Главная страница
qrcode

Введение Стр 3


НазваниеВведение Стр 3
Дата29.05.2020
Размер0.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файланикитин.doc
ТипДокументы
#69773
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…….Стр 3

Глава 1 Психологические особенности отклоняющегося поведения…….Стр 7
Классификация видов и детерминанты отклоняющегося поведения ..Стр 7
  • Суицид как вид отклоняющегося поведения...……………………….Стр 14
  • Социально-психологические методы оказания помощи
    при отклоняющемся поведении………………………………………Стр 24

    Глава 2 Социально-психологические методы оказания помощи

    при суициде………………………………………………………….…..Стр 38

    2.1 Диагностика суицидального поведения……………………………….Стр 38

    2.2 Социально-психологические методы коррекции

    (Социально-когнитивный тренинг Д Роттера)…….…..………………Стр 50

    2.3 Сравнительный анализ (до и после коррекции)………………………Стр 69

    Выводы и рекомендации…………………………………………….……..Стр 77

    Заключение………………………………………………………………….Стр 79

    Глоссарий……………………………………………………………………Стр 84

    Библиографический список………………………………………………..Стр 87

    Приложения 1-6………………………………………………..……………Стр 89

    Введение

    В ряду психических феноменов свою собственную нишу занимает отклоняющееся поведение. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т. п. Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация – изоляция».

    В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом – девиантное поведение. В нашей работе мы используем оба термина – «отклоняющееся», «девиантное» – в качестве взаимозаменяемых.

    Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

    Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

    Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

    Можно привести несколько примеров: Лихорадочная страсть к успеху любой ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напилась таблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки по сочинению.

    Еще одна трагедия, потрясшая несколько лет назад одно из пригородных ульяновских сел. Сережа рос в благополучной семье, родители – из интеллигенции. Способный к точным наукам мальчик рос молчуном, про таких говорят: «Слова не вытянешь». Надвигались выпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в классном журнале стояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не ставила ему отметок. Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером родители крупно поговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул его из петли уже мертвым.

    Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.

    Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? «Суициды вообще-то были всегда», – кто-то скажет. Да, возможно. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков.

    Цель исследования: изучить социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении.

    Объект исследования представляет различные социально - психологические методы при отклоняющемся поведении.

    Предметом исследования является влияние социально – психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении.

    Гипотезы исследования: есть предположение, что при эффективном использование различных социально – психологических методов коррекции, можно снизить уровень склонности к суицидальному поведению.

    Задачи исследования: изучить социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении.

    Изучение теоретического материала по данной теме отечественных и зарубежных авторов.

    Проведение исследования на выявление отклоняющегося поведения.

    Проведение тренинговых занятий и бесед для коррекции отклоняющегося поведения.

    Проведение повторного исследования.

    Сравнение результатов в начальном и повторном исследованиях.

    Выводы и рекомендации по данной теме.

    Для исследования использовались следующие методики:

    1. Методика «Незаконченные предложения».

    2.Методика «Исследование суицидальных наклонностей».

    3.«Ваши суицидальные наклонности» рисуночный тест.

    4. «Опросник исследования тревожности» Спилбергера.

    5. «Оценка социально-психологической адаптации».

    6. «Самооценка психических состояний личности» Г.Айзенка.

    7. «Изучение агрессии» опросник Баса – Дарки.

    Социально – когнитивный тренинг Джулиана Роттера, а так же проводилась беседа.

    Теоретическая значимость дипломной работы была сделана попытка систематизировать материал по данной теме.

    Практическая ценность данного исследования в том, что его результаты могут быть использованы в работе практического психолога, а также при подготовке к лекциям и практическим занятиям по девиантной психологии.

    Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, глоссария, библиографического списка, приложения; пополняют исследовательскую работу таблицы.

    1 Психологические особенности отклоняющегося поведения

    1.1 Классификация видов и детерминанты отклоняющегося поведения

    Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявления. Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

    Психологический подход построен на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

    вид нарушений нормы;

    психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

    индивидуально-стилевые характеристики поведения.

    В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяет три основных группы поведенческих девиаций: негативизм (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) .

    Другой вариант систематизации видов отклоняющегося поведения личности принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских . Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение моет иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знаний.

    Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае – внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

    Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддикитивное и антисоциальное. Аддикитивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности, с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарцисское, фанатичное и аутичное поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское – поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарцисское – управляется чувством собственной грандиозности. Фанатичное – выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутичное – проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженность в мир собственной фантазии.

    В современной девиантологии в соответствии с перечисленными критериями выделяют три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

    Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

    У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную и гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

    Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающие благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

    В подростковые годы наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказы от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

    У детей чаще всего встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

    Границы ассоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

    Аутодестркутивное (саморазрушительное поведение) – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивным веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутичное поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта).

    Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение.

    По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно - деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно - аутодеструктивное) – самоубивающее (активно - аутодеструктивное).

    Девиантное поведение в своем развитии проходит несколько этапов:

    На первом этапе может не быть девиантного поведения в чистом виде, а могут проявляться некоторые симптомы его: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы).

    Второй этап девиантного поведения может характеризоваться дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным асоциальным характером поведения.

    Отношения личности к социальным нормам может быть различным:

    а) личность воспринимает свое поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам;

    б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько ее собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего окружения или социальной группы, к которой она стремится;

    в) личность оценивает свое поведение отрицательно, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

    На третьем этапе девиантного поведения его характеристики включают: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и др.).

    Личность либо принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает «кризис идентификации». Это кризис представления личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к социальному конфликту, часто завершающемуся идентифицированием с образом, который остальные имеют о личности. На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность сама справится с проблемами.

    Четвертый этап – устойчивое девиантное поведение – включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно выраженным асоциальным характером.

    Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

    Пятый этап – устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормам со стороны личности остаются, как и на предыдущем этапе. На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное.

    Любое отклоняющееся поведение имеет под собой ту или иную причину, т. е. детерминируется определенным фактором. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем. Система «общество – личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: геофизическом, макро - общественном, социально-групповом, социально-групповом, микро - социальном, индивидуально-личностном, психофизиологическом.

    В соответствии с выделенными уровнями выделяются следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:

    внешние условия физической среды;

    внешние социальные условия;

    внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

    К внешним физическим условиям девиантного поведения относятся такие фактора, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. И наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиации.

    Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности являются внешние социальные условия. К ним относятся:

    -общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, СМИ и др.);

    - характеристика социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);

    - микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

    Отклоняющееся поведение может стать следствием духовным проблем, оно также может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, а также нежелательное поведение может быть просто привычкой – действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней или внутренней выгодой.

    В целом отклоняющееся поведение характеризуют:

    - духовные проблемы – отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации;

    - деформации в ценностно-мотивационной системе личности – девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом