проработанный реальный проект фестивального кинотеатра «Три скамейки», в котором, изложенные в двух главах теоретические принципы работы с аудиторией, реализуются на практике. В заключительной части содержатся обобщенные автором теоретические выводы.


    Теоретические основы проектирования кинотеатра
    как социально-культурного института
    В данной главе мы детально ознакомились с принципами и технологиями проектирования социально-культурных институтов, выявили специфику кинотеатра как объекта и субъекта социально-культурного проектирования, создали социологический портрет зрителя кинотеатра, а также рассмотрели понятия «социальный институт», «институт культурный», «социально-культурный институт», «проект», «социальный проект», «культурный проект», «социально-культурный проект», «социально-культурное проектирование», «кинотеатр», разграничили понятия «публика» и «аудитория».

    В главе использованы труды: Воробьёвой В.Е., Веренич М.И., Дукова Е.В., Жабского М.И., Исаевой Б.А., Ирского Г.Л., Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Криштул Б.И., Кузицына Г.М., Курбатова В. И., Лукова В.А., Матусевич В. П., Новаторова В.Е., Огурчикова П.К., Петрова Ю.В., Поппер К., Рыжковой И.В., Тард Г., Тощенко Ж.Т., Флиера А.Я., Фролова С.С., Хренова Н.А., Шемякина Д.Н.

    Принципы и технологии проектирования
    социально-культурных институтов
    Прежде всего, обратимся к рассмотрению понятия «социально-культурный институт».

    Латинское слово «instititum» в переводе на русский язык означает установление. Под установлением понимают средства, нормы и образцы поведения, регулирующие отношения между людьми в процессе их жизнедеятельности.

    Понятие «социальный институт» принадлежит к терминам, не имеющим междисциплинарных границ и широко использующимся во многих областях гуманитарных наук. Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г, заимствовав термин «институт» из юриспруденции.

    Существует несколько десятков научных определений этого понятия. Поскольку по значению они практически однообразны, ниже приведены наиболее полные определения из разных сфер научных знаний: социологии, культурологии и социально-культурной деятельности.

    В социологии институты обычно называют социальными, поскольку они изучаются как факты общественной жизни (институт государства, институты частной собственности, здравоохранения, образования и т.д.).

    Социальный институт – это комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно-обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и, с другой стороны, социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.
    С точки зрения культурологии эти институты рассматриваются как культурные, поскольку изучаются в качестве структур, предопределенных культурой и возникших в целях воплощения присущих данному обществу представлений о мире и человеке в нем.

    По мнению А.Я. Флиера, культурный институт (иногда говорят «институция») – стихийно сложившийся и функционирующий порядок осуществления какой-либо культурной функции, как правило, никем не регулируемой специально. Таковы традиции, нравы, обычаи, ри­туалы, мифология и религия, художественные стили и философские течения, школы и направления в науке и т.п. Сле­дует помнить, что под понятие «институт культурный» попадают не только ста­ционарные коллективы людей, исполняющие что-либо, но и сами процедуры исполнения этого (например, институт инициации, институт похорон, институт богослужения и т.п.).

    В широком смысле – любая структура, занимающаяся производством «культурных текстов», их распространением и поддержанием всей системы ценностных ориентаций населения (в первую очередь – религия, искусство и идеология).

    В ведомственном смысле – государственная или общественная органи­зация, выполняющая какие-либо функции в сфере, отнесенной к куль­туре как отрасли.

    Культурные институты можно диф­ферен­цировать на культуропорождающие – создающие какие-либо новации; культурорегулирующие порядок исполнения действующих норм; культуросохраняющие какие-либо раритеты исторического социального опыта; и куль­­­­туротранслирующие этот социальный опыт в синхронном или диахронном режиме.
    Социально-культурные институты – одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности. В самом широком смысле оно представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социальную функцию.

    Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различными формами внутренней градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы.
    Деятельность по созданию новых социально-культурных институтов, а также по управлению и перестройке уже существующих социально-культурных институтов путем частичных, постепенных реформ и изменений называют социальной инженерией или социальным проектированием.
    Рассмотрим такие понятия как «проект», «культурный проект», «социальный проект» и «социально-культурный проект».

    Проект (от лат. «projectus» – «брошенный вперед») – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
    Немецкий институт стандартизации DIN дает следующее определение данного понятия: «Проект – это план, который, как правило, характеризуется совокупностью исключительных условий, например, указанием цели, временными, финансовыми, кадровыми и другими ограничениями, отделен от других мероприятий. Предусматривается создание специальной организации для реализации проекта».
    В.А Луков дает следующее определение понятия «проект»: «Под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей; создаваемых или моделируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению».

    Если исходить из тезаурусного подхода к социальному проектированию, то в определении понятия «социальный проект» необходимо выделить его ценностную природу и ведущую роль субъекта проектной деятельности. С учетом этого определение приобретает следующий вид.

    Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, и воздействие, которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
    В зависимости от объявленных целей и организационных средств, которыми пользуются, социальные проекты могут быть: бизнес-характера, политические, социальные, культурные.

    Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни. Иначе говоря, в этом случае мы обращаем внимание не на эстетические, культурно-семантические стороны проекта, а на его социальную функцию.
    И большие, и малые культурные проекты приобретают значение, когда их направленность совпадает с интеллектуальными и духовными поисками, актуальными для общества. Здесь особенно четко видно то, что присуще всем социальным проектам: они зависят от той среды, где их хотят реализовать, от ожиданий людей. А сами эти ожидания предопределены типом культуры, характерной для данного общества. Вот почему было бы справедливо от выделения культурных проектов как разновидности проектов социальных переходить к пониманию всех социальных проектов как социально-культурных. Такое понимание позволило бы гораздо глубже осознать концептуальную сторону социального проектирования и значительно точнее определять практические цели и задачи проектов.
    Социально-культурные проекты – это проекты, ориентирующиеся на выработку культурных ценностей, новых ценностных отношений. Новое знание проникает в действительность потому, что оно выставляет регламентацию основанием, определяя осуществление социально-культурного проекта.
    По определению видного российского социолога Ж.Т. Тощенко, «социальное проектирование – это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов».
    Г.М. Бирженюк и А.П. Марков определяют социально-культурное проектирование как специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. 
    На наш взгляд, наиболее полно сущность социально-культурного проектирования в контексте данной работы будет отражать следующее определение: социально-культурное проектирование – это не только этап управленческой деятельности, связанный с рационально-обоснованным определением варианта планового развития социально-культурных процессов и явлений, целенаправленного изменения социально-культурных институтов и отношений, но и специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

    Проектная деятельность основывается на определённых принципах, являющихся исходным положением её теории, среди них выделяют: принцип научного обоснования проектируемой модели решения проблемы, принцип социальной целесообразности, заключающийся в соответствии конечного результата проекта потребностям и целям общественного развития, принцип соразмерности ожидаемых изменений той среде, в которой эти изменения произойдут, либо тем объектам, которые подвергнутся изменениям. Принцип «критического порога» заключается в чётком осознании меры изменения того или иного объекта или процесса и следствий этих изменений, принцип комплексности заключается в рассмотрении всего круга взаимосвязанных процессов, принцип реалистичности и реализуемости предполагает существование реальных возможностей выполнения проекта. Так же мы можем выделить такие принципы как: принцип актуальности, заключающийся в соответствии проектируемого процесса или объекта необходимости, сформированной в обществе, принцип научности заключается в научном обосновании проектных решений. Согласно этим принципам рассматривается любой проект, они же показывают значимые категории, которые должны быть в проекте – актуальность, научное обоснование, способы реализации проекта.

    Технология социально-культурного проектирования тесно связана с организационными, исследовательскими, управленческими и т.п. процессами, предшествующими происходящему в культурной сфере.

    В основе технологии социально-культурного проектирования, как и социального, лежит проблемно ориентированный анализ ситуации. Особенностью технологии социально-культурного проектирования является педагогический ракурс рассмотрения проблемы и способов ее решения.

    Доминирующим принципом разработки любого типа проектов, независимо от их характера и радиуса действия, является проблемно-целевая ориентация, – принцип, практическая реализация которого обеспечивает ряд дополнительных технологических достоинств и возможностей. Знание реальных проблем позволяет:
    точно определить области проектной деятельности (или приоритетные направления социально-культурного проектирования) и четко определить аудиторию проекта (социальную категорию или общность людей - носителей проблем);
  • квалифицированно разработать содержательную часть проекта, т.е. сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства решения проблем;
  • определить социальные силы, заинтересованные в реализации проекта (силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования).
    Таким образом, очевидно, что проектирование это большой комплексный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов, которые, объединяясь, служат выполнению основной цели – решению проблемы.
    В технологии социально-культурного проектирования можно выделить четыре фазы полного проектного цикла (жизненного цикла проекта): замысел, или концепция; планирование и оформление; реализация, завершение или анализ реализованного проекта.

    Обязательными составляющими на протяжении жизненного цикла проекта выступают контроль и оценка, подведение текущих и окончательных итогов проектной деятельности.

    Общую логику формирования проекта можно представить в виде двух взаимосвязанных блоков.
    Содержательное оснащение проектного решения:
    проблематизация или определение проблемы;
  • целеполагание или постановка целей и задач;
  • инструментализация, или операционализация – определение методов (мероприятия, акции, виды, формы и содержание деятельности), формирование организации, исполнителей и аудитории проекта, ресурсы (средства).
    Текущая система действий, отражающая общую логику реализации проектного решения.
    Важно отметить, что технология проектирования и практическая реализация проекта представляют собой два встречных вектора мыследеятельности. В процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только «прямой» алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации, т.е. обратную последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать возможности и эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов. На всех этапах проектного сопровождения применимы три подхода: SMART-анализ, SWOT-анализ и PEST-анализ.

    SMART-анализ – предполагает последовательный анализ цели по критериям достижимости, конкретности, измеримости или оцениваемости с учетом места и времени.

    SWOT-анализ – технология, основанная на изучении и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях, анализ слабых и сильных сторон, возможностей и угроз.

    PEST-анализ – это инструмент, дающий представление о воздействии таких внешних факторов, как P (политические), E (экономические), S (социальные), T (технологические), на деятельность организации или структуры и влияющий на принятие стратегических решений или на такие внутренние факторы, как продукт, разработки и технологии, тип организации, менеджмент, сегмент, позиция, ресурсы.

    Неоспоримо, что смыслом социально-культурной деятельности выступает ее «улучшающая» направленность, создание возможностей для улучшения и оптимизации человеческого бытия. Именно через проектирование, выступающее инновационной, творческой деятельностью, и можно создавать идеальные образы преобразования и совершенствования действительности.
    Подводя итоги по вышеизложенному материалу, можно сделать следующие выводы:
    Понятие социокультурного института крайне широко употребимо и фигурирует во многих гуманитарных дисциплинах, однако в контексте нашей работы наиболее целесообразно понимать социально-культурный институт как активно действующий субъект нормативного или учрежденческого типа, обладающий определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющий в обществе соответствующую социальную функцию.
  • Важнейшим процессом, определяющим становление, функционирование и развитие социокультурного института, является социальное проектирование.
  • Особенность социально-культурного проектирования заключается в роли проектировщика.
  • Технология социально-культурного проектирования тесно связана с организационными, исследовательскими, управленческими и т.п. процессами, предшествующими происходящему в культурной сфере.



        1   2   3   4   5   6   7   8   9

      перейти в каталог файлов


  • связь с админом